ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14/2021УИД170016-01-2020-000433-16 от 20.01.2021 Эрзинского районного суда (Республика Тыва)

Производство № 2а-14/2021 УИД 17RS0016-01-2020-000433-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 января 2021 года село Эрзин

Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хомушку Е.В., при секретаре Данзырын Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП России по Республике Тыва ФИО4, Управлению ФССП России по Республике Тыва, о признании незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в предоставлении государственной услуги, не предоставления судебным приставом-исполнителем информации о ходе исполнительного производства, возложении обязанности предоставить информацию о ходе исполнительного производства,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» (далее – ООО МК «ОТП Финанс») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП по РТ ФИО4, Управлению ФССП России по Республике Тыва о признании незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в предоставлении государственной услуги, не предоставления судебным приставом-исполнителем информации о ходе исполнительного производства, возложении обязанности предоставить информацию о ходе исполнительного производства. В обоснование административного иска указано, что в ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам ДД.ММ.ГГГГ предъявлялся исполнительный документ , выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО1 в пользу взыскателя ООО МФК «ОТП Финанс». ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ ООО МК «ОТП Финанс» обратился с запросом о ходе исполнительного производства в ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО4 в предоставлении информации о ходе исполнительного производства отказала, дав ответ: «Ваше заявление не может быть рассмотрено, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно». Считает, что действия судебного пристава-исполнителя ФИО4 являются незаконными по следующим основаниям. В случае если документ, подтверждающий полномочия представителя стороны, исполнительного производства, приобщен к материалам исполнительного производства, в электронном обращении указываются его реквизиты. При подаче заявления (запроса) о ходе исполнительного производства по средствам электронного обращения через интернет портал «Госуслуги» отсутствует возможность приобщения документов к данному заявлению (запросу). При подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей проверка полномочий представителя проводится автоматически на основании сведений, содержащихся в АИС ФССП России и федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Просит признать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП России по РТ ФИО4, выразившееся:

- в отказе предоставления государственной услуги «О ходе исполнительного производства»;

- в не предоставлении информации о ходе исполнительного производства -ИП;

- обязать судебного пристава-исполнителя представить информацию о ходе исполнительного производства -ИП. Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП по РТ ФИО4 предоставить информацию о ходе исполнительного производства.

В судебное заседание не явились:

- представитель административного истца – ООО МК «ОТП Финанс», извещены надлежащим образом о дате, времени и месту судебного заседания, судебное извещение направлено по электронной почте, в деле имеется ходатайство о рассмотрении административного искового заявления без их участия;

- административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ФИО4, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, представив письменные пояснения и материалы исполнительного производства -ИП;

- представитель Управления ФССП России по РТ, заинтересованное лицо ФИО1, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ начальник ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП по РТ ФИО5 просит учесть, что оспариваемое заявление взыскателем было направлено без доверенности, в которой подтверждается полномочия заявителя.

В письменном пояснении судебного пристава-исполнителя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО4 выражает несогласие с доводами административного искового заявления, указав, что она своевременно направляет взыскателю необходимые документы по исполнительному производству, ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1 по заявлению о возбуждении исполнительного производства представителя ООО МФК «ОТП Банк» ФИО3 по доверенности. ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО МФК «ОТП банк» ФИО2 направил запрос о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, ею было отказано так как к запросу не представлена доверенность, оформленная надлежащим образом. Материалы исполнительного производства -ИП в отношении ФИО1 были направлены в октябре 2020 года в прокуратуру Эрзинского района для проверки и возвращено только ДД.ММ.ГГГГ

Изучив материалы дела, письменные пояснения административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ФИО4, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой в статье 2 указанного Федерального закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В силу статьи 5 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях получения информации о ходе исполнительных производств разработан и утвержден Административный регламент Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица (далее – Административный регламент), утвержденный приказом ФССП России от 19.06.2020 № 475.

В силу п. 1 указанного выше регламента устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении, оконченным и прекращенным исполнительным производствам (за исключением уничтоженных по истечении срока хранения) в отношении физического и юридического лица (далее - государственная услуга), а также порядок взаимодействия между ФССП России, ее территориальными органами, их структурными подразделениями, должностными лицами и заявителями при предоставлении государственной услуги.

Согласно п. 11 Административного регламента в случае если заявление подано в электронной форме посредством Единого портала или на бумажном носителе в структурное подразделение ФССП России, в котором ведется исполнительное производство, то результатами предоставления государственной услуги являются выдача:

уведомления о ходе исполнительного производства;

уведомления о наличии исполнительного производства;

уведомления об отсутствии исполнительного производства;

уведомления об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве.

В силу п. 19 Административного регламента при подаче документов в электронной форме заявитель заполняет заявление и направляет его посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей.

Посредством использования Единого портала заявитель может подать в электронной форме заявление о предоставлении информации о наличии исполнительного производства или о ходе исполнительного производства в ФССП России, ее территориальный орган, а также заявление о предоставлении данной информации из банка данных АИС ФССП России и заявление о предоставлении информации о ходе снятия временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации из банка данных (далее - заявление о предоставлении информации из банка данных).

Посредством использования СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей заявитель подает заявление о предоставлении информации из банка данных.

При подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредством Единого портала, СМЭВ либо Телекоммуникационных сетей проверка полномочий представителя проводится автоматически на основании сведений, содержащихся в АИС ФССП России и федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Процедура подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью, регламентируется Порядком подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2016 № 333.

Согласно п. 3 указанного выше Порядка электронные обращения могут быть поданы взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе личного кабинета федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Взыскателем, должником или представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению могут быть приложены иные документы в форме электронного документа.

При подаче электронного обращения представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению также прилагается документ, подтверждающий его полномочия, в форме электронного документа.

В случае если документ, подтверждающий полномочия представителя стороны исполнительного производства, приобщен к материалам исполнительного производства, в электронном обращении указываются его наименование и реквизиты.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Эрзинского кожууна Республики Тыва вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ООО МФК «ОТП Финанс» задолженности по договору займа в размере 400 832, 84 руб., расходы по государственной пошлине в размере 3 604, 16 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП по РТ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1 на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей Эрзинского кожууна Республики Тыва.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ООО МК «ОТП Финанс» в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП по РТ с заявлением о предоставлении государственной услуги по предоставлению информации о ходе исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на указанное выше заявление судебным приставом-исполнителем ФИО4 было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при подаче заявления в форме электронного документа о предоставлении государственной услуги по предоставлению информации о ходе исполнительного производства представитель заявителя ООО МФК «ОТП Финанс» ФИО2 должен был приложить еще и документ, удостоверяющий его полномочия, который также должен быть в форме электронного документа. Однако из этого правила имеется исключение в случае, если документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уже имеется в материалах исполнительного производства, то приобщать его не требуется, необходимо лишь указать в заявлении реквизиты такого документа.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В судебном заседании установлено, что в материалах исполнительного производства -ИП имеется копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО3 от имени ООО МК «ОТП Финанс». Доверенность на имя ФИО2 в материалах исполнительного производства отсутствует. Вместе с тем, заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги в форме электронного документа было подано именно представителем по доверенности ФИО2 с указанием реквизитов доверенности в самом заявлении, однако доверенность к заявлению не приложена. Данное обстоятельство послужило поводом для отказа в предоставлении государственной услуги судебным приставом-исполнителем ФИО4 по соответствующему основанию, что, по мнению суда, является законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, об отсутствии возможности приобщения документов к заявлению в интернет портале «Госуслуги», о том, что документ, подтверждающий полномочия представителя административного истца, приобщен к материалам исполнительного производства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Как было указано выше, взыскателем, представителем стороны исполнительного производства к электронному обращению могут быть приложены иные документы в форме электронного документа.

Доводы административного истца о том, что при подаче заявления о предоставлении информации из банка данных посредством Единого портала проверка полномочий представителя проводится автоматически, в данном случае также являются несостоятельными, поскольку положения абз. 4 п. 19 Административного регламента касаются проверки соответствия электронных подписей установленным требованиям и не отменяют обязанности представить документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

В связи с вышеизложенным, в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП России по Республике Тыва ФИО4, Управлению ФССП России по Республике Тыва, о признании незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в предоставлении государственной услуги, не предоставления судебным приставом-исполнителем информации о ходе исполнительного производства, возложении обязанности предоставить информацию о ходе исполнительного производства, следует отказать.

Представитель взыскателя не лишен права вновь обратиться к судебному приставу-исполнителю с аналогичным запросом после предоставления доверенности, подтверждающие его полномочия, то есть выполнив требования Административного регламента Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица, утвержденного приказом ФССП России от 19.06.2020 № 475.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 2 ст. 104 КАС РФ предусмотрены основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании решения или действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не уплачивается в соответствии с абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, в связи с чем с общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» не подлежит взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 157, 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «ОТП Финанс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Тес-Хемскому и Эрзинскому районам УФССП России по Республике Тыва ФИО4, Управлению ФССП России по Республике Тыва, о признании незаконным отказа судебного пристава-исполнителя в предоставлении государственной услуги, не предоставления судебным приставом-исполнителем информации о ходе исполнительного производства, возложении обязанности предоставить информацию о ходе исполнительного производства, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 29 января 2021 года.

Председательствующий Е.В. Хомушку