ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1499/17 от 24.01.2018 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)

дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 января 2018 г. <адрес>

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи ФИО11

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО12,

представителя заинтересованного лица Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО13

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО14, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан о признании действий незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к начальнику Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО15, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан о признании действий незаконными, указав, что он совместно с ФИО8, ФИО9, ФИО10 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, который введен в эксплуатацию после перепланировки как четырехквартирный жилой дом. Однако решением административного ответчика ФИО6 ему отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением назначения здания со ссылкой, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что в случае отказа в государственной регистрации прав выносится не решение, а уведомление, которое должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на норму права. Указанное в решение основание не может являться основанием для отказа, поскольку все необходимые документы административному ответчику были представлены одновременно с подачей заявления об учете изменений в связи с изменением площади здания.

Административный ответчик начальник Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО16, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. На судебных заседаниях, назначенных на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями не согласился, указал, что в рамках рассмотрения заявления ФИО1 об учете изменений в связи с изменением назначения здания и оказания услуги в порядке межведомственного взаимодействия орган регистрации прав для подтверждения сделанных изменений направил запросы в отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района о предоставлении разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, обязательным приложением которого является наличие технического плана, в котором содержаться характеристики каждой квартиры. Изменение назначения объекта недвижимости путем перевода жилого дома в многоквартирный жилой дом, о котором указал заявитель, могло быть сделано лишь путем реконструкции здания, а не его перепланировки. Был получен ответ о том, что имеется акт перепланировки, разрешение на ввод не выдавалось. В связи с неполучением необходимого ответа, было принято правомерное решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с тем, что органы местного самоуправления уведомили об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Административным истцом был представлен пакет документов, но при подаче другого заявления, предоставление документов в рамках оказания услуги в порядке межведомственного взаимодействия не требуется.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО17 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости является правомерным.

Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО18 в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, указала, что в силу закона оценка выполненных изменений объекта недвижимости является компетенцией исключительно органов местного самоуправления, а не Управления Росреестра по <адрес>. Имеется акт приёмки в эксплуатацию четырехквартирного жилого дома после перепланировки приёмочной комиссии, который судом не был признан недействительным. Изменения, сделанные в жилом доме, не коснулись основных параметров здания и его конструктивных элементов, а поэтому являются перепланировкой, а не реконструкцией. Данное обстоятельство также подтверждено проведенной по делу строительно-технической экспертизой.

Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО8, ФИО10, ФИО9, РГУП «Бюро технической инвентаризации», которые на судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 зарегистрировано право собственности, по ? доли за каждым, на двухэтажный жилой дом, общей площадью 535,8 кв.м., расположенной по адресу: РТ, <адрес>.

Согласно акту приемочной комиссии Исполнительного комитета по инфраструктурному развитию Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, после перепланировки, произведенной в соответствии с решением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, предъявленный к приемке в эксплуатацию 4-х квартирный жилой дом после перепланировки отвечает требованиям строительных норм и правил, принят в эксплуатацию по адресу: РТ, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО8, ФИО1, действующий за себя и ФИО10, ФИО9, подали заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, которое было зарегистрировано за в книге учета входящих документов , об учете изменений в связи с изменением назначения здания, приложив к данному заявлению акт приёмки в эксплуатацию четырехквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением начальника Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на часть 4 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомили об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Порядок государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества урегулирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон ).

Пункт 5 части 1 статьи 32 Федерального закона возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решения об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

При этом, в случае, если вышеуказанные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Федерального закона ).

Реализуя данное право, административный ответчик, а также другие собственники объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ обратились в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменений жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, в связи с изменением назначения здания, приложив акт приемки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома после перепланировки приемочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании частей 2, 3 статьи 33 Федерального закона , орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 32 Федерального закона предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими, в том числе, решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

В исполнение вышеназванных норм административным ответчиком по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ собственников жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, были направлены межведомственные запросы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Однако данные действия были выполнены с нарушением трехдневного срока, установленного частью 2 статьи 33 Федерального закона .

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), в случае перевода жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение, включая кадастровый номер и назначение помещения, в отношении которого осуществляется перевод, либо документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (в случае, если для такого перевода требовалось проведение соответственно переустройства, перепланировки или иных работ в отношении помещения).

На основании пункта 33 Правил, при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Из представленных ответов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан следует, что орган местного самоуправления отказывает в предоставлении распоряжения об изменении назначения объекта недвижимости, ввиду его отсутствия. При этом указывает о наличии акта приемки многоквартирного жилого дома на основании согласования перепланировки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления в адрес регистрирующего органа в порядке межведомственного информационного взаимодействия был направлен акт приемки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, после перепланировки приёмочной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ с техническим планом, о чем имеются сведения в системе «Электронный Татарстан» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за и от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно части 4 статьи 33 Федерального закона , орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок и способ направления органом регистрации прав уведомлений об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Так, согласно пункту 3 части 1, настоящий Порядок устанавливает порядок направления органом регистрации прав уведомлений об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (часть 4 статьи 33 Закона), в уведомлении в том числе указываются фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии) либо наименование заявителя, адрес заявителя, реквизиты заявления, вид и кадастровый номер объекта недвижимости, дата направления уведомления, основание отказа во внесении сведений.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО20, вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона , в связи с тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В возражениях на административное исковое заявление ФИО1 административный ответчик ФИО6 указывает о том, что требования административного истца о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об изменении назначения здания, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, с жилого дома на многоквартирный дом, не могут быть удовлетворены, поскольку в данном объекте недвижимости была произведена не перепланировка, а реконструкция, в связи с чем, требуется разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, чего в орган регистрации прав предоставлено не было.

С данными доводами суд согласиться не может по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 26 ЖК РФ, а также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяют органы местного самоуправления полномочиями принятия решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения с соблюдением требований законодательства.

Данные полномочия относительно рассматриваемых спорных правоотношений были реализованы посредством принятия Исполнительным комитетом муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан решения от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, а также посредством принятия приёмочной комиссией акта от ДД.ММ.ГГГГ приёмки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, после перепланировки.

Кроме того, на основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, произведенные действия при переводе жилого дома, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, в 4-х квартирный жилой дом являются перепланировкой.

Таким образом, при наличии указанных обстоятельств, каких-либо оснований утверждать на данном этапе о том, что в спорном жилом помещении была произведена реконструкция, не имеется.

В связи с этим, требования административного ответчика о предоставлении разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию и, как следствие, отказ во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица по основанию, предусмотренного частью 4 статьи 33 Федерального закона , ввиду уведомления органами местного самоуправления об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, является неправомерным.

Кроме того, оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением трехдневного срока, установленного частью 4 статьи 33 Федерального закона , поскольку последний по времени ответ на запрос, направленный органом регистрации прав в орган местного самоуправления, поступил в Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ

Также нарушены требования, предъявляемые к оформлению отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (часть 4 статьи 33 Федерального закона ), выносится уведомление, в котором должны быть указаны в том числе фамилия, имя, отчество заявителя, адрес заявителя, вид и кадастровый номер объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах суд полагает об удовлетворении заявленных требований административного истца.

Согласно пункту 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из материалов дела следует, что судом назначена и проведена строительно-техническая экспертиза, стоимость которой согласно счету от ДД.ММ.ГГГГ составляет 15000 руб. Указанная суммы оплачена административным истцом ФИО1.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан подлежат взысканию в пользу административного истца 15000 руб. в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы и государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьей 177, 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать действия начальника Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан ФИО21, выразившиеся в вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, незаконными.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан устранить допущенные нарушения законодательства.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов по оплате экспертизы 15000 руб., государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Чистопольский городской суд Республики Татарстан со дня изготовления решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>