ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1502/19 от 09.04.2019 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-1502/2019

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2019 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ломановской Г.С.,

при секретаре Соловьевой В.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 03 апреля 2019 года административное дело по иску административное исковое заявление Блохина Дмитрия Игоревича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ярославской области о признании незаконным предписания -з от 02.07.2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Блохин Д.И. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ярославской области о признании незаконным предписания от 02.07.2018 года, выданного по результатам проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Блохина Д.И.

Свои требования мотивирует следующими обстоятельствами.

Блохин Д.И. является собственником земельного участка площадью 129600 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>, с 30.01.2015 года. Земельный участок по договору аренды земельного участка от 16.02.2015 года передан в аренду Алексееву Б.В., срок договора аренды до 01.02.2020 года. В отношении земельного участка была проведена проверка в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения. По результатам проверки составлен акт, в котором указано, что земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью, Блохину Д.И. выдано предписание -з от 02.07.2018 года, согласно которому административному истцу предписано устранить допущенное нарушение на земельном участке. Считают данное предписание незаконным, поскольку земельный участок передан в аренду, арендатор самостоятельно использует земельный участок по своему усмотрению, сам осуществляет все работы с соблюдением всех санитарных, пожарных, экологических и других норм. Непосредственно Блохин Д.И. каких-либо работ на земельном участке не проводит, и не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора. Земельный участок передан в аренду для организации прудового хозяйства, обязанность содержания в надлежащем состоянии земельного участка, в том числе недопущения загрязнения, захламления и иного ухудшения земельного участка, соблюдение требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, является прямой обязанностью арендатора.

В судебном заседании административный истец Блохин Д.И. и его представитель по устному ходатайству Блохина Ю.С. в судебном заседании поддержали административный иск в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ярославской области по доверенности Сергеева М.С., также привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица в данном судебном заседании, административный иск не признала, пояснила, что при проверке в 2018 году в отношении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности Блохину Д.И. было установлено, что земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью, так как на участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не производится сенокошение на всей площади участка, на участке содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка, на участке полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, (вспахивания, культивации, боронования, дискования и других видов обработки почвы, отсутствуют стерни, пожнивных остатков культур), на участке отсутствуют признаки сенокошения и выпаса скота. Проведенная проверка и выданное предписание входит в компетенцию административного ответчика.

Заинтересованное лицо Алексеев Б.В., привлеченный к участию в деле определением суда от 11 марта 2019 года, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о дате судебного разбирательства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ одной из обязанностей собственников земельных участков является обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе: требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Согласно п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции.

В силу п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

В соответствии с пунктами 1, 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора осуществляют плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществляют контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591.

Согласно п. 85 Административного регламента в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Блохин Д.И. с 30.01.2015 года является собственником земельного участка площадью 129600 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>

На основании договора аренды от 16.02.2015 года земельный участок с кадастровым номером передан в аренду Алексееву Б.В. сроком до 01.02.2020 года, для сельскохозяйственного использования.

Распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области от 16.04.2018 года назначена плановая выездная проверка в отношении Блохина Д.И., лицом уполномоченным на проведение проверки назначен государственный инспектор отдела государственного земельного надзора ФИО

По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ФИО. составлен акт от 02.02.2018 года, которым установлено, что в северной части участка находится строительный вагончик, в юго-восточной части участка находится углубление в земле, частично заполненное водой, площадь. 1,4 га, глубиной до 5 м, плодородный слой в границах углубления не просматривается. В центральной части участка снят плодородный слой и складирован в бурты высотой до 2 м. С юго-западной стороны центральной части снятая площадь занимает 0,5 га, в центре 0,2 га, с северо-восточной стороны 0,07 га. Буртированный слой представлен тремя кучами, покрытыми травянистой растительностью. Северо-западная часть участка, занимающая 50% площади участка заросла древесно-кустарниковой растительностью образованной путем самосева в результате естественного возобновления, представленной деревьями березы высотой до 1,5 м, кустарником ивы высотой до 1 м. Зарастание древесной растительностью северо-западной части участка сплошное. На участке присутствует сорная травянистая растительность, следующего видового состава – костер ржаной, нивяник обыкновенный, поповник луговой, пырей ползучий, занимающая 70% от общей площади травостоя. Все сорные растения в фенологической фазе, как начала вегитации так и цветения, на северо-западной части участка присутствует трава прошлого года роста, т.е. за вегетационный период 2017 года не уничтожались и прошли все фазы роста, вегетации, бутонизация, цветение, плодоношение, осеннее отмирание и периода покоя. Зарастание не очаговое, сорные растения равномерно расположены на северо-западной части участка. Содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 70% площади массива. По составу произрастающих растений и состоянию почвенного покрова участок не является пашней, сенокосом либо пастбищем. Выявленное бездействие собственника земельного участка является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона № 101-фз от 16.07.1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а именно собственником не проводится очистка земельного участка от древесно-кустарниковой растительности, не проводится сенокошение, не вносятся органические или минеральные удобрения, не проводится механическая обработка участка.

Собственнику земельного участка Блохину Д.И. выдано предписание -з от 02.07.2018 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 10.04.2019 года. В предписании отражено, что земельный участок является не пригодным для использования в соответствии с категорией и разрешенным видом использования, как сельскохозяйственное угодье, для сенокошения, выращивания сельскохозяйственных культур. Состояние участка на момент осмотра, древесно-кустарниковая растительность выемка в земле, буртированный плодородный слой (занимающий 0,77 га) площади участка свидетельствуют о неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного Федеральным законом № 101-фз от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Вышеуказанный земельный участок выведен из сельскохозяйственного оборота. На земельном участке не выполняются требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от процессов, ухудшающих качественное состояние, не соблюдаются стандарты, нормы, правила и регламенты проведения агротехнических мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Из анализа собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области на основании выявленных нарушений земельного законодательства, с соблюдением Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 N 689, в соответствии с полномочиями, установленными Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 327, приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 208 "Об утверждении новой редакции Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области", согласно процедуре определенной административным регламентом, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 591 от 27.12.2016 года. Процедура выдачи предписания и его содержание соответствуют действующему законодательству.

Доводы административного истца о том, что предписание выдано ненадлежащему субъекту - собственнику земельного участка Блохину Д.И., а не арендатору земельного участка, на собственника незаконно возложена обязанность по устранению допущенного нарушения земельного законодательства, суд находит необоснованными.

Требованиями земельного законодательства на собственников земельных участков возложена обязанность по надлежащему использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Наличие договорных обязательств с третьим лицом не прекращает обязанности собственника земельного участка соблюдать требования земельного законодательства.

Также суд находит необоснованными доводы административного истца о том, что по данному нарушению требований земельного законодательства имеется вступившее в законную силу судебное решение, которым на арендатора земельного участка возложена обязанность рекультивации земель.

Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 05.02.2016 года по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области, с арендатора земельного участка с кадастровым номером , Алексеева Б.В. взыскан ущерб за вред, причиненный окружающей среде, возложена обязанность провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером в течение месяца с момента окончания работ, согласно плану рекультивации от 2015 года.

Из судебного решения усматривается, что на арендатора земельного участка обязанность рекультивации земель возложена в части земельного участка площадью около 5 га, в связи с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя почвы при создании прудового хозяйства для рыболовства. Факт нарушения имел место в 2015 году.

Предписание от 02.07.2018 года государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области содержит факты ненадлежащего использования земельного участка за период 2017-2018 годов, не связанные с необходимостью проведения рекультивации земель.

Учитывая изложенное, основания для признания незаконным и отмены предписания № 170-з от 02.07.2018 года отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Блохина Дмитрия Игоревича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Ярославской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.С. Ломановская