Дело № 2а-1500 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Юдаковой Ю.Ю., при секретаре Баландиной Е.И.,
с участием: административного истца ФИО1, ее представителя адвоката Могилева А.Ф., представителя административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2018 № 8/19д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Могилевой ФИО10 к УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения), заинтересованные лица: ФИО3 ФИО11, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю, о признании незаконным решения об отказе от 13.09.2018, возложении обязанности прекратить регистрацию в отношении автомобиля,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения) о признании незаконным решения об отказе от 13.09.2018, возложении обязанности прекратить регистрацию в отношении автомобиля, в обоснование административного иска указала на то, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 31.05.2018г. удовлетворены исковые требования, предъявленные ею к ФИО3, УМВД России по Хабаровскому краю (дело № 2-4734/2018). Указанным решением её право собственности на автомобиль НИССАН JUKE peг. номер № прекращено с 20.10.2016г. Решение суда вступило в законную силу 03.07.2018г. С целью получения перерасчёта по начисленному за 2016 год автотранспортному налогу она обратилась в межрайонную ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю (далее - Налоговая инспекция). Согласно ответу Налоговой инспекции, НК РФ определяет плательщиками транспортного налога лиц, за которыми в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства. Для получения права на перерасчёт транспортного налога за 2016 год ей надлежит обратиться в УМВД РФ по Хабаровскому краю - межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) для внесения исправления в дату прекращения регистрации на указанный автомобиль. Обратившись в ГИБДД 13.09.2018 с заявлением о необходимости внесения изменений в регистрационные данные, прекращении регистрации за мной автомобиля с 20.10.2016г., на основании решения суда первой инстанции, ею был получен отказ, со ссылкой на п. 22 «Административного регламента МВД России по представлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним», утвержденным приказом МВД России от 07.08.2013г. № 605. В обоснование государственный инспектор указал, что автомобиль зарегистрирован за новым собственником с 02.02.2018, в связи с чем, внести изменения в регистрационные данные невозможно. Считает, что отказом в прекращении регистрации, нарушены её права, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод в полном объёме и реализации моих законных интересов. Просит признать незаконным решение об отказе от 13.09.2018г., принятое УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации I автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения), обязать УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения) прекратить регистрацию ФИО1 в отношении автомобиля НИССАН JUKE per. номер № с 20.10.2016г.
В судебном заседании ФИО1, и её представитель Могилев А.Ф. административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить его по изложенным в нем основаниям и доводам.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенные к материалам дела.
Заинтересованное лицо ФИО3, представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены установленным порядком.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 4 ст. 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи. В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
В соответствии с ч.5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Судом установлено, что административный истец ФИО1 13.09.2018 обратилась в УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения) с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные, прекратить регистрацию за нею с 20.10.2016г. в отношении транспортного средства NISSAN JUKE VIN №.
Полномочия по регистрации транспортных средств в Российской Федерации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (п. 19, ч. 1, ст. 12), Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ч. 3, ст. 15), Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (пп.а, в п.11, пп. з п.12).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 7 августа 2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ), принятый во исполнение указанного Закона Приказ МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила), Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п. 22 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
В соответствии с п. 31. Административного регламента в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия: регистрация транспортного средства; изменение регистрационных данных; прекращение регистрации транспортного средства; снятие с учета транспортного средства.
При внесении изменений в ПТС в связи с изменениями регистрационных данных выполняются административные процедуры, предусмотренные п. 32 Административного регламента N 605. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
Пунктами 55-56.1 Административного регламента установлено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
Изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства, в том числе на основании решений судов о возврате, изъятии или отчуждении транспортных средств, судебных приказов об их истребовании от должника, постановлений судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов об обращении на них взыскания, решений органов социальной защиты населения об изменении права собственности на транспортные средства либо на основании других документов, составленных в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.
Пунктом 60.4 Административного регламента предусмотрено, что регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
В силу п. 56.1 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 07.08.2013 N 605, изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства из положения п. 60.4 указанного регламента следует, что регистрация т/с прекращается по заявлению прежнего владельца т/с и предъявлении им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Согласно данных ГИБДД транспортное средство с 02.02.2018 зарегистрировано за ФИО3, на момент подачи заявления административный истец не являлась собственником для предоставления государственной услуги по регистрации NISSAN JUKE VIN №.
Регистрация перехода права собственности на транспортное средство при его отчуждении в органах ГИБДД не имеет правопорождающего значения, однако в соответствии с правилами допуска транспортных средств к участию в дорожном движении без регистрации автомобиля в установленном порядке его эксплуатация на дорогах запрещена, то есть даже при наличии договора купли-продажи он не может быть использован в соответствии с его назначением, что лишает покупателя полного объема имущественных прав на автомобиль.
Согласно определению КС РФ от 21.05.2015 N 1035-О следует, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства.
При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).
Таким образом, суд расценивает действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.
Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога. Вместе с тем из представленных документов следует, что до регистрации новым собственником транспортного средства ФИО3, административный истец с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД не обращалась.
В связи с чем не имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оспариваемые действия не нарушают прав и свобод ФИО1, не создают незаконных препятствий к их осуществлению.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, находящимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании, иных доказательств суду не представлено, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Могилевой ФИО12 к УМВД РФ по Хабаровскому краю (межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств государственной инспекции безопасности дорожного движения о признании незаконным решения об отказе от 13.09.2018, возложении обязанности прекратить регистрацию в отношении автомобиля, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 22.10.2018.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова