ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1500/19 от 15.07.2019 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-1500/2019

УИД: 70RS0003-01-2019-003232-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2019 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Литвиновой Д.А., Артёмовой Е.В.,

с участием административного истца Поволяева О.В.,

представителя административного истца Поволяева О.В. - Сафронова В.Ю., действующего на основании ордера №19/61 от 14.06.2019,

представителя административного ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска, Администрации Города Томска Майорова М.М., действующего на основании доверенности № 2126 от 05.04.2019, сроком действия на один год, предоставившего диплом бакалавра 107018 0446097 от 29.06.2015, регистрационный номер 76, диплом магистра 107031 0054350 от 29.06.2017, регистрационный номер 167,

представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенности №107 от 10.01.2019, сроком действия на один год, предоставившего диплом УВ №094302 от 23.06.1992, регистрационный номер 3095,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Поволяева Олега Васильевича к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска о признании незаконным бездействия Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации Города Томска по формированию земельного участка под многоквартирным домом и проведению его государственного кадастрового учета, возложении обязанности сформировать земельный участок и поставить на кадастровый учет,

установил:

Поволяев О.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным бездействие Муниципального образования Город Томск в лице администрации Города Томска по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета; возложить на Муниципальное образование Город Томск в лице администрации Города Томска обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... и поставить его на кадастровый учет не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленного требования указано, что административный истец является сособственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 41,6 кв.м., кадастровый номер ..., расположенной на втором этаже многоквартирного дома по адресу: .... С целью формирования земельного участка под многоквартирным домом и дальнейшей постановки его на кадастровый учет административный истец обратился в адрес административного ответчика с соответствующим заявлением 06.05.2014 вх. №3995/9. На указанное заявление был получен ответ №01-01-19/4666 от 12 мая 2014 года, в котором указано, что проведение земельно-кадастровых работ по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного дома с подготовкой соответствующей документации планируется в течение 2015 года при условии своевременного финансирования. Административный истец обратился в адрес Административного ответчика с заявлением о предоставлении информации. На указанное заявление был получен ответ №01-01-21/1913 от 04 апреля 2019 года, согласно которому в соответствии с требованиями п.п. 4 п. 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ вступившими в силу с 01.03.2015, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Иными словами, без утвержденного проекта межевания территории Административный ответчик не будет проводить земельно-кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: .... На обращение административного истца в адрес административного ответчика о предоставлении информации о сроках утверждения проекта межевания территории получен ответ №01-01-21/2754 от 16 мая 2019 года, в котором указано, что ориентировочный срок заключения муниципального контракта на разработку градостроительной документации 2021 год. До настоящего времени земельный участок под многоквартирным домом по адресу: ... не образован и не поставлен на кадастровый учет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений №КУВИ-001/2019-10221683 от 07 мая 2019 года. Административный истец считает, что не проведение работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом влечет нарушение его прав.

Октябрьским районным судом г. Томска к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Города Томска, заинтересованного лица - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска.

Административный истец Поволяев О.В., представитель административного истца Сафронов В.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что до настоящего времени земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. В заявлении от 06.05.2014 просил сформировать земельный участок, расположенный по адресу: ... за счет бюджетных средств. С иными заявлениями о формировании участка за счет собственных средств не обращался. Права административного истца, будут нарушены при выкупе земельного участка при расселении многоквартирного дома, так как дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Представитель административных ответчиков Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации города Томска, Администрации Города Томска Майоров М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление, согласно которым, по мнению представителя ответчиков, единственным надлежащим ответчиком по данному административному исковому заявлению является департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска. Как установлено в письме №01-01-21/1913 от 04.04.2019, в отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, разработанный и утвержденный в установленном законом порядке проект межевания отсутствует. Истец указывает, что оспариваемым бездействием администрации города Томска нарушено его право на формирование на основании его заявления земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведение его государственного кадастрового учета. Между тем, заявление собственника помещения многоквартирного дома не является безусловным и необходимым основанием для формирования земельного участка, предназначенного для эксплуатации такого дома. Право истца на получение испрашиваемого земельного участка в собственность не нарушено, поскольку такой участок может быть сформирован и поставлен на кадастровый учет после утверждения в установленном законом порядке проекта межевания территории. Более того, согласно постановлению администрации Города Томска от 22.10.2014 №1091 многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Учитывая вышеизложенное, возможно принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд без его образования и постановки на государственный кадастровый учет. В таком случае размер возмещения за земельный участок будет составлять рыночную стоимость права его аренды сроком на 49 лет. Кроме указанного, согласно распоряжению администрации Томской области от 10.04.2019 №233-ра указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы. В письме №01-01-21/2754 от 16.05.2019 истцу было разъяснено, что многоквартирный дом по адресу: ... включен в список многоквартирных домов, формирование земельных участков под которыми проводится за счет бюджетных средств на основании ранее поданного обращения одним из собственников помещения в указанном доме, ориентировочный срок заключения муниципального контракта на разработку планировочной документации 2021 год, что опровергает доводы административного истца о бездействии органов местного самоуправления. Административный регламент по предоставлению данной услуги отсутствует. Сроки проведения кадастровых работ очень значительные, поэтому, в том числе требования административного истца об обязании административного ответчика сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... и поставить его на кадастровый учет не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, являются неисполнимыми.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска Герасимов В.В.в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв, доводы которого сводятся к тому, что в действиях муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска и департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска отсутствует незаконное бездействие, кроме того, на сегодняшний день факт того, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: ... не сформирован, не может нарушать законные права и интересы административного истца. Цель формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом – это обеспечение нормальной эксплуатации данного дома, организация проходов, проездов, мест парковки, детской площадки, благоустройства, озеленения, очистки территории в процессе проживания в данном доме. Жилой дом признан непригодным для проживания, объекты недвижимости, расположенные в данном доме и принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, подлежат изъятию. В соответствии с п.5 ст. 56 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого участка. В соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ от 31.12.2014 №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если у собственника объектов недвижимости отсутствуют предусмотренные права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для определения размера возмещения арендатору земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, при этом образование изымаемого участка не требуется. В отношении бездействия административного ответчика и заинтересованного лица в период времени, когда дом еще не был признан аварийным, представитель заинтересованного лица поясняет, что требование о необходимости наличия проекта межевания при образовании земельных участков было введено ст. 11.3 ЗК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015. На момент обращения административного истца в 2014 году данное требование отсутствовало. Требования ЗК РФ, на момент обращения (в 2014 году) позволяли образование земельного участка без привязки к проекту межевания территории. В связи с указанным, дом по ... был включен в реестр многоквартирных домов, формирование земельного участка для которого должно было быть осуществлено за счет муниципальных бюджетных средств. Таким образом, по заявлению Поволяева О.В. (вх. №3995/9 от 06.05.2014) департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска было принято решение провести земельно-кадастровые работы по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного жилого дома в течение 2015 года по мере поступления бюджетных средств. Учитывая изложенное, в данном случае нет оснований говорить о допущенном бездействии. Вместе с тем, в ч. 2 ст. 43 ГрК РФ в результате принятия ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ также были внесены изменения, и образование земельных участков стало возможным только при подготовке проекта межевания. Новая редакция ст. 43 ГрК РФ, устанавливающая необходимость разработки проекта межевания территории при образовании и изменении земельных участков, появилась в редакции ГрК РФ от 29.06.2015. Таким образом, образование земельного участка под многоквартирным домом не могло быть выполнено в 2015 году по объективным причинам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является одновременное наличие двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» закреплен специальный порядок и условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16).

В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ (действующей на дату обращения административного истца с запросом на имя и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска 06.05.2014), образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Из материалов дела следует, что административный истец Поволяев О.В. является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 41,6 кв.м., расположенной по адресу: ... (доля в праве 1/4). Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2012 70-АВ 252375.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом ... не имеет кадастрового номера, что подтверждается уведомлением от 07.05.2019 об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

06.05.2014 административный истец обратился с запросом на имя и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (вх. 3995/9), в котором просил сформировать земельный участок, расположенный по адресу: ... для эксплуатации многоквартирного дома за счет бюджетных средств. К указанному заявлению административным истцом были приложены копия паспорта на имя Поволяева О.В., копия свидетельства о государственной регистрации права от 16.03.2012 70-АВ 252375.

12.05.2014 Поволяеву О.В. председателем комитета землеустройства был дан ответ №01-01-19/4666, согласно которому обращение Поволяева О.В. об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., внимательно рассмотрено и принято к сведению. В результате рассмотрения принято решение о возможности формирования указанного земельного участка за счет муниципальных бюджетных средств. Проведение земельно-кадастровых работ по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка многоквартирного дома с подготовкой соответствующей документации планируется в течение 2015 года при условии своевременного финансирования.

В связи с принятием ФЗ от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ст. 11.3 ЗК РФ с 01.03.2015 были внесены изменения, согласно которым образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Также указанным законом изменения были внесены в ст. 43 ГрК РФ и образование земельных участков стало возможным только при подготовке проекта межевания.

В соответствии с положениями ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления кадастрового учета вновь образованных объектов недвижимости являются межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке, а также проект межевания.

26.03.2019 Поволяев О.В повторно обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением, в котором указал, что в 2014 году он обратился с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства №01-01-19/4666 для образования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ..., на что получил ответ о возможности формирования указанного земельного участка, земельно-кадастровые работы были запланированы на 2015 год. Просил предоставить в официальной форме статус проведения работ по его заявлению на данный момент.

На указанное обращение, 04.04.2019 Поволяеву О.В. и.о. заместителя Мэра города Томска – начальником департамента архитектуры и градостроительства был дан ответ №01-01-21/1913, согласно которому в соответствии с требованиями пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, вступившими в законную силу с 01.03.2015, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Проект межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ..., отсутствует. Земельно-кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу будут проведены в рамках муниципального контракта после разработки и утверждения проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по указанному адресу.

29.04.2019 Поволяев О.В. обратился с заявлением к начальнику Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением (вх. №500/7), в котором указал, что в соответствии с ответом №01-01-21/1913 от 04.04.2019 на его обращение от 26.03.2019 указано, что формирование земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Так же указано, что проект межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ... отсутствует, а земельно-кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу будут проведены в рамках муниципального контракта после разработки и утверждения проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом. Вместе с тем, в ответе отсутствует указание на сроки проведения планируемых земельно-кадастровых работ по подготовке и утверждению проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ....

16.05.2019 и.о. заместителем Мэра Города Томска – начальником департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска дан ответ №01-01-21/2754, согласно которому многоквартирный дом по адресу: ... включен в список многоквартирных домов, формирование земельных участков под которым проводится за счет бюджетных средств на основании ранее поданного обращения одним из собственников помещения в указанном доме. В отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ..., разработанный и утвержденный в установленном порядке проект межевания отсутствует. Работа по заявке будет проведена после разработки и утверждения в установленном порядке проекта межевания территории. Ориентировочный срок заключения муниципального контракта на разработку градостроительной документации 2021 год.

Поволяев О.В. полагая, что бездействие административных ответчиков не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из искового заявления, 16.05.2019 административному истцу был дан ответ, согласно которому в отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ..., разработанный и утвержденный в установленном порядке проект межевания отсутствует. Работа по заявке будет проведена после разработки и утверждения в установленном порядке проекта межевания территории.

Учитывая вышеизложенное, течение процессуального срока для оспаривания бездействий административных ответчиков начинается с 16.05.2019 (когда административный истец узнал о нарушении своего права) и заканчивается 16.08.2019.

Административное исковое заявление подано в суд 31.05.2019, что подтверждается входящим штампом Октябрьского районного суда г.Томска.

Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Как следует из представленных департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска материалов по обращениям Поволяева О.В. к Муниципальному образованию «Город Томск», на обращение административного истца Поволяева О.В., поступившее 06.05.2014 вх. №3995/9 председателем комитета землеустройства Буровой Н.Н. был дан ответ 12.05.2014 №01-01-19/4666, согласно которому обращение об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... внимательно рассмотрено и принято к сведению. В результате рассмотрения принято решение о возможности формирования указанного земельного участка за счет муниципальных бюджетных средств. Проведение работ запланировано на 2015 год при условии своевременного финансирования.

На обращение административного истца Поволяева О.В., поступившее 26.03.2019 вх. №359/7 в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, и.о. заместителя Мэра Города Томска – начальником департамента архитектуры и градостроительства Алексеевым А.В. был дан ответ от 04.04.2019 № 01-01-21/1913, согласно которому в соответствии с требованиями пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, вступившими в законную силу с 01.03.2015, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Проект межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ..., отсутствует. Земельно-кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу будут проведены в рамках муниципального контракта после разработки и утверждения проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по указанному адресу.

На обращение административного истца Поволяева О.В., поступившее 29.04.2019 вх. №500/7 в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, и.о. заместителя Мэра Города Томска – начальником департамента архитектуры и градостроительства Алексеевым А.В. был дан ответ от 16.05.2019 № 01-01-21/2754, согласно которому многоквартирный дом по адресу: ... включен в список многоквартирных домов, формирование земельных участков под которым проводится за счет бюджетных средств на основании ранее поданного обращения одним из собственников помещения в указанном доме. В отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по адресу: ..., разработанный и утвержденный в установленном порядке проект межевания отсутствует. Работа по заявке будет проведена после разработки и утверждения в установленном порядке проекта межевания территории. Ориентировочный срок заключения муниципального контракта на разработку градостроительной документации 2021 год.

Учитывая вышеизложенное, на каждое обращение административного истца Поволяева О.В. по вопросу формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета, в срок, установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были даны ответы, а также совершены действия, направленные на формирование земельного участка и проведению его государственного кадастрового учета: включение в список многоквартирных домов, формирование земельных участков под которыми проводится за счет бюджетных средств на основании поданного административным истцом обращения, работы по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ..., что подтверждается представленными ответами, реестром многоквартирных домов, схемой.

Кроме указанного, согласно постановлению администрации Города Томска от 22.10.2014 №1091 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.

П. 5 ст. 56.12 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества

Согласно ч.3 ст. 26 ФЗ от 31.12.2014 №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если у собственника объектов недвижимости или лица, которому такие объекты недвижимости принадлежат на иных правах, отсутствуют предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) права на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, изъятие таких объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В этом случае выявление правообладателей такого земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не осуществляется, а размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для определения размера возмещения арендатору земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, за исключением случаев, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи. При этом образование изымаемого земельного участка не требуется.

Согласно ответу на обращение административного истца, содержащемуся в письме №01-01-21/2754 от 16.05.2019 истцу было разъяснено, что многоквартирный дом по адресу: ... включен в список многоквартирных домов, формирование земельных участков под которыми проводится за счет бюджетных средств на основании ранее поданного обращения одним из собственников помещений в указанном доме, ориентировочный срок заключения муниципального контракта на разработку планировочной документации 2021 год, что опровергает доводы истца о бездействии органов местного самоуправления.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела, административными ответчиками представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии бездействия административных ответчиков на обращения Поволяева О.В. по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Истец в исковом заявлении указывает, что оспариваемым бездействием администрации Города Томска нарушено его право на формирование на основании его заявления земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведение его государственного кадастрового учета.

Между тем, заявление собственника помещения многоквартирного дома не является безусловным и необходимым основанием для формирования земельного участка, предназначенного для эксплуатации такого дома. По мнению суда, право истца на получение испрашиваемого земельного участка в собственность не нарушено, поскольку такой участок может быть сформирован и поставлен на кадастровый учет после утверждения в установленном законом порядке проекта межевания территории. Положения п. 8 ст. 45 ГрК РФ не лишают административного истца возможности осуществить подготовку проекта межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, самостоятельно за счет собственных средств.

Документов, свидетельствующих о том, что проект межевания на спорный земельный участок был подготовлен, в материалы дела в нарушение ст. 62 КАС РФ сторонами не представлено.

Из пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Требования приведенных норм и разъяснений по существу направлены на формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

В данном случае многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, поэтому необходимости эксплуатации и обслуживания дома, а соответственно, и формирования под данным домом для этого земельного участка не требуется.

Кроме указанного, в случае возможного изъятия спорного земельного участка под аварийным домом для муниципальных нужд, указанный земельный участок может не образовываться и не ставиться на государственный кадастровый учет в силу п.5 ст. 56.12 ЗК РФ, ч.3 ст. 26 ФЗ от 31.12.2014 №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом возмещение за изымаемый земельный участок будет определяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для определения размера возмещения арендатору земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, таким образом, права административного истца на настоящий момент не являются нарушенными.

Учитывая вышеизложенное, основания для признания незаконным бездействия Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета, отсутствуют и данные требования не подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований административного истца Поволяева О.В. о признании незаконным бездействия Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска, по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета отказано, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении на Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: ... и постановки его на кадастровый учет не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Поволяева Олега Васильевича к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска, о признании незаконным бездействия Муниципального образования «Город Томск» в лице Администрации Города Томска по формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: ... и проведению его государственного кадастрового учета, возложении на Муниципальное образование «Город Томск» в лице Администрации Города Томска, Администрации Города Томска, обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным домом расположенным по адресу: ... и поставить его на кадастровый учет не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья: /подпись/

Мотивированный текст решения изготовлен 22.07.2019

Копия верна.

Судья: А.Ю.Кучеренко

Секретарь: Д.А.Литвинова

«__» _____________ 20 __ года

Оригинал хранится в деле № 2а-1500/2019 в Октябрьском районном суде г.Томска.