ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/2021 от 05.02.2021 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2020-003251-90 Решение составлено: 05.02.2021г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2021 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-149/2021 по административному иску Администрации городского округа Рефтинский к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, ГУ ФССП по Свердловской области «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным », по административному иску Администрации городского округа Рефтинский к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, ГУ ФССП по Свердловской области «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным », по административному иску Администрации городского округа Рефтинский к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, ГУ ФССП по Свердловской области «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным », по административному иску Администрации городского округа Рефтинский к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, ГУ ФССП по Свердловской области «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным »

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным», в обоснование указав, что *Дата* Асбестовским городским судом Свердловской области вынесено решение о возложении обязанности на администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права на дополнительную жилую площадь на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский.

Как указано в обжалуемом постановлении, судебный пристав-исполнитель ФИО1*Дата* возбудил исполнительное производство *Номер*-ИП. Впоследствии он вынес обжалуемое административным истцом постановление от *Дата* о взыскании с администрации городского округа исполнительского сбора (вх. *Дата*).

Размер исполнительского сбора составил 50 000 руб. Его взыскание мотивировано тем, что должник не исполнил исполнительный документ в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения.

Административный истец полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным в виде следующего: 1) администрация городского округа Рефтинский не получала извещений и постановлений о возбуждении исполнительного производства в порядке ч. 12 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве; 2) постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании сбора не соответствует ч. 11, 12, 17 ст. 30, ч.1 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве; 3) при установлении сроков органы и должностные лица обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных Российской Федерацией. Для выполнения решения суда администрации городского округа Рефтинский необходимо соблюдать нормы Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона №44-ФЗ, Устава городского округа Рефтинский и др. Чтобы заключить контракт на закупку, необходимо утвердить денежные средства, внести в бюджет городского округа Рефтинский. Фактически исполнить решение суда возможно после принятия процедуры торгов в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ. Для приобретения квартиры необходимо провести конкурсные процедуры, подготовить документацию об аукционе, приобрести закупку на приобретение жилого помещения, включить в бюджет, план-график закупок, подготовить и разместить проект контракта, техническое задание и т.д. Все указанные процедуры должны быть в строгом соответствии с 44-ФЗ сроками, установленными этим законом; 4) администрация городского округа Рефтинский обращалась в суд за предоставлением отсрочки по данному делу.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

Признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным (л.д. 7-9 том 1).

Также административный истец администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным», указав, что *Дата* Асбестовским городским судом Свердловской области вынесено решение о возложении обязанности на администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО15 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права на дополнительную жилую площадь на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский.

Как указано в обжалуемом постановлении, судебный пристав-исполнитель ФИО1*Дата* возбудил исполнительное производство *Номер*-ИП. Впоследствии он вынес обжалуемое административным истцом постановление от *Дата* о взыскании с администрации городского округа Рефтинский исполнительского сбора (вх. *Дата*).

Размер исполнительского сбора составил 50 000 руб. Его взыскание мотивировано тем, что должник не исполнил исполнительный документ в срок, установленный судебным приставом для его добровольного исполнения.

Административный истец полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным в виде следующего: 1) администрация городского округа Рефтинский не получала извещений и постановлений о возбуждении исполнительного производства в порядке ч. 12 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве; 2) постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании сбора не соответствует ч. 11, 12, 17 ст. 30, ч.1 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве; 3) при установлении сроков органы и должностные лица обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных Российской Федерацией. Для выполнения решения суда администрации городского округа Рефтинский необходимо соблюдать нормы Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона №44-ФЗ, Устава городского округа Рефтинский и др. Чтобы заключить контракт на закупку, необходимо утвердить денежные средства, внести в бюджет городского округа Рефтинский. Фактически исполнить решение суда возможно после принятия процедуры торгов в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ. Для приобретения квартиры необходимо провести конкурсные процедуры, подготовить документацию об аукционе, приобрести закупку на приобретение жилого помещения, включить в бюджет, план-график закупок, подготовить и разместить проект контракта, техническое задание и т.д. Все указанные процедуры должны быть в строгом соответствии с 44-ФЗ сроками, установленными этим законом; 4) администрация городского округа Рефтинский обращалась в суд за предоставлением отсрочки по данному делу.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

Признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным (л.д. 90-95 том 1).

Также административный истец администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным», указав, что *Дата* Асбестовским городским судом Свердловской области вынесено решение о возложении обязанности на администрацию городского округа Рефтинский предоставить ФИО4 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права ФИО4 на дополнительную жилую площадь на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский.

Как указано в обжалуемом постановлении, судебный пристав-исполнитель ФИО1*Дата* возбудил исполнительное производство *Номер*-ИП. Впоследствии он вынес обжалуемое постановление от *Дата* о взыскании с администрации городского округа Рефтинский исполнительского сбора (вх. *Дата*).

Размер исполнительского сбора составил 50 000 руб. Его взыскание мотивировано тем, что должник не исполнил исполнительный документ в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения.

Административный истец полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным в виде следующего: 1) администрация городского округа Рефтинский не получала извещений и постановлений о возбуждении исполнительного производства в порядке ч. 12 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве; 2) постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании сбора не соответствует ч. 11, 12, 17 ст. 30, ч.1 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве; 3) при установлении сроков органы и должностные лица обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных Российской Федерацией. Для выполнения решения суда администрации городского округа Рефтинский необходимо соблюдать нормы Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона №44-ФЗ, Устава городского округа Рефтинский и др. Чтобы заключить контракт на закупку, необходимо утвердить денежные средства, внести в бюджет городского округа Рефтинский. Фактически исполнить решение суда возможно после принятия процедуры торгов в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ. Для приобретения квартиры необходимо провести конкурсные процедуры, подготовить документацию об аукционе, приобрести закупку на приобретение жилого помещения, включить в бюджет, план-график закупок, подготовить и разместить проект контракта, техническое задание и т.д. Все указанные процедуры должны быть в строгом соответствии с 44-ФЗ сроками, установленными этим законом; 4) администрация городского округа Рефтинский обращалась в суд за предоставлением отсрочки по данному делу.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

Признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным. (л.д. 169-171 том 1).

Также административный истец администрация городского округа Рефтинский обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 «О признании постановления о взыскании исполнительского сбора *Номер* незаконным», указав, что *Дата* Асбестовским городским судом Свердловской области вынесено решение о возложении обязанности на администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права на дополнительную жилую площадь на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский.

Как указано в обжалуемом постановлении, судебный пристав-исполнитель ФИО1*Дата* возбудил исполнительное производство *Номер*-ИП. Впоследствии им вынесено обжалуемое постановление от *Дата* о взыскании с администрации городского округа Рефтинский исполнительского сбора. (вх. *Дата*).

Размер исполнительского сбора составил 50 000 руб. Его взыскание мотивировано тем, что должник не исполнил исполнительный документ в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения.

Административный истец полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным в виде следующего: 1) администрация городского округа Рефтинский не получала извещений и постановлений о возбуждении исполнительного производства в порядке ч. 12 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве; 2) постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании сбора не соответствует ч. 11, 12, 17 ст. 30, ч.1 ст. 112 Закона Об исполнительном производстве; 3) при установлении сроков органы и должностные лица обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных Российской Федерацией. Для выполнения решения суда администрации городского округа Рефтинский необходимо соблюдать нормы Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона №44-ФЗ, Устава городского округа Рефтинский и др. Чтобы заключить контракт на закупку, необходимо утвердить денежные средства, внести в бюджет городского округа Рефтинский. Фактически исполнить решение суда возможно после принятия процедуры торгов в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ. Для приобретения квартиры необходимо провести конкурсные процедуры, подготовить документацию об аукционе, приобрести закупку на приобретение жилого помещения, включить в бюджет, план-график закупок, подготовить и разместить проект контракта, техническое задание и т.д. Все указанные процедуры должны быть в строгом соответствии с 44-ФЗ сроками, установленными этим законом; 4) администрация городского округа Рефтинский обращалась в суд за предоставлением отсрочки по данному делу.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

Признать постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным. (л.д. 7-9 том 2)

24.12.2020 в ходе предварительных судебных заседаний по вышеуказанным административным делам в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Свердловской области, в качестве соответчика по делу привлечено ГУ ФССП России по Свердловской области (л.д. 82, 162, 242 том 1, л.д. 77 том 2).

24.12.2020 определением Асбестовского городского суда Свердловской области вышеуказанные административные дела объединены в одно производство (л.д. 83 том 1).

20.01.2021 в ходе предварительного судебного заседания по настоящему административному делу в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ФИО2 Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФССП по Свердловской области (л.д. 171-172 том 2).

Представитель административного истца – администрации городского округа Рефтинский ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях по доводам и обстоятельствам, изложенным в административных исках.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, мнения по административным исковым заявлениям суду не представил.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представил отзыв по административным делам, указав, что с заявлением не согласен в полном объеме, так как в срок, предоставленный должнику для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были. В связи с чем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В удовлетворении административного искового заявления просил отказать, рассмотреть заявление в его отсутствие (л.д. 110 том 2).

Представители административного ответчика – ГУ ФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ранее представляли отзыв по административному делу, указав, что с требованиями заявителя не согласны (л.д. 103 том 2).

Представитель заинтересованных лиц – Прокурор г.Асбеста, прокуратуры Свердловской области – помощник прокурора г.Асбеста Новичкова М.А. в судебном заседании указала, что решения суда исполнены, поддержала доводы, изложенные в возражении по административному делу (л.д. 195-197 том 2).

Заинтересованные лица – ФИО3, законный представитель ФИО-ФИО16., ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 данного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого закона.

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- неисполнение требований исполнительного документа должником;

- непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалобы ФИО7, оспаривающего конституционность пунктов 1 и 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ, указал, что данные законоположения не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (определение от 27 марта 2018 года N 749-О).

Действительно, пункт 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено в судебном заседании, на основании исполнительного листа серии ФС *Номер*, выданного Асбестовским городским судом по гражданскому делу *Номер* по иску Прокурора города Асбеста, действующего в интересах ФИО4, к Администрации городского округа Рефтинский о возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения, в отношении должника администрации городского округа Рефтинский, взыскатель ФИО4, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнении особых исполнительных производств ФИО1*Дата* вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства *Номер*-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права ФИО4 на дополнительную жилую площадь, на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский (л.д. 113-114 том 2).

В соответствии с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

*Дата* судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации городского округа Рефтинский (л.д. 172 том 1).

*Дата* определением Асбестовского городского суда заявление администрации городского округа Рефтинский об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда от *Дата* по гражданскому делу *Номер* до *Дата* (л.д. 179-180 том 1).

На основании исполнительного листа серии ФС *Номер* от *Дата*, выданного Асбестовским городским судом по гражданскому делу *Номер* по иску прокурора г.Асбеста, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО, к Администрации городского округа Рефтинский о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в отношении должника администрации городского округа Рефтинский, взыскатель ФИО8, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1*Дата* вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства *Номер*-ИП, предмет исполнения: предоставить администрацию городского округа Рефтинский предоставить по договору социального найма ФИО17., во внеочередном порядке, отдельное благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте городского округа Рефтинский, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не более 34 кв.м. (л.д. 130-131 том 2).

В соответствии с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

*Дата* судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации городского округа Рефтинский (л.д. 96 том 1).

Администрация городского округа Рефтинский обращалась с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения (л.д. 135-136 том 2).

На основании исполнительного листа серии ФС *Номер* от *Дата*, выданного Асбестовским городским судом по гражданскому делу *Номер* по иску прокурора города Асбеста в интересах ФИО5 в лице законного представителя ФИО9 к Администрации городского округа Рефтинский, третьему лицу Управлению социальной политики по г.Асбесту о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в отношении должника администрации городского округа Рефтинский, взыскатель ФИО9, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1*Дата* вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства *Номер*, предмет исполнения: обязать администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО5. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права ФИО5 на дополнительную жилую площадь, на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский (л.д. 141-142 том 2).

В соответствии с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

*Дата* судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации городского округа Рефтинский (л.д. 10 том 2)

Администрация городского округа Рефтинский обращалась с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения (л.д. 147-148 том 2).

На основании исполнительного листа серии ФС *Номер* от *Дата*, выданного Асбестовским городским судом по гражданскому делу *Номер* по иску прокурора г.Асбеста, в интересах ФИО3 к администрации городского округа Рефтинский, третьему лицу Управлению социальной политики по г.Асбесту о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в отношении должника администрации городского округа Рефтинский, взыскатель ФИО3, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1*Дата* вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства *Номер*-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию городского округа Рефтинский предоставить во внеочередном порядке ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, действующей на территории городского округа Рефтинский, с учетом права ФИО3 на дополнительную площадь, на состав семьи из одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам на территории городского округа Рефтинский (л.д. 162-163 том 2).

В соответствии с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

*Дата* судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации городского округа Рефтинский (л.д. 10 том 1)

Администрация городского округа Рефтинский обращалась с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения (л.д. 152-153 том 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть, санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть, должником по исполнительному производству. Помимо этого, должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.

Из материалов исполнительных производств усматривается, что копии постановлений о возбуждении исполнительных производств от *Дата* не направлялись должнику администрации городского округа Рефтинский, иного ответчиками суду не представлено.

Из представленных Межрайонным отделом по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области материалов вышеуказанных исполнительных производств следует, что на момент вынесения постановлений у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для взыскания исполнительского сбора, поскольку он не располагал сведениями об уведомлении должника о возбуждении в отношении него исполнительных производств и установлении ему срока для добровольного исполнения требований исполнительных документов.

Сведений о направлении администрации городского округа Рефтинский копий постановлений о возбуждении исполнительных производств материалы исполнительных производств не содержат, доказательства направления судебным приставом-исполнителем указанных копий постановлений суду не представлено.

Суд приходит к выводу о том, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительских сборов от *Дата* не соответствуют требованиям закона, поскольку вопреки требованиям статей 24, 30 Федерального закона N 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств не были направлены должнику администрации городского округа Рефтинский.

Поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС административным ответчиком не доказано, что имелись основания для вынесения следующих оспариваемых постановлений от *Дата* о взыскании исполнительского сбора:

- постановление судебного пристава-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП,

- постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП,

- постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП,

- постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, которые нарушают права административного истца, с учетом изложенного, приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований администрации городского округа Рефтинский.

При этом, судом было установлено, что административным истцом не был пропущен установленный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, так как постановления о взыскании исполнительского сбора поступили в администрацию городского округа Рефтинский *Дата*, при этом, административные исковые заявления были направлены в суд по средствам «Почта России» *Дата*

На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский надлежит удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

2. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

3. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

4. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*1, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

2. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

3. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

4. Административное исковое заявление Администрации городского округа Рефтинский удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора *Номер*, вынесенного по исполнительному производству *Номер*-ИП, незаконным ».

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП по Свердловской области ФИО2, устранить допущенное нарушение прав административного истца и об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ___________________________ И.В. Архипов