Дело № 2а-1499/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.
помощник судьи Гуцул О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. к председателю Счетной палаты ЗАТО Северск Лобанову А.Ф., Счетной палате ЗАТО Северск о признании бездействия незаконным,
установил:
депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И. обратился в суд с административным иском к председателю Счетной палаты ЗАТО Северск Лобанову А.Ф., Счетной палате ЗАТО Северск о признании незаконным бездействия председателя Счетной палаты ЗАТО Северск по принятию Думой ЗАТО Северск решения «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
В обоснование административного искового заявления указано, что председатель Счетной палаты Лобанов А.Ф. в 2021 году не принял мер в рамках установленных полномочий для принятия Думой ЗАТО Северск решения об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты, не подготовил проект муниципального правового акта – решения Думы ЗАТО Северск «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» и не передал его для рассмотрения Думой ЗАТО Северск, принятия по нему решения. Таким образом, созданы препятствия к осуществлению депутатских полномочий Петрова В.И. по участию в установлении расходных обязательств бюджета ЗАТО Северск, чем нарушено его право принимать участие в принятии решений Думой ЗАТО Северск, установленных пунктом 26 части 1 статьи 28 Устава ЗАТО Северск и пунктом 2 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск. Оспариваемое бездействие противоречит части 1 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 28 Устава ЗАТО Северск, пункту 7 статьи 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск, пункту 2 статьи 8, пункту 2 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск.
Административный истец депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик – председатель Счетной палаты ЗАТО Северск Лобанов А.Ф. в судебное заседание не явился, должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Счетной палаты ЗАТО Северск, действующая на основании доверенности от 16.08.2022, Пирогова С.Б. в судебное заседание не явилась, должным образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В возражениях относительно заявленных требований указала, что административные исковые требования депутата Петрова В.И. неправомерны. Счетная палата ЗАТО Северск является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Порядок финансирования деятельности контрольно-счетного органа соотносится с его правовым статусом. Правовой статус Счетной палаты ЗАТО Северск определен в качестве органа местного самоуправления, обладающего правами юридического лица, являющегося муниципальным казенным учреждением. В декабре 2021 года письмом Финансового управления Администрации ЗАТО Северск до Счетной палаты доведены лимиты бюджетных обязательств на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. В декабре 2021 бюджетного года смета Счетной палаты утверждена председателем Счетной палаты ЗАТО Северск. Таким образом, финансирование Счетной платы осуществляется на основании бюджетной сметы, заложенной в расходную часть бюджета, содержащей расходы казенного учреждения согласно бюджетной классификации. Объем расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск утвержден Думой ЗАТО Северск при утверждении бюджета ЗАТО Северск. Все необходимые и достаточные для определения и подтверждения потребности в финансовом обеспечении деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск документы представлены Счетной палатой ЗАТО Северск в соответствии с установленными требованиями. Средства на содержание Счетной палаты определены в Решении Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, отдельной строкой. Действующее законодательство РФ, Томской области, муниципальные правовые акты ЗАТО Северск не содержат норм об обязанности оформления отдельного проекта решения Думы ЗАТО Северск об утверждении объема расходов на содержание органа местного самоуправления – Счетной палаты.
Заинтересованное лицо Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск, в судебное заседание своего представителя не направило, должным образом извещено о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованное лицо Администрация ЗАТО Северск, в судебное заседание своего представителя не направила, должным образом извещено о времени и месте судебного заседания.
Определением суда от 18.08.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Дума ЗАТО Северск.
Представитель заинтересованного лица Думы ЗАТО Северск – Яценко А.А., действующий на основании доверенности от 14.02.2022 № 01-18/59, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных возражениях указал, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку в принятом Думой ЗАТО Северск решении от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» нарушений Бюджетного кодекса РФ, Устава ЗАТО Северск и иных нормативно-правовых актов со стороны Председателя Счетной палаты ЗАТО Северск, Счетной палаты ЗАТО Северск не усматривается.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета соответственно в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.
В соответствии со статьей 1 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, Счетная палата ЗАТО Северск постоянно действующий орган внешнего муниципального контроля, образуемый Думой ЗАТО Северск, является контрольно-счетным органом городского округа ЗАТО Северск, органом местного самоуправления, обладает организационной и функциональной независимостью, является юридическим лицом - казенным учреждением.
Статьей 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15 «Об утверждении Положения о счетной палате ЗАТО Северск в новой редакции» определено, что финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в бюджете ЗАТО Северск на содержание органов местного самоуправления ЗАТО Северск, при этом объем расходов на содержание Счетной палаты утверждается Думой ЗАТО Северск, средства на содержание Счетной палаты определяются в бюджете ЗАТО Северск отдельной строкой и не подлежат уменьшению в течение финансового года, смета расходов на содержание Счетной палаты утверждается председателем Счетной палаты в пределах утвержденного объема расходов.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Правовое положение казенного учреждения, закрепленное в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно п. 11 названной статьи распространяется на органы местного самоуправления (муниципальные органы).
Пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетной сметой признается документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени этого органа.
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Статьей 21 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск также определено, что рассмотрение и принятие проекта бюджета ЗАТО Северск осуществляется Думой ЗАТО Северск.
Пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа закрытого административно- территориального образования Северск Томской области утверждение бюджета ЗАТО Северск отнесено к исключительной компетенции Думы ЗАТО Северск.
Судом установлено, что Счетная палата ЗАТО Северск в соответствии с Положением о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденным Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Расходы на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждены Решением Думы ЗАТО Северск от 09 декабря 2021 года № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» отдельными строками в порядке, установленном действующим законодательством(л.д. 105-250 т. 1, л.д. 1-68 т.2).
Думой ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов были установлены расходные обязательства бюджета ЗАТО Северск: утверждены объемы расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск (приложения 4, 4.1, 8 к Решению Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Порядок составления проекта бюджета ЗАТО Северск определен статьей 14 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 29.09.2011 № 17/4 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск» (л.д. 71-80 т.1).
Расходы на обеспечение деятельности Счетной палаты ЗАТО Северск предусматриваются в бюджете отдельной строкой в соответствии с ч. 3 ст. 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск.
Из материалов дела следует, что в декабре 2021 года письмом финансового управления Администрации ЗАТО Северск до Счетной палаты ЗАТО Северск доведены лимиты бюджетных обязательств на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов; в декабре 2021 года бюджетная смета Счетной палаты ЗАТО Северск в установленном порядке утверждена председателем Счетной палаты ЗАТО Северск.
Финансирование контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется на основании бюджетной сметы, заложенной в расходную часть соответствующего бюджета, содержащей расходы казенного учреждения согласно бюджетной классификации. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и письменных возражений представителя административного ответчика Счетной палаты ЗАТО Северск все необходимые и достаточные для определения и подтверждения потребности в финансовом обеспечении деятельности документы представлены Счетной палатой ЗАТО Северск в орган, уполномоченный на составление проекта бюджета ЗАТО Северск (в Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск) в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск объем расходов на содержание Счетной палатой ЗАТО Северск утвержден Думой ЗАТО Северск при утверждении бюджета ЗАТО Северск. Действующее законодательство Российской Федерации, Томской области, муниципальные правовые акты ЗАТО Северск не содержат норм об обязательности оформления отдельного проекта решения Думы ЗАТО Северск об утверждении объема расходов на содержание органа местного самоуправления - Счетной палаты ЗАТО Северск.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия отдельного решения об утверждении расходов на содержание контрольно-счетного органа муниципального образования (Счетной палаты ЗАТО Северск) при указании объема расходов на содержание данного учреждения в решении Думы ЗАТО Северск о бюджете ЗАТО Северск.
Изложенное свидетельствует о том, что председателем Счетной палаты ЗАТО Северск бездействие не допущено.
Учитывая, что статьей 20 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15 «Об утверждении Положения о счетной палате ЗАТО Северск в новой редакции» определено, что финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в бюджете ЗАТО северск на содержание органов местного самоуправления ЗАТО Северск, определен орган местного самоуправления ЗАТО Северск, уполномоченный на определение объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск – Дума ЗАТО Северск, регламентировано, что средства на содержание Счетной палаты определяются в бюджете ЗАТО Северск отдельной строкой, вышеизложенное соответствует положениям бюджетного законодательства Российской Федерации, а также статье 20 федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальным правовым актам ЗАТО Северск, в том числе статьям 4 и 14 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО северск, утвержденного решением Думы ЗАТО Северск от 29.09.2011 № 17/4, регламентирующим бюджетные полномочия Думы ЗАТО Северск и порядок составления проекта бюджета, а также решению Думы ЗАТО Северск от 09.12.2021 № 20/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Доводы административного истца о том, что председатель Счетной палаты Лобанов А.Ф. в 2021 году не принял мер в рамках установленных полномочий для принятия Думой ЗАТО Северск решения об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты, не подготовил проект муниципального правового акта – решения Думы ЗАТО Северск «Об утверждении объема расходов на содержание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», и не передал его для рассмотрения Думой ЗАТО Северск и принятия по нему решения несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Доказательств нарушения прав и законных интересов административным истцом не представлено.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца Петрова В.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Петрова В.И. к Председателю Счетной палаты ЗАТО Северск Лобанову Александру Федоровичу, Счетной палате ЗАТО Северск о признании бездействия незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД: 70RS0009-01-2022-000085-41