ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-149/2022 от 05.03.2022 Городского суда г. Дагестанских Огней (Республика Дагестан)

Дело №2а-149/2022

УИД 05RS0016-01-2022-000656-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дагестанские Огни 05 марта 2022 года

Городской суд г. Дагестанские Огни Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ходжаева З.З.,

при секретаре Козловой Л.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката ФИО3,

представителя заинтересованного лица - администрации городского округа «<адрес>» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление Архитетуры и Градостроительства» городского округа «<адрес>» о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство коммерческого объекта на земельном участке площадью 441 м2 с кадастровым номером: 05:47:020038:552 расположенном по адресу: <адрес>, незаконным и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства (магазина) со следующими проектными характеристиками: площадь земельного участка - 441 м2; площадь застройки - 384 м2; общая площадь: 714,19 м2; объем (строительный) - 3391,68 м3 количество этажей: 2 (два) на земельном участке площадью 441 м2, с кадастровым номером: 05:47:020038:552, расположенном по адресу: <адрес>,

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к МКУ «Управление Архитетуры и Градостроительства» городского округа «<адрес>» администрации городского округа «<адрес>».

В обосновании административного иска указал, что в январе текущего года ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство коммерческого объекта на принадлежащем мне на праве собственности земельном участке площадью 441 м2 с кадастровым номером: 05:47:020038:552 расположенном по адресу: РД, <адрес>.

Согласно прилагаемому к настоящему административному иску проекту на строительство, он намерен возвести на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке объект капитального строительства (магазин) со следующими проектными характеристиками: площадь застройки: 384 м2; общая площадь: 714,19 м2; строительный объем: 3391,68 м3 количество этажей: 2 (два).

Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован тем, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство не были приложены документы предусмотренные п. 2, ст. 51 ГрК РФ, а именно правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация.

С указанным решением ответчика он не согласен по следующим основаниям.

Так в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется),... требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы перечень которых приведен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

В частности к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проект организации строительства объекта капитального строительства, а также иные документы исходя особенностей объекта капитального строительства возведение которого планируется.

Между тем все перечисленные выше документы к поданному мной заявлению о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ приложены были, что усматривается из содержания самого заявления. В частности им были приложены: копия документа удостоверяющего мою личность; выписка из ЕГРН, т.е. правоустанавливающий документ на земельный участок; решение Даг.Огнинского городского суда; копия градостроительного плана и копия проекта.

В подтверждение к указанному к настоящему административному иску также прилагаются документы перечень которых в соответствии со ст. 51 ГрК РФ прилагаются к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах, считает неправомерными отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании представитель административный истца - адвокат ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в административном исковом заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика– МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа «<адрес>» по доверенности ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возразил против удовлетворения административного иска.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИО1 обратился на имя главы администрации городского округа «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство коммерческого объекта на земельном участке с кадастровым номером 05:47:020038:552 расположенном по адресу: РД, <адрес>.

Согласно письма – ответа И.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство не были приложены документы предусмотренные п. 2, ст. 51 ГрК РФ, а именно правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектная документация.

Административным истцом суду представлены градостроительный план земельного участка за № RU05302000-ГП-025-2021, в котором указана информация о целевом назначении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с указанием минимальных и предельных параметров разрешенного строительства, с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий; выписка из ЕГРН на земельный участок площадью 441 кв.м. с кадастровым номером 05:47:020038:552, расположенный по адресу: <адрес>, где собственником земельного участка указан административный истец ФИО1, а также проект.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, основной разрешенный вид использования указанного земельного участка предназначен для строительства коммерческого объекта (магазина).

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Административный истец заказал проектную документацию на 2-х этажный объект капитального строительства.

Как следует из выписки ЕГРН и других материалов дела, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является «строительство магазина».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 373-ФЗ, действовавшей в период спорных правоотношений, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с чч. 4 - 6 ст. 51 орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в настоящей статье документов.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 ГрК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии в ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Между тем, суд считает необходимым отметить, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.

Ссылка административного ответчика и.о. начальника МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» ФИО6 на отсутствие документов предусмотренных п. 2, ст. 51 ГрК РФ, а именно правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектной документации, суд считает необоснованной, поскольку согласно содержания самого заявления на имя главы городского округа «<адрес>», все перечисленные выше документы к поданному административным истцом к указанному заявлению о выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ были приложены.

Признавая отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство коммерческого объекта не законным, суд принимает во внимание то, что администрацией города, в частности МКУ «УАГИ и ЗО» выдан градостроительный план земельного участка, ранее выданные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок не отменены и не признаны недействительными.

Учитывая, что ФИО1 обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, суд полагает необходимым возложить на МКУ «УАиГ» городского округа «<адрес>» обязанность выдать административному истцу разрешение на строительство объекта капитального строительства (магазина).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ и.о. начальника МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>» ФИО6 в выдаче ФИО1 разрешения на строительство коммерческого объекта на принадлежащем мне на праве собственности земельном участке площадью 441 м2 с кадастровым номером: 05:47:020038:552 расположенном по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать МКУ «УАиГ» администрации городского округа «<адрес>» выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта капитального строительства (магазина) со следующими проектными характеристиками: площадь земельного участка - 441 м2; площадь застройки - 384 м2; общая площадь: 714,19 м2; объем (строительный) - 3391,68 м3 количество этажей: 2 (два), на земельном участке площадью 441 м2 с кадастровым номером: 05:47:020038:552 расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке течение одного месяца через городской суд <адрес> со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий ХОДЖАЕВ З.З.

Резолютивная часть решения составлена в совещательной комнате 05.03.2022

Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.