ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14/18 от 23.01.2018 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело N 2а-14/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Старая Полтавка 23 января 2018 года

Старополтавский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи А.В. Полковникова, при секретаре судебного заседания Кирильчук М.С.,

с участием административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда административное дело по административному исковому заявлению комитета сельского хозяйства Волгоградской области к начальнику группы дознания ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области ФИО2 об оспаривании действий о незаконном возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с административным иском к ФИО2 об оспаривании действий о незаконном возложении обязанностей, в котором просит признать незаконным представление от 13.11.2017 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, похитившим мошенническим путём 162000 рублей.

В обоснование требований в заявлении указано, что 24.11.2017 в адрес комитета сельского хозяйства Волгоградской области поступило представление начальника группы дознания ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области ФИО2 от 13.11.2017 , внесенное в адрес комитета в ходе досудебного производства по уголовному делу, возбужденному по факту хищения денежных средств в размере 162000 рублей, путём предоставления недостоверных сведений в комитет индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по ч.1 ст.159.2 УК РФ.

В представлении комитету предложено его рассмотреть на рабочем совещании, обсудить вопросы, изложенные в нём, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших ФИО1 совершить преступления, а также аналогичных преступлений.

В качестве причин, способствовавших совершению преступления, административный ответчик указал, что со стороны комитета проводится слабая разъяснительная работа с получателями социальных выплат; об ответственности, возложенной на получателя субсидий, в том числе и уголовной, в документах получателей субсидий отсутствуют расписки или другие дополнительные меры для получателей о разъяснении им сотрудниками комитета обязанностей представлять достоверные сведения и об ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений.

Обжалуемое представление в нарушение ст.158 УПК РФ не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены комитетом, в чём именно заключается такое нарушение, также не содержит никаких сведений о том, каким образом ненадлежащая работа комитета способствовала совершению преступления; в нём отсутствует причинно-следственная связь между действиями комитета и незаконными действиями третьих лиц; не содержится правовых оснований, которые законодателем были бы вменены комитету о проведении разъяснительных бесед с лицами, получающими гранты. Кроме того, формулировка начальника ГД не даёт точного понимания, какие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, необходимо выполнить комитету, что влечёт неисполнение представления.

Комитет считает, что вынесенное представление незаконно возлагает на административного истца обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В 2015 году постановлением администрации Волгоградской области -п от 19.06.2015 утверждён порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в соответствии с которым и на основании поданных документов ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 522000 рублей, имея право на получение 360000 рублей.

Порядок содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. Предоставление получателями грантов расписок или других дополнительных документов о разъяснении получателям грантов обязанностей предоставлять достоверные сведения, об ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений не предусмотрено.

В соответствии с подп.5 п.5.10 Порядка комитет подписывает с получателем гранта и единовременнойй помощи соглашение о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в котором указаны обязательства сельскохозяйственного производителя.

27.05.2016 между комитетом и ИП главой КФХ ФИО1 было заключено соглашение, подп.13 п.2.2 которого предусмотрено, что при предоставлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременнойй выплаты, предоставленные средства подлежат возврату. Пунктом 3.1. соглашения также предусмотрено, что стороны за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязательств несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания Порядка и приказа не следует, что на комитет возложены обязанности проведения каких-либо разъяснительных бесед с получателями грантов, о предоставлении достоверных сведений, последствиях предоставления недостоверных сведений.

Таким образом, нет оснований полагать, что проведение слабой разъяснительной работы способствовало совершению ФИО1 преступления.

В связи с этим административный истец просит признать незаконным представление начальника ГД ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области от 13.11.2017 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Административный истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В ходатайстве

административные исковые требования поддерживает в полном объёме.

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 иск не признал. В обоснование своего отношения к административным исковым требованиям административный ответчик пояснил, что каких-либо обязанностей в направленном им в комитет сельского хозяйства представлении он не возлагал, а только предложил принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления ФИО1, а также другими лицами аналогичных преступлений.

Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица представитель ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания надлежаще извещён, не сообщил суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этого лица (ст.150 КАС РФ). Его участие при рассмотрении административного дела судом не признано обязательным.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Как установлено при рассмотрении административного дела, 24.11.2017 в адрес комитета сельского хозяйства Волгоградской области поступило представление начальника группы дознания ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области ФИО2 от 13.11.2017 , внесенное в адрес комитета в ходе досудебного производства по уголовному делу, возбужденному по факту хищения денежных средств в размере 162000 рублей, путём предоставления недостоверных сведений в комитет индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по ч.1 ст.159.2 УК РФ.

По мнению начальника ГД ОМВД России в Старополтавском районе, причинами, способствовавшими совершению преступления, явилось то, что со стороны комитета проводится слабая разъяснительная работа с получателями социальных выплат; об ответственности, возложенной на получателя субсидий, в том числе и уголовной, в документах получателей субсидий отсутствуют расписки или другие дополнительные меры для получателей о разъяснении им сотрудниками комитета обязанностей представлять достоверные сведения и об ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений.

Административный ответчик предлагает председателю комитета рассмотреть представление на рабочем совещании комитета, обсудить вопросы, изложенные в представлении, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению ФИО1 преступления, а также аналогичных преступлений. Представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. Одновременно содержит предупреждение об административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, это акт реагирования должностного лица на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения

В описательно-мотивировочной части представления указываются: фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления); выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов; доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В резолютивной части представления указываются: конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления; срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч. 2 ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и составляет один месяц со дня вынесения представления);

предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст. 17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций.

Из смысла вышеприведённой правовой нормы следует, что представление должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона. В противном случае лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.

Однако обжалуемое представление в нарушение вышеуказанных правовых норм не содержит указания о том, какие конкретно положения закона были нарушены комитетом, в чем именно заключаются такие нарушения. Представление не содержит сведений о том, каким образом ненадлежащая работа комитета способствовала совершению преступления, в нем отсутствует указание на причинно-следственную связь между действиями последнего и незаконными действиями третьих лиц.

Согласно ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии, в частности, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 названной нормы).

В соответствии с п. 1.1 постановления администрации Волгоградской области от 19.06.2015 -п «Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременнойй помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» настоящий Порядок разработан в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166" и определяет условия, критерии и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременнойй помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

Порядок приёма и рассмотрения документов заявителя на получение гранта установлен в п.4.2 названного выше Порядка:

Для участия в конкурсе заявитель в течение 10 рабочих дней с даты начала приема документов подает непосредственно в комитет сельского хозяйства лично либо через представителя по доверенности следующие документы: 1) заявку на участие в конкурсе по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; 2) доверенность, в случае если документы поданы представителем заявителя; 3) опись документов в двух экземплярах [первый экземпляр описи с отметкой о дате принятия и входящем номере остается у заявителя, а второй (копия) прилагается к заявке и документам]; 4) копию паспорта заявителя; 5) обязательство заявителя (в свободной форме) переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства (в случае несоответствия места жительства заявителя фактическому нахождению хозяйства); 6) копию документа о высшем, либо среднем специальном, либо дополнительном профессиональном образовании сельскохозяйственного профиля или копию трудовой книжки, подтверждающую наличие стажа работы в сельском хозяйстве не менее трех лет; 7) бизнес-план; 8) план расходов; 9) копии договоров (предварительных договоров) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тыс. рублей; 10) выписку из банковского счета, подтверждающую наличие денежных средств в размере не менее 10 процентов от затрат, указанных в представленном плане расходов, заверенную банком; 11) копию договора аренды на земельный участок; 12) справку о членстве в сельскохозяйственном потребительском кооперативе; 13) копию свидетельства о регистрации машины; 14) рекомендательные письма от органов местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области или общественных организаций; 15) подписанное заявителем соглашение о предоставлении гранта и единовременнойй помощи (далее именуется - соглашение) в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства и размещенной на портале.

В соответствии с п.4.4 Порядка комитет сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня окончания приема документов запрашивает по заявителям в порядке межведомственного информационного взаимодействия следующие документы: выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения о ведении или совместном ведении личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет (в случае отсутствия документов о высшем, либо среднем специальном, либо дополнительном профессиональном образовании сельскохозяйственного профиля, или трудовой книжки, подтверждающей наличие стажа работы в сельском хозяйстве не менее трех лет); сведения о выплатах на содействие самозанятости безработных граждан, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; сведения о средствах финансовой поддержки, полученные до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель, в виде субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности; сведения о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам перед Пенсионным фондом Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) задолженности страхователя перед Фондом социального страхования Российской Федерации; сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов перед Федеральной налоговой службой.

Таким образом, Порядок содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременнойй помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете сельского хозяйства в Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 г. N 691-п, комитет сельского хозяйства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной аграрной политики, государственное управление в сфере рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов на территории Волгоградской области (за исключением охраны водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Волгоградской области), государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.

В п.2.7 административного регламента предоставления комитетом сельского хозяйства Волгоградской области государственной услуги «Предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременнойй помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам», утверждённого приказом комитета от 26.06.2015 (далее приказ ), ответственность за достоверность и полноту представляемых заявителем сведений и документов, являющихся основанием для предоставления гранта и единовременнойй помощи, возлагается на заявителя. Пунктом 47 Порядка предписано, что к участию в конкурсе заявители не допускаются при наличии недостоверных сведений в представленных документах.

Какого-либо Федерального закона, закона Волгоградской области, предусматривающего полномочия органа исполнительной власти устанавливать исполнительно-распорядительные полномочия по проверке сведений, представленных получателями грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременнойй помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, не имеется.

Получение расписок или принятие других дополнительных мер для получателей грантов о разъяснении им сотрудниками комитета сельского хозяйства Волгоградской области обязанностей предоставлять достоверные сведения и об ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений Порядком не предусмотрено. Комитет сельского хозяйства не наделён полномочиями вносить изменения в нормативные акты, принятые Правительством РФ, администрацией и правительством Волгоградской области.

Оснований полагать, что слабая разъяснительная работа со стороны комитета с получателем социальных выплат об ответственности, в том числе уголовной, возложенной на получателя, отсутствие об этом расписок от получателя субсидий способствовали совершению преступления, не выявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что комитет сельского хозяйства Волгоградской области лишен возможности выполнить действия и мероприятия, указанные начальником ГД ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области, в связи с чем суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181, 298 КАС РФ,

р е ш и л:

административный иск комитета сельского хозяйства Волгоградской области к начальнику группы дознания ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области ФИО2 о признании незаконным представления от 13.11.2017 удовлетворить.

Признать незаконным представление начальника группы дознания ОМВД России по Старополтавскому району Волгоградской области ФИО2 от 13.11.2017 о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

Решение принято в окончательной форме и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,

Председательствующий: судья А.В. Полковников.