дело № 2а-17/2020
(2а-149/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 3 июля 2020 г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Колесник Е.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Алескерова Д.А.,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амага» об оспаривании в части решения 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым»,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казённого учреждения департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Главы муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председателя Симферопольского городского совета, главы Администрации города Симферополя Республики Крым,
установил:
решением 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым.
Общество с ограниченной ответственностью «Амага» (далее ООО «Амага») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом письменного уточнения (т. 3 л.д. 95-101), просит признать недействующим, с момента вступления в законную силу решения суда, приложение № 1 к решению 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части установления территориальной зоны «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с нарушением процедуры подготовки проекта и утверждения Правил землепользования и застройки, установленной статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов административного искового заявления указано, что ООО «Амага» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – торговый павильон, общей площадью 123,5 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> Данный торговый павильон расположен на земельном участке муниципальной собственности, площадью 0,0135 га, ранее предоставленном административному истцу в пользование на основании договора аренды земельного участка сроком до 1 января 2018 г. В соответствии с размещёнными на официальном сайте Симферопольского городского совета Республики Крым проектными материалами, подлежащими обсуждению на публичных слушаниях, спорный земельный участок был включён в зону «О-1» (зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры). В процессе обсуждения проекта временных правил землепользования и застройки были высказаны предложения о внесении изменений в представленную редакцию временных правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков, расположенных в непосредственной близости к магистральным дорогам, к зоне транспортной инфраструктуры, а также об отмене ранее принятых решений относительно данных земельных участков. Между тем, спорный земельный участок был исключён из зоны «О-1» и отнесён к зоне «ИТ-2» (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объект автомобильного транспорта). Установление территориальной зоны «ИТ-2» не соответствует функциональной зоне «озеленённых территорий общего пользования», установленной Генеральным планом городского округа Симферополь.
Административный истец считает, что территориальная зона «ИТ-2» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, установлена без учёта фактического использования земельного участка, что противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1, 2 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает его права, как собственника торгового павильона, который расположен на указанном земельном участке. Также, по мнению административного истца, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры его подготовки и утверждения, установленной статьями 28, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 14 января 2020г., 6 апреля 2020 г. и 3 июня 2020 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казённое учреждение департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета, глава Администрации города Симферополя Республики Крым.
Представитель административного истца ООО «Амага» ФИО2 доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме, с учётом письменных пояснений (т. 3 л.д. 43-47).
Представитель административного ответчика Симферопольского городского совета Республики Крым ФИО3 с доводами административного искового заявления не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Полагает, что права административного истца не нарушены, правообладание ООО «Амага» на нежилое здание, площадью 123,5 кв.м, возникшее в 2006 г., не может быть прекращено по причине установления территориальной зоны ИТ-2 в соответствии с временными Правилами землепользования и застройки, утверждёнными в 2016 г. Кроме того, срок действия договора аренды земельного участка, площадью 135 кв.м, истёк 1 января 2018 г. и в последующем сторонами не продлевался. Административное исковое заявление ООО «Амага» подано в суд 29 ноября 2019 г., то есть после окончания срока действия договора аренды земельного участка, в связи с чем, на момент обращения в суд права административного истца не нарушены ввиду отсутствия прав на земельный участок. Свою правовую позицию изложил в письменных возражениях на административное исковое заявление (т. 3 л.д. 113-116).
Представитель заинтересованного лица Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5 поддержала позицию представителя административного ответчика и просила отказать в удовлетворении требований административного искового заявления. Также пояснила, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 июля 2018 г. № 769-р «О признании объектов самовольными постройками» объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, - нежилое здание (здание аптеки, точка по реализации пива) признан самовольной постройкой. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 4 апреля 2019 г. по делу № А83-11269/2018 установлено, что указанный объект недвижимости, площадью 123,5 кв.м, является самовольной постройкой. Также решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 января 2020 г. по делу № А83-14371/2018 отказано в удовлетворении заявления ООО «Амага» о признании недействительным постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2018 г. № 3225 «О сносе объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>». Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами подтверждается, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> является самовольной постройкой. В связи с чем, являются несостоятельными доводы административного истца о том, что отнесение земельного участка по <адрес> к территориальной зоне ИТ-2 нарушает права ООО «Амага», поскольку объект капитального строительства является самовольной постройкой, а регистрация права собственности на нежилое здание не свидетельствует о его законном возведении. Свою правовую позицию изложила в письменных возражениях на административное исковое заявление (т. 3 л.д. 8-13).
В судебное заседание представитель Муниципального казённого учреждения департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - председатель Симферопольского городского совета, глава Администрации города Симферополя Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направили.
Учитывая требования статьи 150, пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнение лиц, участвующих в деле, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алскерова Д.А., полагавшего, что производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия нарушения прав административного истца оспариваемым в части нормативным правовым актом, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 29 ноября 2019 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Симферополь - городской округ Симферополь.
Частью 9 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Симферополь: город Симферополь; посёлок городского типа Грэсовский; посёлок городского типа Аэрофлотский; посёлок городского типа Комсомольское; посёлок Битумное; посёлок городского типа Аграрное.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 г. № 61 (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Статьёй 27 Устава предусмотрено, что Симферопольский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, обладает правами юридического лица, подотчётен и подконтролен непосредственно населению городского округа.
В соответствии со статьёй 37 Устава к компетенции Симферопольского городского совета Республики Крым отнесено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа с целью решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Устава председатель Симферопольского городского совета, в пределах полномочий, определённых Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Симферопольским городским советом.
Статьёй 58 Устава предусмотрено, что решения городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Частью 8 статьи 58 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.
Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее – комиссия) (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьёй 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (часть 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учётом положений настоящей статьи.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 3 статьи 21 Устава проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решениями Симферопольского городского совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определяется решением 6 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 г. № 84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - решение от 28 ноября 2014 г. № 84 (т. 2 л.д. 1-23).
Статьёй 13 решения от 28 ноября 2014 г. № 84 установлены особенности проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений, согласно которым председатель Симферопольского городского совета при получении проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта (часть 1).
Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту решения о внесении в них изменений осуществляется комиссией по подготовке правил землепользования и застройки (далее - комиссия), сформированной в соответствии со статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая осуществляет функции рабочей группы, предусмотренные статьёй 7 настоящего Положения (часть 2 статьи 13 решения от 28 ноября 2014 г. № 84).
Согласно части 3 статьи 13 решения от 28 ноября 2014 г. № 84 продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учётом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (часть 5 статьи 13 решения от 28 ноября 2014 г. № 84).
Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (часть 6 статьи 13 решения от 28 ноября 2014 г. № 84).
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте Симферопольского городского совета и официальном портале Правительства Республики Крым на странице муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (simf.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов установлен решением Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов». В качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определены следующие средства массовой информации: - газета «Южная столица Крым»; - журнал «БИБЛИОПОЛИС» (т. 2 л.д. 24).
Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Во исполнение требований законодательства до принятия Симферопольским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.
Из материалов дела следует, что 22 октября 2015 г. главой Администрации города Симферополя Республики Крым принято постановление № 1147 «О подготовке проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (городской округ Симферополь)», которым постановлено осуществить подготовку проекта Временных правил землепользования и застройки с установлением градостроительного зонирования применительно к части территории городского округа Симферополь (пункт 1) (т. 2 л.д. 25-27, т. 3 л.д. 82-84).
Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление от 16 марта 2015 г. № 113 «Об утверждении состава Комиссии и положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Положение) (т. 3 л.д. 78-81).
Согласно пунктам 1.2-1.5 Положения Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом и осуществляет свою работу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, временными Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее - Правила), настоящим Положением.
Согласно Протоколу № 6 заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 3 ноября 2015 г. принято решение о направлении материалов проекта Временных правил землепользования и застройки в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Симферополя для проведения проверки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (т. 2 л.д. 29-31).
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым письмом от 9 ноября 2015 г. № 99/08-14 сообщило, что предоставленный проект Временных правил землепользования не противоречит техническим регламентам, генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, схеме территориального планирования Республики Крым, проект правил землепользования направлен для принятия решения о проведении публичных слушаний (т. 2 л.д. 28).
11 ноября 2015 г. за № 24/01-69/4791 Администрация города Симферополя Республики Крым направила председателю Симферопольского городского совета Республики Крым материалы для организации проведения публичных слушаний по проекту Временных правил землепользования и застройки к части территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т. 2 л.д. 32).
Постановлением председателя Симферопольского городского совета Республики Крым ФИО1 от 20 ноября 2015 г. № 27 (далее постановление от 20 ноября 2017 г. № 27) назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта Временных правил землепользования и застройки к части территории муниципального образования на 11 декабря 2015 года в 11 часов 00 минут в Большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (<...> этаж) (пункт 1) (т. 2 л.д. 33-34).
Данное постановление от 20 ноября 2017 г. № 27 опубликовано в газете «Южная столица Крым» (спецвыпуск № 3 от 8 декабря 2015 г.) (т. 2 л.д. 35),
Также указанное постановление обнародовано на официальном интернет-сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/11/28/84) вместе с проектом Правил землепользования и застройки в первоначальной редакции, в том числе: Том 1 «Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки», Том 2 «Градостроительные регламенты», графические материалы: Карта градостроительного зонирования и Карта зон с особыми условиями (т. 3 л.д. 5).
Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 11 декабря 2015 г. публичные слушания признаны состоявшимися, в процессе их обсуждения были высказаны предложения, в том числе: предложение - внести изменения в представленную редакцию Правил, в части отнесения земельных участков, расположенных в непосредственной близости к магистральным дорогам, в зоне транспортной инфраструктуры и провести анализ по остальным стратегическим объектам социальной инфраструктуры, а также отменить ранее принятые решения относительно данных земельных участков ( т. 2 л.д. 36-40).
Сроки, установленные частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соблюдены, так как продолжительность публичных слушаний составила менее двух месяцев со дня опубликования проекта (8 декабря 2015 г.).
Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту Временных правил землепользования и застройки от 17 декабря 2015 г. (далее заключение от 17 декабря 2015 г.) Комиссия, ознакомившись с протоком публичных слушаний, пришла к следующему: принять решение о необходимости рекомендовать разработчику внести изменения в текстовую и графическую части проекта Временных правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образований городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии с протоколом Комиссии и направить его главе администрации для принятия решения о передаче проекта в Симферопольский городской совет на утверждение (т. 2 л.д. 41-42).
Между тем, данное заключение не содержит мотивированного обоснования принятого решения, не обеспечивает возможность, как населению публичного образования, так и иных лиц, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, ознакомиться с содержанием изменений в отношении конкретных земельных участков.
При этом, в материалах дела отсутствуют и административным ответчиком не представлены доказательства опубликования заключения от 17 декабря 2015 г. в официальных периодических изданиях, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Таким образом, заключение по результатам публичных слушаний от 17 декабря 2015 г. не опубликовано, что противоречит части 7 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не содержит мотивированного обоснования принятого решения, чем допущено нарушение пункта 4 статьи 21 Устава.
Распоряжением главы Администрации города Симферополя от 29 марта 2016 г. № 104-с на рассмотрение Симферопольского городского совета Республики Крым был внесён проект решения «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (т. 2 л.д. 43-44). Проект решения был внесён с соблюдением требований Регламента Симферопольского городского совета, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 31 октября 2014 г. № 60 (с изменениями).
При этом проект оспариваемого в части решения прошёл согласование в администрации города Симферополя Республики Крым, постоянном комитете по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений, Отделе правовой работы аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым, также прошёл антикоррупционную экспертизу (т. 4 л.д. 194).
28 апреля 2016 г. состоялась очередная 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва, на которой из 38 депутатов присутствовал 31 депутат (т. 2 л.д. 46-65).
В повестке дня указанной сессии под № 57 стоял вопрос об утверждении временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым, за принятие которого проголосовал 31 депутат.
Таким образом, Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 42 сессии 28 апреля 2016 г. принято решение № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» (т. 2 л.д. 66-67).
Пунктом 1 указанного решения утверждены временные Правила землепользования и застройки: карта градостроительного зонирования (приложение 1); карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); том 1,2 временных Правил землепользования и застройки на территории городского округа Симферополь Республики Крым (приложение 3).
Согласно пункту 3 решения от 28 апреля 2016 г. № 733 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанное решение было опубликовано 6 мая 2016 г. в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск № 6 (27) от 6 мая 2016 г.) (т. 2 л.д. 159-221).
Проверив полномочия Симферопольского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, опубликование, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом при соблюдении требований к форме, виду, при наличии кворума, и опубликован в установленном порядке.
В указанной части сторонами не оспариваются полномочия Симферопольского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, его опубликование.
Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта временных Правил землепользования и застройки, в частности, не опубликование заключения по результатам публичных слушаний от 17 декабря 2015 г., а также продолжительность публичных слушаний, составившая менее двух месяцев, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 г. № 109-О и от 26 мая 2016 г. № 1145-О).
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Устойчивое развитие территорий, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
По смыслу приведённых выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по её достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплён принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии с проектом правил землепользования, земельный участок с кадастровым номером № был включён в территориальную зону «О-1» - зону делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (т. 3 л.д. 76).
Согласно Карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к решению Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 г. № 733, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта) (ИТ-2) (т. 3 л.д. 77).
Градостроительный регламент, установленный для этой территориальной зоны включает в себя участки территории города, предназначенные для размещения улично-дорожной сети, автомобильного транспорта, сопутствующих инженерных сетей пешеходных тротуаров, зелёных насаждений улично-дорожной сети, размещения автомобильных парков, скверов, бульваров, газонов.
Регламенты для территорий общего пользования в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются (т. 2 л.д. 126-127).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 июля 2018 г. ООО «Амага» на праве собственности принадлежит нежилое здание - торговый павильон, площадью 123,5 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>ёва, 1к (т. 1 л.д. 11-12).
На основании договора аренды, заключённого между Симферопольским городским советом и ООО «Амага» 11 декабря 2007 г. № 175-К, земельный участок, площадью 0,0135 га, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду сроком на 5 лет административному истцу для эксплуатации торгового комплекса (т. 4 л.д. 62-71).
Согласно выписки из решения Симферопольского городского совета от 31 октября 2013 г. № 830 «О вопросах регулирования земельных отношений с юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» возобновлены договоры аренды и предоставлены на основании статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли», в том числе ООО «Амага» земельный участок, площадью 0,0135 га, по <адрес>, для эксплуатации торгового комплекса, сроком на 5 лет с момента окончания действия договора до 29 марта 2017 г. (т. 1 л.д. 10, т. 4 л.д. 72-73).
26 января 2016 г. между Администрацией города Симферополя Республики Крым и ООО «Амага» был заключён договор № 6-2016 аренды земельного участка, кадастровый №, площадью 135 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешённого использования – магазины, категория земель – земли населённых пунктов. Срок действия договора до 23 марта 2017 г. (т. 4 л.д. 74-83).
3 июля 2017 г. между Администрацией <адрес> Республики Крым и ООО «Амага» был заключён договор № 376-2017 аренды земельного участка, кадастровый №, площадью 135 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>ёва, 1к, с видом разрешённого использования – магазины, категория земель – земли населённых пунктов. Срок действия договора до 1 января 2018 г. (т. 1 л.д. 40-45).
После 1 января 2018 г. и на момент рассмотрения данного административного дела в суде, земельный участок, кадастровый №, площадью 135 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, не предоставлен административному истцу ни в собственность, ни в аренду (т. 4 л.д. 51-56, 93-99, 191-192).
В материалы дела представлена копия распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 июля 2018 г. № 769-р «О признании объектов самовольными постройками» (т.4 л.д.125-127). В список объектов, признанных самовольными постройками, являющийся приложением к указанному распоряжению, включён объект капитального строительства – нежилое здание (здание аптеки, точка по реализации пива), расположенный по адресу: <адрес>, (№ п/п 9), (т. 3 л.д. 14-15).
Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление от 18 июля 2018 г. № 3225 «О сносе объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>», согласно которому постановлено снести самовольно построенный объект капитального строительства, нежилое здание (аптека, точка по реализации пива) этажностью – один этаж, площадью приблизительно 123,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ООО «Амага», находящийся в границах «Зоны территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)» (ИТ-2) (т. 3 л.д. 16-17).
Приведённые акты были предметом обжалования в судебном порядке.
Так, решением Арбитражного суда Республики Крым от 4 апреля 2019 г. по делу № А83-11269/2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2019 г., было отказано в удовлетворении заявления ООО «Амага» к Совету министров Республики Крым о признании недействительным распоряжения от 11 июля 2018 г. № 769-р (т. 4 л.д. 128-139, т. 3 л.д.24-27).
Также решением Арбитражного суда Республики Крым от 3 февраля 2020 г. по делу № А83-14371/2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 г., отказано в удовлетворении заявления ООО «Амага» к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании недействительным постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2018 г. № 3225 (т. 4 л.д. 173-186, л.д. 189).
Указанные судебные акты размещены в картотеке арбитражных дел в сети «Интернет» (kad.arbitr.ru).
Таким образом, вопреки доводам административного истца, само по себе существование государственной регистрации права на объект недвижимости, который в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к самовольным постройкам, не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения о сносе (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 1748-0), учитывая то, что объект самовольной постройки не может быть обеспечен защитой, так как защита гарантируется только законно возникшему праву.
В данном случае из материалов дела усматривается, что оспариваемые положения решения 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» были применены к административному истцу, однако, с учётом истечения срока действия договора аренды земельного участка 1 января 2018 г., а также наличия постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 18 июля 2018 г. № 3225 «О сносе объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>», перестали затрагивать его права.
Административным истцом не представлено суду надлежащих и допустимых доказательств нарушения оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, а обстоятельства и доводы, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, не являются достаточным основанием для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим, в связи с чем подлежат отклонению.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых выше норм права, вопреки доводам административного истца, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований ООО «Амага» отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд также принимает во внимание, что административный истец не лишён права прибегнуть к гарантированному им способу судебной защиты путём оспаривания соответствующих принятых в его отношении правоприменительных решений, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Амага» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 42 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 г. № 733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 17 июля 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова