ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1500/2023 от 02.05.2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2023 года город Новосибирск

дело № 2а-1500/2023

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:судьи Котина Е.И.

при секретаре Григорьеве А.И.,

при помощнике Сирицану А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1500/2023 по административному исковому заявлению ПОУ «Бердская автомобильная школа «ДОСААФ России», Шадрина Максима Анатольевича к Военной прокуратуре Новосибирского гарнизона, Военной прокуратуре Центрального военного округа о признании незаконными действий по изданию решения о проведении проверки и о продлении проверки,

установил:

ПОУ «Бердская автомобильная школа «ДОСААФ России» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Военной прокуратуре Новосибирского гарнизона, Военной прокуратуре Центрального военного округа о признании незаконными действий по изданию решения о проведении проверки и о продлении проверки.

В качестве соистца к участию в деле привлечен Шадрин Максим Анатольевич по его заявлению (т.1, л.д.150-152).

В обоснование требований истец с учетом уточнений (т.1, л.д.99-100, 106-110, 124-128, 140-143, 168-169, т.2, л.д.242) указал, что Военный прокурор Новосибирского гарнизона Сысолятин А.В. 20 июля 2021 года вынес решение о проведении проверки от 20.07.2021 , в соответствии с которым решил:

Провести проверку в НОУ «Бердская АШ ДОСААФ России».

Установление верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты нрав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых интересов общества и государства.

Информация о фактах нарушения законов (обращение от 19.07.2021).

Соблюдение законодательства о налогах (10), трудовых нравах (33,34,35), обращениях граждан (39), соответствии законам приказов и иных правовых актов (71), лицензировании (12), призыве граждан на военную службу (72)

5.Установить срок проведения проверки с 20.07. 2021 по 18.08.2021.

6.Поручить проведение проверки помощнику прокурора Некрасову А.А. с привлечением специалистов.

7.Довести настоящее решение до сведения руководителя (иного уполномоченного представителя) ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России».

Заместитель военного прокурора Новосибирского гарнизона Рыженков М.Н. 21 декабря 2021 года издал решение о продлении проверки от 20.07.2021 , в соответствии с которым решил:

Продлить проверку в ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России».

Обеспечить верховенство закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых интересов общества и государства.

Информация о фактах нарушения законов (обращение от 21.12.2021).

Соблюдение требований законодательства об обращениях граждан (39). Соответствие законам приказов и иных трудовых актов (71), о трудовых прав граждан.

Установить срок проведения проверки с 29.12. 2021 по 19.01 2022.

Поручить проведение проверки помощнику военного прокурора Новосибирского гарнизона майору юстиции Грузинцеву М.В.

Довести настоящее решение до сведения руководителя (иного уполномоченного представителя) ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России».

Указанное решение от 21.12.2021 одновременно с запросом от 27.12.2021 № поступили на электронный адрес учреждения 28.12.2021.

Из запроса от 27.12.2021 следует, что в связи с нахождением на разрешении в военной прокуратуре Новосибирского гарнизона жалобы Немковой В.А. в срок не позднее 10 часов 29.12.2021 представить сведения и копии документов по следующим вопросам:

-графики работы, табеля учета рабочего времени на Немкову В.А. за период работы с 01.01.2021 по 29.12.2021;

справку о наличии какой-либо задолженности Работодателя но оплате заработной платы пред Немковой В.А. (либо об ее отсутствии), с указанием сумм и периода задолженности, причин ее возникновения и предоставления информации о принимаемых мерах по ее устранению;

- должностную инструкцию Немковой В.А. и иные приказы и локальные акты, регулирующие трудовую функцию данного работника;

-копию правил внутреннего трудового распорядка и документы, подтверждающие ознакомление Немковой В.Л. с ними;

-все документы, касающиеся трудоустройства и увольнения Немковой В.А.; заявления, акты, уведомления, трудовой договор, с приложениями и дополнениями:

копии документов, подтверждающих предоставление Немковой В.Л. отпуска за 2021 г.;

платежные документы (лицевой счет, платежные ведомости, расчетные листки, расходные кассовые ордера и др. платежные документы с расшифровкой по видам оплат) на выплату заработной платы Немковой В.А., за рассматриваемые периоды времени;

копии путевых листов, карточек по практическому вождению курсантов но ВУС № и журнала выхода и возвращения автомобилей за 2021 г.;

копии документов, подтверждающих право собственности на Шкоду Фабия (г.р.з. А966ХР 154), а также копии путевых листов за 2021 год.

Заявитель считает незаконными действия военной прокуроры Новосибирского гарнизона по изданию решения о проведении проверки от 20.07.2021 , решения от 21.12.2021 о продлении проверки от 20.07.2021 по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствии с ч.4 ст. 21 Закона о прокуратуре срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

В силу части 14 статьи 21 Закона о прокуратуре если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Согласно части 2 статьи 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из решения от 20.07.2021, основанием проведения проверки является обращение от 19.07.2021. Из решения от 21.12.2021 основанием проведения проверки является обращение от 21.12.2021. Соответственно, основаниями проверок являются различные обращения. При этом срок проверки составляет более 5 месяцев, акт проверки до настоящего времени учреждению не представлен.

Из содержания решений и запроса следует, что военная прокуратура допускает вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность учреждения.

Таким образом, действиями военной прокуратуры Новосибирского гарнизона нарушаются права и законные интересы учреждения.

В уточнении иска (т.1, л.д.99-100, 106-110, 124-128, 140-143, 168-169, т.2, л.д.242) истец также указал, что из анализа материала проверки по обращению Немковой В.А. следует, что в материалах имеется два разных решения с одним номером и датой:

решение от 21.12.2021 о проведении проверки в ПОУ Бердская АШ ДОСААФ России», на основании обращения от 21.12.2021, касающегося трудовых прав граждан; срок проверки с 29.12.2021 по 19.01.2022 (стр.3); направлено в учреждение 28.12.2021;

решение от 21.12.2021 о продлении проверки от 20.07.2021 в ПОУ Бердская AШ ДОСААФ России», на основании обращения от 21.12.2021, касающегося трудовых прав граждан; срок проверки с 29.12.2021 по 19.01.2022 (стр.3); направлено в учреждение 27.12.2021 (стр.4).

Одновременно, с решением о продлении проверки в учреждение поступил запрос военной прокуратуры Новосибирского гарнизона от 27.12.2021 № , т.е. до начала проверки, установленный решением о проведении проверки от 21.12.2021 (с 29.12.2021 по 19.01.2022), что является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, фактически проверка в ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» проведена военной прокуратурой Новосибирского гарнизона на основании не отмененного решения от 21.12.2021 о продлении проверки от 20.07.2021 .

По результатам проверки было вынесено представление от 19.01.2022 № об устранении выявленных нарушений закона.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда. В ходе проверок она анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений (ст. 356 ТК РФ).

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, данными в Постановлении от 17.02.2015 -П, возложение Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права, обусловлено целями обеспечения верховенства закона, единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти.

Таким образом, органом, уполномоченным проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, является Государственная инспекция труда, а в полномочия прокуратуры такой вид контрольных мероприятий не входит.

Вместе с тем, военная прокуратура Новосибирского гарнизона в нарушение ч.2 ст.21 Закона о прокуратуре не привлекла к проверке Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.

При этом Государственная инспекция труда в Новосибирской области при непосредственном обращении Немковой В.А. в инспекцию провела документарную проверку в ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» в период с 11.01.2022 по 20.01.2022, нарушения не выявила, что подтверждается актом документарной проверки от 02.02.2022 года.

Из запроса военной прокуратуры Новосибирского гарнизона от 27.12.2021 № следует, что кроме документов в отношении Немковой В.А., (приказы, трудовой договор, должностная инструкция, ведомости по выплате заработной платы) были запрошены копии путевых листов, карточек по практическому вождению курсантов по ВУС №№ и журнала выхода и возвращения автомобилей за 2021 г.; копии документов, подтверждающих право собственности на Шкоду Фабия (г.р.з. ), а также копии путевых листов за 2021 год, т.е. документы, касающиеся экономической деятельности учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Согласно представлению от 19.01.2022 № военная прокуратура Новосибирского гарнизона провела проверку соблюдения должностными лицами ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» законодательства при подготовке граждан по военно-учетным специальностям, установила факт необоснованного отчисления учащихся из учреждения, требует рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности Черкашина В.Ф., исполняющего обязанности начальника учреждения.

Вместе с тем военная прокуратура Новосибирского гарнизона не выносила решение о проведении проверки по подготовке специалистов для нужд Минобороны России, до учреждения не доводила.

Таким образом, действия военной прокуратуры Новосибирского гарнизона по проведению проверки не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» в сфере экономической деятельности.

В заявлении о вступлении в дело в качестве соистца (т.1, л.д.150-152) Шадрин М.А. указал, что 05.03.2011 г. был принят на должность начальника ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России». Поддержал доводы административного иска ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России», также указал, что 15 июня 2022 года Государственная инспекция груда и Новосибирской области вынесла постановление -ППР/12-6605-И-70/ 305 о назначении административного наказания, согласно которому должностное лицо - Шадрин М.А., начальник ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного предупреждения. Таким образом, действиями военной прокуратуры нарушаются права и законные интересы должностного лица Шадрина М.А.

С учетом уточнений (т.1, л.д.99-100, 106-110, 124-128, 140-143, 152, 168-169, т.2, л.д.242) истцы просят суд:

признать незаконными действия военной прокуратуры Новосибирского гарнизона по проведению проверки на основании решения от 21.12.2021 о проведении проверки, решения от 21.12.2021 о продлении проверки от 20.07.2021 ;

признать недействительным представление от 19.01.2022 № ;

расходы по госпошлине возложить на военную прокуратуру Новосибирского гарнизона.

В судебном заседании представитель административного истца Копейкина Н.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

В судебное заседание административный истец Шадрин М.А. не явился, судом извещен.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, Военной прокуратуры Центрального военного округа прокуратуры Новосибирской области Рыженков М.Н. требования не признал, в отзыве на иск (т.2, 36-39) указал, что проверки военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведены в соответствии с положениями действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований заявителя - ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» не имеется.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 той же статьи названного Федерального закона проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Пунктом 3 статьи 21 Федерального закона определено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

19.07.2021 в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона из военной прокуратуры Центрального военного округа поступило анонимное обращение о противоправной деятельности руководителей организаций ДОСААФ России, расположенных на территории Новосибирской области.

Изучением обращения установлено, что заявитель в основном обжалует действия должностных лиц ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России», в том числе его начальника Шадрина М.А.

В связи с этим, руководствуясь положениями статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», военным прокурором гарнизона полковником юстиции Сысолятиным А.В. вынесено решение о проведении проверки , которое установленным порядком доведено до сведения руководителя организации - Шадрина М.А.

При таких обстоятельствах решение о проведении проверки вынесено уполномоченным органом, а также при наличии на то законных оснований.

21.12.2021 в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона из военного следственного отдела СК России по Новосибирскому гарнизону поступило обращение Немковой В.А., обусловленное ее опасения возможного увольнения с занимаемой должности в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России».

В тот же день, то есть 21.12.2021 заместителем военного прокурора гарнизона подполковником юстиции Рыженковым М.Н. принято решение о проведении проверки в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России».

При этом исполнителем проверки допущена техническая ошибка, в связи с чем вместо решения на проведение проверки им подготовлено решение о продлении проверки от 20.07.2021 № 368/1, в котором указано на начало проведения проверки с 29.12.2021.

После подписания указанного решения оно 27.12.2021 направлено в адрес ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России».

В тот же день в военной прокуратуре Новосибирского гарнизона была выявлена данная ошибка, в связи с чем она была исправлена и 28.12.2021, то есть до начала проверки, решение о проведении с 29.12.2021 проверки в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» было доведено до руководителя проверяемой организации.

При таких обстоятельствах, решение о проведении проверки вынесено уполномоченным органом, при наличии на то законных оснований и доведено до проверяемой организации установленным порядком.

Нарушений прав и законных интересов ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» направлением в их адрес решения о продлении проверки от 20.07.2021 не допущено.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

Таким образом, законом предусмотрено право прокурора истребовать необходимые документы и вне рамок проведения проверки исполнения законов.

Согласно статье 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Помимо изложенного, право запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, предусмотрено подпунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В рамках разрешения обращения Немковой В.А., руководствуясь положениями статей 6 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» начальнику ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» направлен запрос № <адрес> на предоставление сведений и копий необходимых для разрешения обращения документов.

При этом соответствующий запрос факта «требования» прокурора о предоставлении данных документов не содержал, а содержал лишь предложение представить их в срок к 29.12.2021, то есть ко дню начала проведения прокурорской проверки , о чем вынесено соответствующее решение.

Более того, сам факт направления запроса, который не был исполнен ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России», не затрагивает и не нарушает права и законные интересы данной организации.

Фактически обращение Немковой В.А. разрешено установленным порядком, необходимые документы и сведения для разрешения обращения военной прокуратурой гарнизона получены, заявитель о результатах рассмотрения обращения уведомлен.

При таких обстоятельствах, решения о проведении проверок военной прокуратурой гарнизона вынесены уполномоченными лицами, при наличии на то законных оснований, в соответствии с требованиями законов. Запрос о предоставлении информации и документов также направлен с соблюдением требований законов.

В соответствии с требованиями статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

Однако, до настоящего времени заявителем не указано, какие его права и свободы нарушены, какие документы военного прокурора создают препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагают на них обязанности.

Помимо изложенного, согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах, срок для обращения в суд с оспариванием решения о проведении проверки от 20.07.2021 явно истек. Однако, каких-либо ходатайств о восстановлении пропущенного срока либо объективных причин, по которым срок был пропущен заявителем не приведено.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований заявителя - ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» не имеется, в связи с чем просит суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав явившихся лиц, оценив позиции пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 19.07.2021 в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона из военной прокуратуры Центрального военного округа поступило анонимное обращение о противоправной деятельности руководителей организаций ДОСААФ России, расположенных на территории Новосибирской области (т.2, л.д.106-116).

Изучением обращения установлено, что заявитель в основном обжалует действия должностных лиц ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России», в том числе его начальника Шадрина М.А. В связи с этим военным прокурором гарнизона полковником юстиции Сысолятиным А.В. вынесено решение о проведении проверки от 20.07.2011г., которое установленным порядком доведено до сведения руководителя организации - Шадрина М.А. (т.2, л.д.119).

Проведение данной проверки было завершено представлением от 11.10.2021г. (т.2, л.д.128-133) и с учетом уточнения иска в предмет рассмотрения дела не входит.

Также судом установлено, что 21.12.2021 в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона из военного следственного отдела СК России по Новосибирскому гарнизону поступило обращение Немковой В.А., обусловленное ее опасения возможного увольнения с занимаемой должности в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» (т.2, л.д.139-142).

21.12.2021 заместителем военного прокурора гарнизона подполковником юстиции Рыженковым М.Н. принято решение о проведении проверки в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» (т.2, л.д.144).

При этом, как указано ответчиком, исполнителем проверки допущена техническая ошибка, в связи с чем вместо решения на проведение проверки им подготовлено решение о продлении проверки от 20.07.2021 , в котором указано на начало проведения проверки с 29.12.2021 (т.2, л.д.143). После подписания указанного решения оно 27.12.2021 направлено в адрес ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России».

Также как указано ответчиком, в тот же день в военной прокуратуре Новосибирского гарнизона была выявлена данная ошибка, в связи с чем она была исправлена и 28.12.2021, то есть до начала проверки, решение о проведении с 29.12.2021 проверки в ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» было доведено до руководителя проверяемой организации.

О допущенной описке также дополнительно сообщено письмом от 31.05.2022 г. (т.1, л.д.111).

Запросом от 27.12.2021г. у проверяемой организации были запрошены документы по перечню, имеющие отношение к существу обращения (т.2, л.д.145-146).

В ходе проведения проверки прокурором были отобраны объяснения у сотрудников ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» (т.2, л.д.170-193), получена справка военного комиссариата Советского и <адрес>ов <адрес> о проверке соблюдения должностными лицами ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» законодательства при подготовке граждан по военно-учетными специальностям (т.2, л.д.147-148).

Проведение проверки было завершено вынесением в адрес начальника ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» представления от 19.01.2022г. (т.2, л.д.149-151), которым на начальника ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» возложена обязанность:

1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя военной прокуратуры Новосибирского гарнизона, в месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, для чего полагаю необходимым:

довести указанные в представлении нарушения до соответствующих должностных лиц;

с должностными лицами Учреждения, в том числе ответственных за организацию учебного процесса, провести дополнительное занятие, направленное на разъяснение положений Руководства, регламентирующих порядок ведения и оформления индивидуальных книжек учета обучения вождению автотранспортных средств;

исключить факты необоснованного отчисления учащихся из Учреждения.

2.За допущенные нарушения рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности Черкашина В.Ф.

3.О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона в письменной форме с приложением необходимых документов.

Согласно тексту представления проверкой установлено, что заместитель начальника автомобильной школы по учебно-производственной части Черкашин В.Ф. ненадлежащим образом исполняет требования статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 11 и 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 , Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, введенного в действие приказом Минобороны России от 03.05.2001 , а принятые им меры, направленные на организацию учебного процесса в соответствии с требованиями основополагающих документов ДОСААФ России, являются недостаточными.

В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что исполняя обязанности начальника ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» Черкашин В.Ф. 08.02.2021 направил ходатайство военному комиссару <адрес> об отчислении курсанта 1 взвода Учреждения Лямкина Д.А., который без уважительных причин на систематической основе не посещает занятия, проводимые в автомобильной школе.

Во исполнение поступившего обращения исполняющего обязанности начальника ПОУ «Бердская АШ ДОСААФ России» военным комиссаром <адрес> издан приказ от 08.02.2021 об отчислении из Учреждения Лямкина Д.А., в связи с систематическим непосещением учебных занятий.

Реализуя изданный приказ военного комиссара <адрес>, Черкашин В.Ф., исполняя обязанности начальника Учреждения, 10.02.2021 также издал приказ -п об отчислении из Учреждения Лямкина Д.А., по указанным выше обстоятельствам.

Вместе с тем, проверкой журнала учета занятий 1 взвода курсантов Учреждения и индивидуальной книжки учета обучения вождению автотранспортных средств Лямкина Д.А. установлено, что курсант согласно данным документам учебные занятия посещал до момента его отчисления, пропусков (прогулов) не имел.

При таких обстоятельствах, в результате действий заместителя начальника автошколы по учебно-производственной части Черкашина В.Ф. Лямкин Д.А. отчислен из Учреждения в отсутствие на то законных оснований, что является грубым нарушением требований п. 2.2.9 Руководства по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ДОСААФ России, утвержденного постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 02.08.2010 (далее - Руководство).

Кроме того, установлено, что в 2021 г. Учреждением осуществлена подготовка 5 взводов специалистов по военно-учетной специальности (водитель автотранспортных средств категории «С»).

Общее количество подготовленных специалистов для нужд Минобороны России составило более 70 человек.

Вместе с тем, проверка документов (индивидуальных книжек учета обучения вождению автотранспортных средств, путевых листов и журналов учета занятий), подтверждающих выполнение Учреждением программы обучения по подготовке специалистов для нужд Минобороны России показала, что в индивидуальных книжках учета обучения вождению автотранспортных средств (по профессии «Водитель транспортных средств категории «С, Д и С-Д») 1 и 2 взводов, в нарушение Руководства, отсутствуют печати Учреждения, а вместо подписей заместителя начальника Учреждения по учебно-производственной части значатся факсимильные оттиски.

Опрошенный в ходе проверки Черкашин В.Ф. состоятельных доводов по существу выявленных нарушений не привел.

В совокупности сложившееся положение дел в Учреждении снижает уровень укомплектованности подразделений Минобороны России специалистами, а также влечет нарушение прав граждан на получение дополнительного образования, что недопустимо и требует принятия дополнительных организационно-распорядительных мер.

Полагая указанные действия военной прокуратуры нарушающими нормы закона и прав истцов, истцы обратились в суд с настоящим иском.

При этом исходя из даты обращения в суд (11.01.2022г.) срок на обращение в суд не пропущен.

Оценивая доводы истца и ответчика, суд исходит из следующих норм права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации, как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

В соответствии с п. 1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п. 2 той же статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

П. 3, 4 ст. 21 данного Федерального закона определено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 6 данного Федерального закона статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

Согласно ст. 22 данного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ст. 24 данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, из сопоставления приведенных норм закона с представленными в дело доказательствами следует, что проверка, решение о проведении которой было принято 21.12.2021 г., являлась самостоятельной проверкой, а не продлением ранее назначенной 20.07.2021г. проверки (с учётом допущенной описки в тексте решения, что было исправлено должностным лицом, назначившим проверку). Проверка назначена при наличии предусмотренного законом основания – поступившего из следственного органа обращения гражданина по факту нарушения его трудовых прав, при этом обращение также содержало указание на допускаемые в организации нарушения ведения карточек по практическому вождению, оформлению путевых листов (т.2, л.д.140-141), в связи с чем надлежит констатировать, что отражение в тексте представления информации о ненадлежащем учете времени обучения курсантов (и в том числе курсанта Лямкина Д.А.) находится в пределах проверки доводов обращения, послужившего основанием для начала проверки.

Проверка проведена уполномоченным на ее проведение должностным лицом, имеющим в силу закона право на истребование относимых к проверке документов, в установленный срок (не более 30 дней со дня принятия решения).

В ходе проверки нашли подтверждение (в объяснениях сотрудников ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России», справке военного комиссариата Советского и Первомайского районов г. Новосибирска о проверке соблюдения должностными лицами ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» законодательства при подготовке граждан по военно-учетными специальностям) отдельные нарушения, о которых было заявлено в обращении (в том числе в части ведения карточек по практическому вождению, оформлению путевых листов, учета времени обучения курсантов).

В порядке реализации полномочий прокурора прокурором законно вынесено представление от 19.01.2022г.

Представление ПОУ «Бердская автошкола ДОСААФ России» рассмотрено, на него дан ответ (б/д, ), в котором указано, что до сотрудников доведена информация о допущенных нарушениях, вопрос о наказании Черкашина В.Ф. не рассматривался в связи с истечением срока применения дисциплинарного взыскания (т.1, л.д.112).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждение факт допущенного административными ответчиками нарушения норм закона (действующих в пределах своих полномочий), требования административных истцов правомерными судом признаны быть не могут, в удовлетворении заявленных требований о:

признании незаконными действий военной прокуратуры Новосибирского гарнизона по проведению проверки на основании решения от 21.12.2021 о проведении проверки, решения от 21.12.2021 о продлении проверки от 20.07.2021 ;

признании недействительным представления от 19.01.2022 № ;

возложении расходов по госпошлине на военную прокуратуру Новосибирского гарнизона -

надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявленных требований ПОУ «Бердская автомобильная школа «ДОСААФ России», Шадрина Максима Анатольевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

/подпись/

Подлинник хранится в административном деле № 2а-1500/2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска