ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14/19 от 30.01.2019 Ирбейского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года с.Ирбейское

Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи – Петровой С.Д.,

с участием административного истца – помощника прокурора Ирбейского района – Казанцева Д.А.,

представителя административного ответчика - Ирбейского сельского Совета депутатов Ирбейского района Красноярского края – адвоката - Щербакова Ильи Петровича, представившего удостоверение и доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица – Муниципального образования Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края – в лице главы – ФИО1, действующей так же в своих интересах,

при секретаре – Гузенковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ирбейского района в интересах Муниципального образования Ирбейский сельсовет Ирбейского района Красноярского края к Ирбейскому сельскому Совету депутатов Ирбейского района Красноярского края о признании незаконными и подлежащими отмене решений Ирбейского сельского Совета депутатов Красноярского края от 06.08.2018 года № 77-р и от 03.07.2018 года № 71-р,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ирбейского района в интересах Муниципального образования Ирбейский сельсовет Красноярского края (далее МО Ирбейский сельсовет) обратился в суд с административным иском к Ирбейскому сельскому Совету депутатов Ирбейского района Красноярского края о признании незаконным и подлежащим отмене решения Ирбейского сельского Совета депутатов Красноярского края от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета». Требования мотивированы тем, что прокуратурой района при рассмотрении обращения жителей с. Ирбейское изучено решение Ирбейского сельского Совета депутатов Красноярского края от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета», опубликованное в газете «Ирбейская правда» 10.08.2018 № 32. Согласно п. 7 ст. 6 Устава МО Ирбейский сельсовет Красноярского края (в ред. 10.09.2015) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете «Ирбейская правда», осуществляемого в десятидневный срок со дня подписания, если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством. Ирбейским сельским Советом депутатов 15.06.2018 года принято решение № 70-р «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета». Согласно пункту 4 принятого решения следует, что решение вступает в силу после официального опубликования (обнародования) в районной газете «Ирбейская правда». Вместе с тем принятый нормативный правовой акт в установленный срок в нарушение требований ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ и п. 7 ст. 6 Устава МО Ирбейский сельсовет не опубликован в газете «Ирбейская правда». Поскольку нормативный акт не опубликован, он считается не вступившим в силу и ссылка на него не имеет правовых последствий. Аналогичные нарушения были допущены и при принятии Ирбейским сельским Советом депутатов решения № 71-р от 03.07.2018 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета». Пунктом 7 решения от 03.07.2018 № 71-р установлено, что правовой акт, вступает в силу в день, следующий за днем официального опубликования в районной газете «Ирбейская правда». Проверкой установлено, что решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р в районной газете «Ирбейская правда» не опубликовано, а потому не вступило в законную силу. Таким образом, процедура проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета в соответствии с требованием ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ не соблюдена. Допуская существенные нарушения требований федерального законодательства и Устава МО Ирбейский сельсовет 06.08.2018 Ирбейским сельским Советом депутатов по результатам проведенного конкурса принято решение № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края», положения которого противоречат ч. 2.1 ст. 36, ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 7 ст. 6 Устава МО Ирбейский сельсовет (в ред. 10.09.2015). В рамках осуществления надзора 07.09.2018 года прокуратурой района на незаконно принятое решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 года № 77-р принесен протест № 7-02-2018. 05.10.20.18 года в прокуратуру района поступил ответ, из содержания которого следует, что требования прокурора отклонены: решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 года № 77-р не отменено. Принятое представительным органом местного самоуправления решение влечет за собой незаконные правовые последствия, что негативно отразится на реализации органом местного самоуправления - администрации Ирбейского сельсовета полномочий, возложенных федеральным и краевым законодательством. Оспариваемое решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета» не обладает нормативными правовыми свойствами, а потому настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению районным судом. В связи с уточненным исковым заявлением административный истец просит признать незаконными и отменить: решение Ирбейского сельского Совета депутатов Ирбейского района Красноярского края от 03.07.2018 года № 71-р «Об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» и решение Ирбейского сельского Совета депутатов Ирбейского района Красноярского края от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета».

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Ирбейского района Казанцев Д.А. уточненные исковые требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по заявленным основаниям.

Представитель ответчика адвокат Щербаков И.П. требования административного истца не признал. Суду представил письменные возражения по административному иску, согласно которых показал, что оспариваемые акты приняты с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие, а, значит, вступили в законную силу. В соответствии с п. 7 ст. 6 Устава Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края (принят Решением Ирбейского сельского Совета депутатов № 6 от 29.05.2002 г., в редакции изменений, зарегистрированных 10.09.2015 г. и, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее по тексту Устав сельсовета), нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете «Ирбейская Правда», осуществляемого в десятидневный срок со дня подписания, если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством. Указанные положения Устава сельсовета предусматривали, как официальное опубликование, так и официальное обнародование муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) в Ирбейском сельсовете населением, органами и должностными лицами местного самоуправления. Краевое государственное автономное учреждение «Редакция газеты «Ирбейская правда» издает два средства массовой информации: периодическое печатное издание и сетевое издание с названиями «Ирбейская правда». Оба указанных периодических издания зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 15.06.2018 г. № 70-р «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» было официально обнародовано 20.06.2018 г. в сетевом издании районная газета «Ирбейская правда», что подтверждается скриншотом страницы сайта «Ирбейская правда» в разделе «Официально». Следовательно, указанное решение вступило в силу с 20.06.2018 г.. Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 г. № 71-р с учетом требований ч. 2.1. ст. 36 ФЗ-131 было и полностью официально обнародовано в сетевом издании (подтверждается скриншотом страницы «Ирбейская правда» в разделе «Официально»), а также опубликована официальная информация о проведении конкурса на должность главы Ирбейского сельсовета в периодическом печатном издании «Ирбейская правда» за номером 27 от 6 июля 2018 г.. Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 г. № 77-р об избрании на должность главы Ирбейского сельсовета ФИО1 было и официально обнародовано и официально опубликовано, как в периодическом печатном, так и периодическом сетевом издании «Ирбейская правда». Таким образом, нормативные правовые акты: а именно Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 15.06.2018 г. № 70-р «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» был принят с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие, а, значит, вступило в законную силу с 20.06.2018 г.. Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 г. № 71-р было принято с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие, а, значит, вступило в законную силу. Изданное на основе указанных актов, Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 г. № 77-р об избрании на должность главы Ирбейского сельсовета ФИО1 принято с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие, а значит, не может быть признано незаконным и отмене не подлежит. Административный истец не привел ни одного довода о том, что указанное решение принято в нарушение порядка принятия, введения в действия, либо содержит положения, противоречащие каким-либо нормативным правовым актам. Административный истец оспаривает не имеющее нормативного характера Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 г. № 77-р об избрании на должность главы Ирбейского сельсовета ФИО1 При этом признание Решения Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 г. № 77-р об избрании на должность главы Ирбейского сельсовета ФИО1 не законным возможно только в случае, если оно принято неуполномоченным субъектом, не соответствует по содержанию, порядку его принятия, введения в действие актам, имеющим большую юридическую силу. Однако административный истец не указал, каким именно нормативным актам не соответствует данное решение от 06.08.2018 г. № 77-р в части его содержания и порядка принятия или введения в действие. Вместе с тем, административный истец оспаривает порядок введения в действие не Решения от 06.08.2018 г. № 77-р, а порядок введения в действие (способ официального опубликования и обнародования) двух других решений, а именно: 1) нормативного Решения Ирбейского сельского Совета депутатов от 15.06.2018 г. № 70-р «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» и 2) ненормативного Решения Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 г. № 71-р. Дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, в том числе по мотиву несоответствия способа их официального опубликования или официального обнародования подсудны краевому суду. Районным судам неподведомственны дела об оспаривании ненормативных решений органов государственной власти и местного самоуправления, в случаях когда их проверка сопряжена с установлением соответствия нормативного правового акта представительного органа полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Для того чтобы удовлетворить заявленные требования административного истца, районному суду потребуется признать нормативные решения представительного органа муниципального образования не действующими, например, как предлагает истец, по мотиву несоответствия способа их официального опубликования или официального обнародования требованиям действующего законодательства. Следовательно, имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями КАС РФ, определяющие особенности производства по отдельным категориям административных дел (п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ). С учетом уточненных требований просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица МО Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края, его глава ФИО1, действующая так же в своих интересах, требования административного искового заявления полагает не подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, изучив представленные суду документы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ: если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-131), муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 2.1 ст. 36 ФЗ-131 порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В судебном заседании установлено, что решением Ирбейского сельского Совета депутатов от 15.06.2018 г. № 70-р «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета согласно Приложению к настоящему решению.

Данное решение № 70-р от 15.06.2018 года не оспорено в установленном законом порядке, не отменено и не изменено, а потому является действующим.

Административным истцом данное обстоятельство не опровергнуто.

Решением Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р объявлен конкурс по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета.

Указанное решение № 71-р от 03.07.2018 года является ненормативным правовым актом, а потому в силу ч. 1 ст. 47 ФЗ-№ 131 вступает в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Устав Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края принят Решением Ирбейского сельского Совета депутатов № 6 от 29.05.2002 г.. В спорный период времени действовала редакция обозначенного Устава сельсовета от 10.09.2015 года.

В соответствии с п. 7 ст. 6 Устава Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края (названной редакции) нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете «Ирбейская правда», осуществляемого в десятидневный срок со дня подписания, если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством.

Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р опубликовано в печатном издании газеты «Ирбейская правда» номер 27 от 06.07.2018 года.

В качестве основания к признанию незаконным решения Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р, административным истцом было заявлено только то, что данное решение не было официально опубликовано, а потому не вступило в законную силу.

Заявленное основание в судебном заседании не нашло своего подтверждения, других нарушений, влекущих признание указанного спорного решения, судом не установлено, а потому оснований к удовлетворению исковых требований в указанной части не имеется.

Кроме того, спорным решением является решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании на должность главы Ирбейского сельсовета ФИО1». По мнению административного истца данное решение является незаконным в силу того, что предшествующее ему решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р «Об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета» не было опубликовано официально.

Одноко, судом установлена законность решения Ирбейского сельского Совета депутатов от 03.07.2018 года № 71-р.

Судом так же проверен порядок опубликования оспариваемого решения № 77 от 06.08.2018 года и установлено следующее.

Решение № 77 от 06.08.2018 года Ирбейского сельского Совета депутатов является ненормативным правовым актом, а потому в силу ч. 1 ст. 47 ФЗ-№ 131 вступает в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Как уже отмечено выше порядок вступления в силу правовых актов установлен п. 7 ст. 6 Устава Ирбейского сельсовета Ирбейского района Красноярского края в редакции от 10.09.2015 года, то есть после их официального опубликования (обнародования) в газете «Ирбейская правда», осуществляемого в десятидневный срок со дня подписания, если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством.

Краевое государственное автономное учреждение «Редакция газеты «Ирбейская правда» издает два средства массовой информации: периодическое печатное издание и сетевое издание с названиями «Ирбейская правда». Свидетельством о регистрации средства массовой информации ЭЛ№ФС77-68839 от 28.02.2017 года подтверждается государственная регистрация официального сайта газеты «Ирбейская правда» с доменным именем сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (для сетевого издания) IRBEIKA.RU.

Решение Ирбейского сельского Совета депутатов от 06.08.2018 года № 77-р опубликовано в печатном издании газеты «Ирбейская правда» № 32 от 10.08.2018 года, а так же размещено на официальном сайте газеты «Ирбейская правда» - IRBEIKA.RU, что подтверждается представленной суду копией названной газеты в печатном издании и скриншотом с обозначенного сайта газеты (раздел официально).

Таким образом заявленное истцом основание к признанию незаконным оспариваемого решения № 77 от 06.08.2018 года Ирбейского сельского Совета депутатов, не нашло своего подтверждения, иных нарушений, влекущих признание данного решения незаконным, судом не установлено.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Ирбейского района в интересах муниципального образования Ирбейский сельсовет Красноярского края к Ирбейскому сельскому Совету депутатов Ирбейского района Красноярского края о признании незаконными и подлежащими отмене решений Ирбейского сельского Совета депутатов Красноярского края от 06.08.2018 года № 77-р «Об избрании главы Ирбейского сельсовета» и от 03.07.2018 года № 71-р «Об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Ирбейского сельсовета», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 04.02.2019 года.

Председательствующий С.Д. Петрова