ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14/2018 от 23.03.2018 Воротынского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2018 года р.п.Воротынец.

Воротынский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Гурьевой Е.В.,

при секретаре Демидовой И.С.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-14/2018 по административному исковому заявлению

ФИО1 к заместителю главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместителю руководителя- заместителю главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО3 об оспаривании решения должностного лица, признании незаконными предписания об устранении нарушений земельного законодательства, распоряжения о проведении внеплановой проверки,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в Воротынский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к административному ответчику главному государственному инспектору Лысковского, Воротынского, Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО4 об оспаривании решения должностного лица, признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства, о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой проверки,указав, что 20.09.2017г на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером , находящимся по адресу: <адрес>, была проведена внеплановая проверка по соблюдению административным истцом земельного законодательства на основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки гражданина от 01.09.2017г -Р. После проведения проверки был составлен акт проверки соблюдения законодательства -Р от 20.09.2017г, протокол об административном правонарушении от 20.09.2017г, в котором указывается, что земельный участок используется не по целевому назначению, и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства. 25.09.2017г административный истец был приглашен для решения вопроса о наличии, либо отсутствии в его действиях состава административного правонарушения. ФИО1 заявляла ходатайство о переносе даты рассмотрения дела об административном правонарушении, так как ей была необходима юридическая помощь, однако в удовлетворении ее ходатайства должностным лицом было отказано. В отношении нее было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и наложении административного взыскания в размере 10 000 рублей. Данное постановление ею было обжаловано, решением Воротынского районного суда Нижегородской области от 01.12.2017 г. постановление должностного лица от 25.09.2017г о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было отменено. В связи с чем, она считает вынесенное предписание -Р от 20.09.2017г незаконным и просит его отменить. Вышеуказанная внеплановая проверка по соблюдению земельного законодательства была проведена на основании распоряжения органа государственного надзора в лице заместителя руководителя - заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО3 о проведении внеплановой проверки гражданина от 01.09.2017г -Р. Считает распоряжение о внеплановой проверке вынесено незаконно, с нарушением земельного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 437, полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере земельного надзора не распространяются на земли сельскохозяйственного назначения. Министерство экономического развития Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, в том числе по порядку осуществления государственного земельного контроля за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Распоряжение о внеплановой проверке было издано на основании поступившего 15.08.2017г письма, подписанного заместителем главы администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, начальником отдела имущественных, земельных отношений и труда ФИО9 о том, что в указанном районе им визуально были обнаружены капитальные строения на землях сельскохозяйственного назначения с указанием кадастровых номеров земельных участков и фамилий собственников в количестве 14 человек, что он просит направить в указанный район сотрудника для составления акта о нарушении земельного законодательства и привлечении виновных к ответственности. Исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки изложен в п.п..1,3 ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п.«а,б» ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Письмо представителя администрации может являться основанием для проведения внеплановой проверки только в случае сообщения о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан. Перечисленные основания для внеплановой проверки, по мнению административного истца, на ее земельном участке отсутствуют. ФИО1. считает, что действиями должностного лица - заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель ФИО3 по изданию оспариваемого распоряжения, были нарушены ее законные интересы по использованию земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации и правоустанавливающими документами, гарантированные ему ст.ст.17,18, 36 ч.2 Конституции Российской Федерации.

Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 08.12.2017 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО4 на надлежащего - заместителя главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО2, поскольку оспариваемое предписание вынесено ФИО2

Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 28.02.2018г к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель руководителя - заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО3.

Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 08.12.2017 года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч. 1 КоАП РФ в отношении ФИО1

Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 28.02.2018 года производство по делу возобновлено, рассмотрение дела назначено на 14 марта 2018 года. Стороны извещены о дате судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

14 марта 2018 года судебное заседание отложено на 23 марта 2018 года, в связи с ходатайством административного истца об отложении судебного заседания.

Административные ответчики: заместитель государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО3 в судебное заседание не явились; ходатайств об отложении дела, о рассмотрении дела в их отсутствие - суду не направили, причины неявки не сообщил.

Судом не признана их явка обязательной.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением.

В силу вышеизложенных норм, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся административных ответчиков.

Административный истец ФИО1, присутствующая в судебном заседании, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что считает предписание незаконными, поскольку ей не понятно, что она должна выполнить. Распоряжение читает незаконным, так как считает, что у Росреестра отсутствовали полномочия и основания для проведения проверки.

Административный ответчик - заместитель главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2 в отзыве на административное исковое заявление указала, что не согласна с ним, так как в соответствии с ч.7 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п.101,103 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015г № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора» по результатам проверки ими составляется акт проверки, к которому прилагается предписание об устранении выявленных нарушений, виновные лица привлекаются к ответственности. Согласно материалам дела, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации вынесено заместителем государственного инспектора по результатам проверки 20.09.2017г, что отражено в самом предписании. Предписание вынесено сразу после подготовки акта проверки по результатам обнаруженного правонарушения и до привлечения лица к ответственности, поэтому ему был присвоен номер акта -Р, при этом о возбуждении административного производства и номере дела в предписании ничего не говорится. Считает, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства вынесено в отношении ФИО1 на законных основаниях в соответствии с требованиями действующего законодательства. Решение о проведении проверки принималось на основании поступившего обращения администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области. Управлением было дано поручение от 25 августа 2017 года Межмуниципальному отделу по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам рассмотреть факты, указанные в обращении, в случае необходимости подготовить и направить в адрес Управления мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки. Рассмотрев указанные в обращении факты, изучив документы по указанным земельным участкам, учитывая особенности использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения, отдел направил в Управление мотивированное представление -СЗ от 28.08.2017г о необходимости проведения внеплановых проверок на указанных в обращении администрации земельных участках. На данных земельных участках усматривались признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.8 ч.1 КоАП РФ. Данная статья относится к главе 8 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», основанием для проведения проверок явился п.1 ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса Российской Федерации и вытекающий из него под.«а» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку присутствовала возможность возникновения угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, в частности земле, как важнейшему компоненту окружающей среды и средству производства в сельском хозяйстве. Росреестр и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.7.1,7.34, ч.1,3,4 ст.8.8, 10.9, 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и совершенных на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно ст.67 Административного регламента решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки. В соответствии с Приказом Росреестра от 30.05.2016г № П/263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации» одним из территориальных органов Росреестра является Управление Росреестра по Нижегородской области. Распоряжение органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки гражданина от 01.09.2017г -Р подготовлено в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вынесено по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, надлежащим лицом, а именно, заместителем руководителя Управления Росреестра по Нижегородской области ФИО3. Считает, что факт издания распоряжения не нарушает права ФИО1

15.08.2017г за администрация Воротынского муниципального района Нижегородской области в лице заместителя главы, начальника отдела имущественных, земельных отношений и труда ФИО9, направила начальнику межмуниципального отдела по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО4 обращение, в котором указывалось на выявление факта на земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, нахождения капитальных жилых строений, в том числе на земельном участке с кадастровым номером ; просили провести проверку о нарушениях земельного законодательства и привлечении виновных лиц к ответственности.

В связи с вышеуказанным обращением администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области, отделом государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 25.08.2017г за -СЗ направлено поручение начальнику межмуниципального отдела по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО4, в котором поручалось рассмотреть факты, указанные в обращении, в случае необходимости подготовить и направить в адрес Управления мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки, а также проекты распоряжений о проведении проверок земельного законодательства в срок до 29.08.2017г для последующего проведения мероприятий по осуществлению земельного надзора.

В ответе начальника межмуниципального отдела по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО4 от 28.09.2017г за -СЗ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, указывалось, что при рассмотрении фактов, указанных в обращении администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области по вопросу соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках, расположенных по адресу: <адрес> установлено, что имеются основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренные п.1 ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, под. «а» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; направлены проекты распоряжений о проведении внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Заместителем руководителя - заместителя главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО3 вынесено распоряжение органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки гражданина от 01.09.2017г -Р с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства ФИО1 на принадлежащим ей земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: главный государственный инспектор Лысковского, Воротынского, Спасского районов по использованию и охране земель ФИО4, государственный инспектор Лысковского, Воротынского, Спасского районов по использованию и охране земель ФИО2. В распоряжении указывалось о том, что проверка проводится с целью соблюдения требований земельного законодательства ФИО1 на принадлежащем ей земельном участке; проверка проводится на основании обращения администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области. Задачей проверки является обеспечение соблюдения ФИО1 земельного законодательства, требований охраны и использования земель. Предметом проверки является - соблюдение обязательных требований.

По результатам проведенной 20.09.2017г внеплановой проверки на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, заместителем главного государственного инспектора по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам по использованию и охране земель ФИО2, был вынесен акт проверки -Р, в котором указывалось, что на момент проверки, на указанном выше земельном участке расположены: деревянный дом размером 8,10м х 7,70м, пристрой к дому; деревянное строение размером 4,10м - 4,10м, деревянные строения размером 2,70м х 7,90м. деревянный туалет размером 1,10м х 1,10м, 16 ульев. Разрешение на строительство зданий ФИО1 не представлено, документы о смене разрешенного использования земельного участка отсутствуют. Земельный участок частично используется для выращивания овощных культур и плодовых деревьев частично. Остальная часть земельного участка не обрабатывается, заросла сорной травой, березами. Земельный участок не огорожен, доступ не ограничен.

20.09.2017г заместителем главного государственного инспектора по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам по использованию и охране земель ФИО2 было вынесено также предписание -Р об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в котором указано, что в результате проверки установлено ненадлежащее использование земельного участка общей площадью 10930 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1 Указано, что согласно ст.40. ч.1 п.2 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. В соответствии с ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению. ФИО1 предписывалось устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 22 января 2018 года.

20.09.2017г в отношении ФИО1, по результатам проведенной проверки, также был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

25.09.2017г постановлением по делу заместителя главного государственного инспектора по Лысковскому, Воротынскому и Спасскому районам по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2. ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст.8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Воротынского районного суда Нижегородской области от 27.11.2017 г, выше указанное постановление по жалобе ФИО1 отменено, производство по делу прекращено на основании ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Нижегородского областного суда от 08.02.2018 г выше указанное решение суда оставлено в силе.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения лица, наделенного государственными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

В силу ст.62 ч.3, 226 ч.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к спорным публичным правоотношением, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.

В соответствии со ст.71 ч.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Право осуществления государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, предусмотрено Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015г № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора».

Согласно п.5 ч.5 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Приказом Министерства экономического развития России от 26.12.2014г № 851 «Об утверждении формы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации», утверждена форма предписания, в которой предусмотрено при оформлении мотивировочной части предписания описывать выявленные нарушения с указанием требований закона, которые нарушены и установленная за это ответственность; в предписывающей части рекомендовать порядок и способ устранения выявленных нарушений.

Судом установлено, что по результатам проведенной 20.09.2017г должностным лицом Росреестра проверки соблюдения требований земельного законодательства административным истцом на принадлежащем ему земельном участке, вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Правовым основанием для выдачи предписания указаны нормы ст.ст.40,42 Земельного кодекса Российской Федерации, указывающие на полномочия собственника по использованию земельного участка и возможности возведения на нем строений; обязанность собственника использовать земельный участок по целевому назначению. Указано об установлении ответственности за нецелевое использование земельного участка ст.8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом обоснования, в чем выражается нецелевое использование ФИО1 земельного участка, не приведены. В то время как в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности, должностное лицо указывает, что на земельном участке обнаружены строения, но документов, разрешающих строительство, административным истцом на момент проверки не представлено;частичное использование земельного участка под выращивание овощных культур; наличие сорной травы и берез; на не ограничение доступа на земельный участок иных лиц в виду того, что он не огорожен. В постановлении о привлечении к административной ответственности указывается о необходимости использования данного участка под пашню.

Одним из основных требований к предписанию административного органа является критерий его исполнимости, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок. Следовательно, предписание уполномоченного органа должно содержать законные требования, быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.

В оспариваемом предписании ФИО1 предписывается устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 22 января 2018 года. При этом, предписание не содержит конкретных описаний выявленных нарушений, конкретные указания относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в указанный срок. Вместе с тем, разъяснена ответственность по ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, неисполнение требований, изложенных в предписании, лицом, которому оно было объявлено, может повлечь привлечение данного лица к административной ответственности.

С учетом изложенного, суд, соглашается с доводами административного истца, приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует критериям определенности и исполнимости, поскольку из его содержания не представляется возможным установить, какие действия собственнику земельного участка следует совершить в целях исполнения предписания, в связи с чем, доводы административного ответчика, указанные в отзыве на исковое заявление о законности предписания, суд находит несостоятельными.

Кроме того, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекращено на основании ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом указанных обстоятельств, требования административного истца об отмене предписания являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом согласно п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным распоряжении о проведении внеплановой проверки, суд не находит.

В соответствии со статьей 71 ч.1 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (ст.71 ч.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года N 1.

Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения о государственном земельном надзоре, государственный земельный надзор осуществляется, в том числе, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с под. «в» п.3 Положения о государственном земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Нормы Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015г № 1 не содержат исключений по категории земель, на которых Росреестр не может осуществлять государственный земельный надзор.

Пунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного надзора, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства.

В соответствии с под.6 п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015г № 1, в рамках государственного земельного надзора осуществляются:

- организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки);

- систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;

- принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению. Данная статья находится в главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Россреестр уполномочен на рассмотрение дел об административных правонарушения, предусмотренных ст.8.8 ч.1 КоАП РФ.

Согласно ст.71.1 ч.6 п.1 Земельного кодекса Российской Федерации, внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу ст.10 ч.2 п.2 под. «а» Федерального закона от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа мероприятий по контролю, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений, в том числе органов местного самоуправления о фактах возникновения угрозы причинения вреда, в том числе окружающей среде. Земля это важнейший компонент окружающей среды, за нецелевой использование земельного участка предусмотрена ответственность. Поскольку в поступившей информации органа местного самоуправления содержались факты о присутствии возможности возникновения угрозы окружающей среде в виде нецелевого использования земельного участка, основания для проведения внеплановой проверки имелись.

Согласно ст.14 ч.1 Федерального закона от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с п.67 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015г № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора», решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, в силу приказа Росреестра от 30.05.2016г № П/263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации», является одним из территориальных органов Росреестра.

С учетом изложенного, оспариваемое распоряжение вынесено надлежащим должностным лицом: заместителем руководителя - заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО3.

Оспариваемое распоряжение -р от 01.09.2017г подготовлено в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2008г № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

На основании приведенных выше доказательств, судом установлено, что оспариваемое распоряжение о проведении внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке, принадлежащим административному истцу, вынесено по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, надлежащим лицом, в соответствии с вышеизложенными правовыми нормами, следовательно, является законным, оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, доводы административного истца о незаконности вынесенного распоряжения в связи с нарушением полномочий Россрестром и отсутствия оснований для проведения внеплановой проверки, суд находит несостоятельными по выше приведенным обстоятельствам.

Таким образом. заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,218,226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к заместителю главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместителю руководителя- заместителю главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО3 об оспаривании решения должностного лица, признании незаконными предписания об устранении нарушений земельного законодательства, распоряжения о проведении внеплановой проверки - удовлетворить частично.

Признать незаконным и нарушающим права административного истца решение должностного лица - предписание заместителя главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2 -Р от 20 сентября 2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное в отношении ФИО1.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области отменить предписание заместителя главного государственного инспектора Лысковского, Воротынского и Спасского районов по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ФИО2 -Р от 20 сентября 2017 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное в отношении ФИО1, сообщив об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу - ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, заместителю руководителя - заместителю главного государственного инспектора Нижегородской области по использованию и охране земель ФИО3 об оспаривании решения должностного лица, признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой проверки, ФИО1- отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Е.В.Гурьева.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2018 года.

СУДЬЯ Е.В.Гурьева.