ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/2021 от 11.03.2021 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-149/2021

УИД 29RS0011-01-2021-000148-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года село Верхняя Тойма

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой Я.А.

при секретаре Вежливцевой Е.Н.

с участием

помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шариковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, понуждении провести мероприятия по лесоустройству,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту государства и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, обязании провести мероприятия по лесоустройству. В обоснование указал, что природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории Выйского лесничества расположенного в Верхнетоемском районе Архангельской области. Площадь Верхнетоемского лесничества составляет 1 017 452 га. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились министерством более 15 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства 1987 года. В связи с отсутствием лесоустроительных работ невозможно создание проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослезхоза от 29.02.2012 № 69. Несоблюдение требований закона министерством затрудняет осуществление контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, способствует риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств, в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Проведение лесоустройства необходимо не только в отношении свободных участков, но и лесных участков, находящихся в аренде, с целью исключения фактов нерационального использования лесов и организации контроля на вверенной территории. Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории Выйского лесничества и обязать провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 на территории Выйского лесничества в течение 2 лет 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель Архангельского межрайонного природоохранного прокурора помощник прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шарикова В.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что заявленные требования являются законными и обоснованными, заявленный срок проведения лесоустройства является разумным и достаточным.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил отзыв, в котором с административными исковыми требованиями не согласился. Указал, что пунктом 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 29.03.2018 № 122, установлено, что периодичность проведения таксации лесов составляет от 10 до 20 лет. Пунктом 116 Лесоустроительной инструкции, установлено, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов проводится одновременно с проведением таксации. Из указанных норм не следует, что прочие компоненты лесоустройства, указанные в п. 3 Лесоустроительной инструкции должны проводиться с такой же периодичностью. При этом прокурором заявлены требования проведения всего комплекса лесоустройства, а не только таксации и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) к полномочиям министерства относятся три из пяти компонентов лесоустройства, а именно закрепление на местности местоположения границ, таксация и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Их трех перечисленных компонентов лесоустройства периодичность установлена только для двух, поэтому исковые требования прокурора не могут охватывать более чем два компонента лесоустройства. Отсутствие четкого указания на подлежащие осуществлению лесоустроительные мероприятия приведет к неисполнению решения суда. На основании подп. 6 п. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия на проведение на землях лесного фонда лесоустройства переданы от Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. На текущий момент субвенции из федерального бюджета на проведение лесоустройства на территории Выйского лесничества не выделены. Министерством приняты исчерпывающие меры для получения из федерального бюджета субвенций на цели проведения лесоустройства в лесах Архангельской области, в том числе на территории Выйского лесничества.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

Положениями ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства.

Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по лесоустройству, предусмотренные п.п. 3-5 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Аналогичные положения предусмотрены Положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп.

Согласно п. 8, п. 10 данного Положения следует, что на территории Архангельской области полномочиями на проведение на землях лесного фонда лесоустройства наделено министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст. 68 ЛК РФ).

Согласно ст. ст. 68, 69 ЛК РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков. В свою очередь таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется, в том числе, установление границ лесотакционных выделов.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой определяются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Пунктом 3 Лесоустроительной инструкции предусмотрены правила проведения лесоустройства в границах лесничеств.

В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 Лесоустроительной инструкции лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Положениями Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.

Архангельской природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории Выйского лесничества, что подтверждается материалами надзорного производства, административным ответчиком не оспаривается. Площадь Выйского лесничества составляет 1 017 452 га. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились министерством более 15 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства 1987 года.

Доказательств обратного в соответствии со ст. 62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, лесоустройство на землях Выйского лесничества не проводилось более 15 лет, что отрицательно складывается на рациональном ведении лесного хозяйства и лесопользовании. Отсутствие полной достоверной информации о состоянии лесного фонда затрудняет проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, необходимых на конкретной территории.

Административным ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств того, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принимались меры, направленные на проведение лесоустройства в Верхнетоемском лесничестве.

Учитывая изложенное, принимая во внимание нарушение ответчиком требований лесного законодательства в части проведения лесоустройства на территории Выйского лесничества, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является незаконным, а заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со ст.ст. 158, 160.1 и 169 Бюджетного кодекса РФ, в целях согласования плановых целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период ежегодно в Рослесхозе проходит защита бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий в области лесных отношений, на очередной финансовый год и плановый период. По результатам проведения защиты бюджетных проектировок ежегодно Рослесхозом утверждается сумма средств, выделяемых на очередной год для осуществления деятельности уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

При недостаточности в бюджете денежных средств министерство не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Таким образом, суд полагает, что обязанность провести мероприятия по лесоустройству может быть возложена на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области только в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Как установлено п. 32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Кроме того, работы и услуги по лесоустройству осуществляются на основании государственного контракта, заключенного по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Срок для исполнения возложенных обязанностей суд с учетом объема работ, подлежащих выполнению, мнения сторон, полагает возможным установить в течение 2 (двух) лет 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возражений относительно срока исполнения решения суда административным ответчиком не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия незаконным, понуждении провести мероприятия по лесоустройству удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившегося в не реализации полномочий в проведении лесоустройства на территории Выйского лесничества.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122 на территории Выйского лесничества за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, в течение 2 (двух) лет 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: <...> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 марта 2021 года.

Председательствующий Я.А. Королева

Копия верна. Судья Я.А. Королева