ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/19КОПИ от 02.08.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-149/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск 02 августа 2019 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего М.Н. Величко,

при секретаре С.Н. Араповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Котляров С.А., Котлярова Н.В. к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о признании незаконным распоряжения о снятии с учета и об отказе в предоставлении земельного участка, о понуждении восстановить на учете в соответствующей очереди и предоставить бесплатно в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Котляров С.А., Котлярова Н.В. обратились в суд с административным иском к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее Министерство), в котором просят признать незаконным распоряжение Министерства -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета и об отказе в предоставлении семье Котлярова Н.В. в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Административные истцы просят обязать административного ответчика восстановить Котлярова Н.В. в соответствующей очереди и предоставить в собственность бесплатно земельный участок.

Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства Котлярова Н.В., как мать, имеющая троих детей, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, как то предусмотрено положениями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

На протяжении четырех лет земельный участок не был предоставлен семье ФИО14, а оспариваемым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГКотлярова Н.В. была снята с учета и ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием справки из образовательного учреждения об обучении по очной форме обучения сына Котлярова Н.В.ФИО4, возраст которого более 18 лет.

Правовым основаниям для принятия оспариваемого распоряжения явились положения пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО, которые допускают возможность принятия решения органом учета либо органом местного самоуправления городского поселения, уполномоченного на предоставление земельного участка о снятии гражданина с учета и об отказе в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в случае отсутствия ко дню предоставления земельного участка в собственность справки из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения для лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего закона.

Оспариваемое распоряжение административные истцы считают незаконным, нарушающим их право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

Административные истцы Котляров С.А. и Котлярова Н.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем основаниям, пояснив, что положения Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО, на основании которого Котлярова Н.В. была снята с учета нуждающихся на предоставление земельного участка признаны не действующими апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они противоречат федеральному законодательству.

Представители административного ответчика ФИО11 и ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска не признали, сославшись на то, что в настоящее время Законодательным собранием Челябинской области подана надзорная жалоба на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. На момент вынесения оспариваемого распоряжения оно соответствовало положениям Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО.

Выслушав объяснения административных истцов и представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск Котлярова Н.В. и Котляров С.А. подлежащим удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно. Указанные земельные участки предоставляются многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, постоянно проживающим на территории Челябинской области не менее пяти лет на дату подачи ими заявления о принятии на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГКотлярова Н.В. в составе семьи из пяти человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и на приусадебном земельном участке, с присвоением учетного номера 7.

ДД.ММ.ГГГГКотлярова Н.В. Министерством направлено уведомление о возможности бесплатного предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:870, расположенного по адресу: <адрес>, западная часть <адрес>, участок 455.

В указанном уведомлении Котлярова Н.В. предложено в течение 14 календарных дней со дня получения данного уведомления представить в письменной форме в отдел по реализации отдельных полномочий в сфере землепользования Минимущества заявление о приобретении (или об отказе в приобретении) в собственность соответствующего земельного участка и документы, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 3 статьи 1-1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО, а именно паспорт, или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, документы, содержащие сведения о составе семьи гражданина и степени родства ее членов, справки из образовательных учреждений об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГКотлярова Н.В. и члены её семьи сняты с учета нуждающихся в предоставлении земельного участка и в предоставлении земельного участка им отказано, в связи с непредставлением справки из образовательного учреждения об обучении по очной форме обучения сына Котлярова Н.В. - ФИО4, возраст которого более 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). В качестве правового основания для снятия Котлярова Н.В. с учета и для отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом распоряжении указаны положения пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО.

Так частью 4 статьи 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО предусмотрено, что гражданин, желающий приобрести в собственность предложенный земельный участок, в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления, указанного в части 2 настоящей статьи, подает заявление о приобретении в собственность соответствующего земельного участка и документы, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 3 статьи 1-1 настоящего закона, в орган государственной власти Челябинской области или соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий предоставление земельных участков, через орган учета. Форма заявления о приобретении земельного участка в собственность бесплатно утверждается органом, уполномоченным на предоставление земельных участков.

Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 2 того же закона в срок не более чем 30 календарных дней со дня поступления заявления о приобретении земельного участка орган учета рассматривает поступившее заявление, осуществляет повторную проверку оснований, по которым указанный гражданин имеет право на получение данного земельного участка в собственность бесплатно, и по результатам проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявление и копию учетного дела в орган местного самоуправления городского поселения, уполномоченный на предоставление земельных участков, для принятия решения о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно и последующего его направления заявителю (пункт 1); принимает решение о снятии гражданина с учета и об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 7 статьи 1-1 настоящего закона, и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявление и копию учетного дела в орган местного самоуправления городского поселения, уполномоченный на предоставление земельных участков, для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно и последующего его направления заявителю (пункт 2).

Часть 7 статьи 1-1 этого закона в свою очередь предусматривает в качестве оснований принятия органом учета решения об отказе гражданину в постановке на учет представление заявителем не всех документов, указанных в пунктах 1, 3 - 5 и 7 части 3 настоящей статьи, к которым в том числе относятся справки из образовательных учреждений об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения для лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего закона.

Таким образом, положения пункта 2 части 6 статьи 2 названного закона, при решении вопроса о предоставлении земельного участка гражданину, состоящему на учете, предусматривает повторную проверку оснований, по которым он имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно и по результатам этой проверки снятие гражданина с учета и отказ в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 7 статьи 1-1 настоящего Закона.

С учетом приведенных положений Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО пункт 2 части 6 статьи 2 данного закона предусматривает возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в случае отсутствия ко дню предоставления такого участка справки из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).

Вместе с тем, Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенным по административному делу -АПА-19-4 по иску Котлярова Н.В., Котляров С.А., ФИО4, ФИО4, ФИО7, действующего за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО4 об оспаривании части 4 статьи 2, абзаца 1 части 6 статьи 2, пункта 2 части 6 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 1.2 закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО, установлено, что положения пункт 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года № 121-ЗО не соответствуют федеральному законодательству, поскольку право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1.1. Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО для рассмотрения вопроса о постановке на учет необходимы, в том числе, справки из образовательных учреждений об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения - для лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона.

Пункт 2 части 7 статьи 1-1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО предусматривает в качестве основания для отказа гражданину в постановке на учет предоставление заявителем не всех документов, указанных в пунктах 1, 3 - 5 и 7 части 3 настоящей статьи, к которым в том числе относятся справки из образовательных учреждений об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения для лиц указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего закона.

С учетом приведенных положений Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО пункт 2 части 6 статьи 2 данного закона предусматривает возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в случае отсутствия ко дню предоставления такого участка справки из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).

Между тем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ указала, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Субъект Российской Федерации также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 502-О и др.).

Положениями п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу.

С учетом вышеизложенного само по себе отсутствие документа, подтверждающего факт обучения детей старше 18 лет в образовательном учреждении по очной форме обучения, ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, которая гарантирована административным истцам вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

С учетом вышеизложенного Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признан не действующим пункт 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" в той мере, в которой этим пунктом предусмотрена возможность принятия решения органом учета либо органом местного самоуправления городского поселения, уполномоченного на предоставление земельного участка о снятии гражданина с учета и об отказе в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в случае отсутствия ко дню предоставления земельного участка в собственность справки из образовательного учреждения об обучении детей старше 18 лет по очной форме обучения для лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 настоящего закона.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что длительное непредставление семье ФИО14 земельного участка обусловлено наличием обстоятельств, которые зависели от административных истцов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административными истцами распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства, гарантирующего предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в виде бесплатного предоставления земельного участка, нарушает право административных истцов на бесплатное получение в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах суд считает возможным признать незаконным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета и об отказе в предоставлении семье Котлярова Н.В. в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

Несостоятельны доводы представителей административного ответчика о том, что на момент издания оспариваемого распоряжения оно соответствовало положениям пункт 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО, которые не были признаны недействующими, поскольку суд проверяет на соответствие оспариваемого распоряжения закону на момент рассмотрения дела, а не на момент его издания.

Следует также отметить, что при издании оспариваемого распоряжения административный ответчик не был лишен возможности руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ, закрепляющими приоритет норм федерального законодательства над нормами законодательства субъектов Российской Федерации.

Не влекут отказа в удовлетворении заявленных требований и доводы административных ответчиков о том, что Законодательным собранием Челябинской области подана надзорная жалоба на Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05 июня 2019 года.

В силу ч. 5 ст. 311 КАС РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Данное законоположение направлено на обеспечение принципа правовой определенности применительно к осуществлению административного судопроизводства. При этом оно не препятствует судебному обжалованию (пересмотру) указанных актов в порядке главы 35 "Производство в суде кассационной инстанции" и главы 37 "Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В силу указанной нормы, в целях устранения допущенного нарушения права административных истцов на бесплатное получение в собственность земельного участка, следует возложить на Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области обязанность восстановить Котлярова Н.В. в соответствующей очереди на предоставление земельного участка и предоставить семье Котлярова Н.В. в собственность бесплатно земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ.

Административный иск Котляров С.А., Котлярова Н.В. к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о признании незаконным распоряжения о снятии с учета и об отказе в предоставлении земельного участка, о понуждении восстановить на учете в соответствующей очереди и предоставить бесплатно в собственность земельный участок удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета и об отказе в предоставлении семье Котлярова Н.В. в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства.

Возложить на Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области обязанность восстановить Котлярова Н.В. в соответствующей очереди на предоставление земельного участка и предоставить семье Котлярова Н.В. в собственность бесплатно земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п/п М.Н. Величко

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья М.Н. Величко

Секретарь С.Н. Арапова