Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Тулун 08 февраля 2022 г.
Тулунский городской суд Иркутской области
под председательством судьи Спешилова В.В.
при секретаре Федоровой А.А.
с участием:
административного истца- ФИО3;
представителя административного истца по заявлению представляемого лица - ФИО1;
представителя административного ответчика- ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ***а-14/2022 *** по административному исковому заявлению ФИО3 к МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун», министерству строительства Иркутской области о признании незаконным действий, бездействий,
установил:
Административный истец ФИО3 обратился с административным иском к министерству строительства Иркутской области и МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» с вышеуказанным исковым заявлением.
В обосновании иска истец указал, что в ...... года он приобрел дом, расположенный по адресу: ****, в котором проживает и в настоящее время со своей семьей. Принадлежность указанного дома, в том числе подтверждается данными, содержащимися в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество.
В 2020 году из-за поднятия воды в реках г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области поднялись и грунтовые воды, которые выступили не только на поверхности земельного участка по адресу: ****, но фактически и подтопили и сам дом.
В результате воздействия грунтовых вод проживать в доме стало опасно, дом фактически является аварийным и непригодным для проживания.
Факт подтопления дома нашел своё подтверждение, в том числе, в проведенном экспертной организацией ООО «Регион Эксперт» заключении от 2020 года, а также заключении межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенной постановлением администрации городского округа г. Тулуна.
В апреле и мае 2020 работники МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» осматривали ****, однако заключения по результатам работы органа выдано не было.
В последующем он обращался с заявлением в МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун», однако было дано разъяснение о том, что дом не попал в списки домов, пострадавших от грунтовых вод.
Кроме того, они обращались в министерство строительства Иркутской области о включении дома в списки домов, пострадавших от воздействия грунтовых вод, однако распоряжением от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» ему было разъяснено об отсутствии права на включение реестры и списки домов, подпадающие под программы расследования, действующие в Иркутской области.
Таким образом, считает, что МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» в силу несвоевременных мер реагирования в рамках полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ...... N 47 несвоевременно приняло решение о признании дома по адресу: **** аварийным в результате воздействия грунтовых вод, а распоряжением от ......***-мр, как следствие, нарушены его права и законные интересы, в связи с чем просит суд:
-признать распоряжение от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» незаконным и включить **** в списки реестра жилых домов, подтопленных грунтовыми водами;
-признать **** непригодным к проживанию в связи с подтоплением грунтовыми водами на основании экспертного инструментального исследования от ......*** АНО ЭЦ «Регион-Эксперт» в 2020 году.
Воспользовавшись своим правом, предусмотренных ст. 157 КАС РФ истец отказался от части требований, в частности о признании **** непригодным к проживанию в связи с подтоплением грунтовыми водами на основании экспертного инструментального исследования от ......***...... году, в связи с чем в данной части на основании определения от ...... Тулунского городского суда Иркутской области производство прекращено.
Определением от ...... срок рассмотрения дела продлен председателем Тулунского городского суда **** на 01 месяц.
Определением от ...... в качестве заинтересованного лица привлечена межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенная постановлением администрации городского округа г. Тулуна.
Определением от ...... приняты уточненные исковые требования ФИО3, в которых последний окончательно просил:
- признать распоряжение от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» незаконным и включить **** в списки реестра жилых домов, подтопленных грунтовыми водами;
-обязать МУ администрация города Тулуна» внести дом по адресу: ****, в реестр домов, сформированный, подтопленных грунтовыми водами;
-обязать министерство Строительства и дорожного хозяйства Иркутской области внести дом по адресу: ****, в реестр списка домов, подтопленных грунтовыми водами;
-признать бездействие (действия) МУ администрация города Тулуна», министерства Строительства и дорожного хозяйства Иркутской области в части нарушения сроков обследования дома и выдачи своевременной документации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства *** от 2006.
Вышеуказанным определением в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенная постановлением администрации городского округа г. Тулуна.
Определением от ...... производство по делу приостановлено в связи с поступившим ходатайством ФИО3
Определением от ...... производство по делу возобновлено .......
Истец и его представитель настаивали на уточненных требованиях. Суду пояснили, что в 2020 году через ящик для обращения направляли заявления, в которых просили провести обследование их дома по адресу: ****, однако указанные заявления были оставлены без рассмотрения.
В последующем межведомственная комиссия на основании вновь поданного заявления провела осмотр их дома и признала его непригодным для проживания, однако министерство строительства дорожного хозяйства Иркутской области не внесла их в дом в соответствующие списки и реестры, выдав распоряжение от 30.07.2021 № 59-593-мр, из которого следовало, что право на включение в программы и подпрограммы, действующие на территории Иркутской области для лиц, чье жильё пострадало в результате воздействия, в том числе грунтовых вод у них отсутствует. Данное распоряжение фактически лишает их право на получение жилья в связи с подтоплением их дома грунтовыми водами. На неоднократные обращения как в МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» так и министерство строительства Иркутской области и иные организации и партии им направлялись лишь фактические отписки о том, что в министерстве строительства Иркутской области отсутствуют сведении о признании их дома непригодным для проживания и отсутствии права на включение в соответствующие реестры, а также предложением повторного обращения при том, что срок обращения для включение в списки, дающие право на участие в программах и подпрограммах был ограничен до ...... в соответствии с постановлениями Правительства Иркутской области. Кроме того, обратили внимание суда на то, что не только её дом пострадал от грунтовых вод на ****, но и соседние дома, однако соседние дома были включены в соответствующие программы и подпрограммы и их перечни, а их дом по каким-то бюрократическим основаниям туда не попал.
Представитель МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» исковые требования не признал, суду пояснил, что со стороны муниципального органа все обязательства выполнены. Доводы истца и его представителя о том, что их обращение не были рассмотрены в МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» являются голословным. Несмотря на действительно, действовавший на тот период ограничения, связанные в пандемией новой короновирусной инфекции, а именно принятием корреспонденции только через почту или специально установленный ящик для обращений заявления ФИО3 за исключением заявления от ...... в администрацию не поступали.
Кроме того, представитель просил отказать в удовлетворении исковых требований поскольку полагает, что истцом пропушен срок исковой давности.
Представитель межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенная постановлением администрации городского округа извещена о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, однако каких-либо заявлений ходатайств суду не представил.
Представитель министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области представил суд ряд письменных возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, подробно мотивировав свою позицию.
Суд, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По общему правилу, определенному в ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем ч.11 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 1.1. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч.1 ст.95 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемые акты, в частности, распоряжение от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» министра строительства Иркутской области, заключение *** от ...... об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом постановление мэра городского муниципального округа от ......*** вынесены в указанные даты.
С учетом положений ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным иском с учетом вышеуказанных актов органа местного самоуправления и исполнительного органа государственной власти Иркутской области истец должен был обратиться не позднее ...... и .......
Так, первоначально административный истец обратился в суд ...... (номер материала М-1239/2021 согласно данным картотеки дел ГАС правосудие).
...... определением Тулунского городского суда административное исковое заявление оставлено без движения и определением от ...... возвращено в связи не устранением недостатков, указанных в определении от ...... (номер материала 9а-278/2021 УИД 38RS0***-66).
Повторно административный истец обратился ...... в рамках данного административного иска, то есть в рамках срока исковой давности, в связи с чем доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности являются необоснованными.
В соответствии со ст.72 (часть 1, п. «з») Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Положения предусмотрены статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от ......***-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», частью 4 статьи 5 ЖК РФ, на основании которых Правительство Российской Федерации, осуществляя регулирование в социально-экономической сфере, издает постановления, устанавливающие в том числе нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01. 2006 года *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Указанная позиция, в т.ч. нашла своё отражение в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ......).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Статья 12 ЖК РФ содержит перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, среди которых: определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания; установление правил пользования жилыми помещениями; определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом Общего Положения, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В судебном заседании установлено, что согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что административный истец является собственником дома, расположенного по адресу: ****.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Действие Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 3 Положения).
Согласно п. 4 Положения следует, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Согласно п. 5 Положения жилым помещением признается, в том числе, жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
Согласно абзацу пятому пункта 7 Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом данного пункта, привлекается к работе в Комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания Комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими Комиссию. В связи с этим собственник жилого помещения имеет возможность ознакомиться с ее заключением. Кроме того, абзац девятый пункта 44 Положения предусматривает передачу решения о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявителю и собственнику этого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям Положения установлена в пункте 44 Положения и включает, в том числе составление Комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия Комиссией решения о необходимости проведения обследования) и заключения на основании этого акта.
Составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование
Так, в судебном заседании административный истец и его представитель суду пояснили, что неоднократно обращались с заявлением в МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун», однако каких-либо доказательств в соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ суду не представили, в связи с чем в данной части доводы не нашли своего подтверждения.
В соответствии с представленным в предыдущем судебном заседании представителем МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенной постановлением администрации городского округа доказательствами следует, что административный истец обратился с заявлением о проведении обследования дома ....... Данное заявление принято также ...... о чем свидетельствует оттиск входящей печати.
Согласно постановлению *** от ...... мэра городского округа следует, что в указанный день создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден её состав.
Постановлением от ......*** в состав комиссии, утвержденный постановлением *** от ...... внесены изменения.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Проанализировав состав комиссии, суд полагает, что он отвечает требования Положения, утвержденного Постановления Правительства РФ от ......***.
Согласно п. 33 Положения следует, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с п. 36 Положения следует, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ...... N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям определена п. 44 Положения и включает исчерпывающий перечень действий.
Согласно п. 46 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно п. 7 ч. 2 Федерального закона от ...... № 107-ФЗ «Об исчислении времени»
календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
Таким образом, с учетом даты поступления и регистрации заявления ФИО3 ...... предельный срок рассмотрения его заявление истекал .......
Заключение *** об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым вынесено ......, то есть в сроки, предусмотренные положением.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
Так, согласно заключению *** об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым выявлены основания для признания помещения, дома расположенного по адресу: **** непригодным для проживания, что не противоречит формулировке, предусмотренной Положением.
...... на основании вынесенного заключения *** от ...... мэром городского вынесено постановление о признании дома по адресу: **** непригодности для проживания.
Таким образом, в ходе судебного заседания в действиях межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» как и министерства строительства Иркутской области нарушения не вывялено, следует отметить, что компетенцию министерства строительства Иркутской области указанный вопрос не входит в принципе.
Постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 № 121-пп «О министерстве строительства Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве строительства Иркутской области») министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство строительства Иркутской области. Утверждено Положение о министерстве строительства Иркутской области
Министерство строительства Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по реализации государственной политики в сфере строительства на территории Иркутской области.
Задачи министерства определены в ст. 6 Положения о министерстве строительства Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 № 121-пп.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594-пп «О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Иркутской области» (вместе с «Положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области») установлено, что в Иркутской области в целях развития инфраструктуры Иркутской области за счет средств федерального и областного бюджетов гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области.
Положением определен порядок и условия предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее соответственно - жилое помещение, государственный жилищный фонд, утрачиваемое жилое помещение), в целях развития инфраструктуры Иркутской области.
В соответствии с вышеуказанным Положением жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года № 780-пп, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий установленных положением.
Согласно п. 15 Положения предусмотрено, что в целях предоставления жилого помещения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утрачиваемое жилое помещение) или его (их) представитель в срок до ...... обращается (обращаются) в учреждение или к представителю учреждения по месту нахождения утрачиваемого жилого помещения с заявлением (совместным заявлением) о предоставлении жилого помещения (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Перечень документов, прилагаемый к заявлению регламентирован п. 16 Положения.
Согласно п. 17 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за предоставлением жилого помещения обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения:
1) документов (сведений), предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения;
2) сведений о праве собственности на земельный участок, на котором расположено утрачиваемое жилое помещение, - в случае обращения гражданина, являющегося собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения, или его представителя.
Согласно п. 21 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 20 настоящего Положения, но не позднее 15 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя, учреждение направляет документы в министерство для принятия решения о праве на предоставление жилого помещения или об отсутствии права на предоставление жилого помещения.
Согласно п. 22 Положения Министерство не позднее 15 рабочих дней со дня поступления документов от учреждения принимает решение о праве на предоставление жилого помещения или об отсутствии права на предоставление жилого помещения, оформляет его правовым актом министерства и регистрирует в журнале регистрации решений. Журнал регистрации решений должен быть прошит, пронумерован и опечатан.
В решении о праве на предоставление жилого помещения указывается гражданин (граждане), которому предоставляется жилое помещение, и планируемая площадь предоставления жилого помещения.
В случае совместного обращения с заявлением граждан, являющихся участниками общей собственности на утрачиваемое жилое помещение, или их представителя, принимается одно решение о праве на предоставление жилого помещения или об отсутствии права на предоставление жилого помещения в отношении всех сособственников утрачиваемого жилого помещения.
В случае обращения с заявлением гражданина, являющегося нанимателем утрачиваемого жилого помещения, или его представителя принимается одно решение о праве на предоставление жилого помещения или об отсутствии права на предоставление жилого помещения в отношении нанимателя утрачиваемого жилого помещения и всех членов его семьи.
Согласно п. 23 Положения основаниями для принятия решения об отсутствии права на предоставление жилого помещения являются:
1) несоблюдение условий предоставления жилого помещения, установленных пунктом 6 настоящего Положения;
2) непредставление документов или представление неполного перечня документов, за исключением документов, указанных в пункте 17 настоящего Положения;
3) обращение с заявлением и документами с нарушением срока, установленного пунктом 15 настоящего Положения.
В соответствии с 24 Положения решение об отсутствии права на предоставление жилого помещения может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 обратился в государственное казенное учреждение Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» с заявлением .......
В соответствии с данными ЕГРЮЛ следует, что министерство строительства Иркутской области выступает от имени учредителя ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области».
Распоряжением от ......***-мр «Об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» министра строительства Иркутской области указано, что в соответствии с пунктом 22, подпункта 2 пункта 23 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2020 № 594- пп, Положения о министерстве строительства Иркутской области от 01.03.2021 № 121 –пп: установить отсутствие права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области у гражданина ФИО3, ...... г.р., в связи с несоблюдением условий предоставления жилого помещения, установленных пунктом 6 Положения.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Так, анализ доказательств, исследованных в судебном заседании позволяет сделать вывод о том, что распоряжение от ......***-мр «Об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» является незаконным по следующим основаниям.
Как предусмотрено Постановлением Правительства Иркутской области от ......***-пп «О министерстве строительства Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве строительства Иркутской области») задачами министерства являются, в том числе
1) обеспечение реализации государственной политики в области эффективного и рационального использования капитальных вложений, направленных на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Иркутской области;
4) реализация государственной политики в области развития жилищного строительства;
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
в сфере обеспечения реализации государственной политики в области эффективного и рационального использования капитальных вложений, направленных на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Иркутской области, в том числе:
1) обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых программ и государственных, ведомственных целевых программ Иркутской области по вопросам, связанным со строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией) объектов капитального строительства социальной сферы;
10(2)) осуществление функции главного распорядителя бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство полномочий;
23) обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых программ, государственных, ведомственных целевых программ и региональных проектов Иркутской области, направленных на оказание поддержки гражданам при получении (приобретении) ими жилых помещений;
В соответствии с письменными отзывами представленными представителем министерства строительства Иркутской области следует, что поводом для принятия решения об отказе в предоставлении права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области послужило отсутствие сведений о признании дома непригодным для проживания.
Вместе с тем, согласно ответа на запрос суда представленного ...... б/н на *** от ...... следует, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования- «****» от ......*** «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилой дом, расположенный по адресу: ****, признан непригодным для проживания, указанное постановление представлено в адрес министерства .......
В соответствии с пояснениями данными представителем МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» следует, что запрос о предоставлении информации о принятых решениях по признанию жилых домов непригодными для проживания за подписью первого заместителя министра строительства Иркутской области поступил .......
Таким образом, не смотря на представленные возражения, следует сделать вывод о том, что постановление от ......*** в распоряжении министерства вопреки доводам представителя все же имеется.
Поводом для вынесения распоряжения от ......***-мр «Об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» послужило несоблюдением условий предоставления жилого помещения, установленных пунктом 6 Положения.
Согласно п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области предусмотрено, что в соответствии с настоящим Положением жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области" на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ...... N 780-пп, и отвечающим на дату обращения за предоставлением жилого помещения одному из следующих условий (далее - гражданин):
1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения;
2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма.
Из представленного на обозрение суда заявления, поданного ...... в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» ......, принятого ...... (входящий 1411) ФИО3 следует, что документы в соответствии с указанным пунктом последним были представлены.
Кроме того, указанные документы предоставлены в сроки, предусмотренные п. 15 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области, то есть до .......
Таким образом, мотивировка о несоблюдении условий предоставления жилого помещения, установленных пунктом 6 Положения, является необоснованной и не могла послужить основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия.
Суд также принимает во внимание, что на дату вынесения оспариваемого распоряжения в установленном законом порядке фактически вынесено постановление администрации муниципального образования - «город Тулун» от ......*** «О признании жилого помещения непригодным для проживания» в соответствии с которым жилой дом, расположенный по адресу: ****, признан непригодным для проживания, кроме того, ...... межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом вынесено заключение *** об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым, который дом по адресу: **** был признан непригодным для проживания, что фактически свидетельствует о том, что ни ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области», ни министерством строительства Иркутской области полномочия в части получения межведомственных запросов, предусмотренные п. 21, 22 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Иркутской области гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Иркутской области в полной мере не реализованы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при принятии распоряжения от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области» допущено бездействие, а принятие самого оспариваемого распоряжения при наличии факта признания дома по адресу: **** непригодным для проживания в установленном законом порядке фактически нарушает права и законные интересы административного истца на включение его дома в рамках Постановления Правительства Иркутской области от 31.10.2018 № 780-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области» в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов в соответствии с приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2024 годы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным распоряжения от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области».
В целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца следует обязать министерство строительства Иркутской области рассмотреть вопрос о включении дома по адресу: ****, в рамках Постановления Правительства Иркутской области от ......***-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области» в соответствующий перечень с учетом постановления от ......*** мэра городского округа муниципального образования «город Тулун» о признании жилого помещения по адресу: ****, непригодным для проживания.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Принимая во внимаете, что министерство строительства Иркутской области освобождено от уплаты судебных расходов, судебные расходы, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 178, 227 КАС РФ, суд
решил:
В части исковых требований к МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун», межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенной постановлением администрации городского округа;
- об обязании МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» внести дом по адресу: ****, в реестр домов, сформированный, подтопленных грунтовыми водами,
-признании незаконным бездействия МУ «Администрации городского округа Муниципального образования – «город Тулун» в части нарушения сроков обследования дома и выдачи своевременной документации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ...... N 47, отказать
- Кроме того, отказать в требованиях к министерству строительства Иркутской области о признании бездействия министерства строительства в части нарушения сроков обследования дома и выдачи своевременной документации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства *** от 2006.
Признать незаконным распоряжение от ......***-мр «об отсутствии права на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области».
В целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца обязать министерство строительства Иркутской области рассмотреть вопрос о включении дома по адресу: ****, в рамках Постановления Правительства Иркутской области от ......***-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области» в соответствующий перечень с учетом постановления от ......*** мэра городского округа муниципального образования «город Тулун» о признании жилого помещения по адресу: ****, непригодным для проживания.
Мотивированное решение изготавливается в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 177 КАС РФ (составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных КАС РФ, выдается и направляется сторонам в сроки, предусмотренные ст. 182 КАС РФ (копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или высылаются им не позднее чем через три дня после принятия решения суда в окончательной форме, если КАС РФ не предусмотрено иное)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутской областной суд с подачей жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Спешилов
..........