УИД: 50RS0040-01-2021-002380-48
КОПИЯ Дело № 2а-1502/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2021 г. г. Реутов Московская область
Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Радиевского А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алескеровым О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <...>, зал №3, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Реутова Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по выкупу земельного участка и обязании принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Реутова Московской о признании незаконным решения Администрации г. Реутова Московской области от 01.06.2021г. № Р№ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> об обязании административного ответчика принять решение о предоставлении административному истцу в собственность за плату указанного земельного участка, кадастровый №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> по цене в размере 15% от кадастровой стоимости и направить в его адрес в срок не более чем пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта проект договора купли-продажи.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Администрацию г. Реутова с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> собственность за плату по цене указанного участка в размере 15% от кадастровой стоимости без проведения торгов
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было вынесено решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" вышеуказанного земельного участка, содержащее следующие основания отказа: что указанный участок ограничен в обороте, на основании пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Считая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.25-26).
Представитель административного ответчика Администрации г.о. Реутова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом; в дело представлено ходатайство представителя административного ответчика, по доверенности ФИО2 о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации г. Реутова (л.д. 27).
Учитывая положения ст.ст 150, 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и просивших рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: нежилое здание, площадью 166 кв. м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>А, что подтверждается сведениями ЕГРН (л.д.9-11).
Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «объекты придорожного сервиса», расположенный по адресу: <адрес>А, который был предоставлен истцу на основании договора аренды № от <данные изъяты>. (л.д.12-14).
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Администрацию г. Реутова Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату по цене указанного участка в размере 15% от кадастровой стоимости без проведения торгов (заявление зарегистрировано за № Р№45253998).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было вынесено решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" вышеуказанного земельного участка, содержащее следующие основания отказа: что указанный участок ограничен в обороте, на основании пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (л.д. 7-8).
В качестве основания для отказа, администрация указала, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне предназначенного для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (предназначен для строительства высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали (ВСМ) «Москва-Нижний Новгород- Казань).
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В обжалуемом отказе администрация указала, что испрашиваемый заявителем земельный участок ограничен в обороте на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, так как предназначен для строительства высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали Москва-Нижний Новгород-Казань.
Действительно, согласно пункту 17 статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 названного Кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно пункту 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Однако, согласно письма АК «Скоростные магистрали» ОАО «РЖД» от 08.07.2021г. исх№/СМ следует, что на основании Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013г.-р, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ была разработана и утверждена приказом Минстроя Россия от ДД.ММ.ГГГГ№/пр документация по планировке территории, предусматривающей размещение объекта «участок Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань- Екатеринбург (ВСМ 2). Участок «станция Москва Техническая Курская ВСМ- Станция Владимир ВСМ (вкл.) Этап 1. Станция Москва Техническая Курская ВСМ - Станция Железнодорожная км 23 (вкл.) Этап 1.1» (ВСМ 2), земельный участок с кадастровым номером 50:48:0020203:11 - располагается вне зоны планируемого размещения ВСМ 2; представлена схема (л.д.15-16).
Таким образом, суду не предоставлено каких-либо надлежащих доказательств, препятствующих предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю. Довод в оспариваемом решении о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
Спорный земельный участок не ограничен в обороте, также подтверждается выпиской из ЕГРН.
Кроме того, одним из оснований отказа в выкупе земельного участка является отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию здания, размещенного на спорном участке.
Вместе с тем, право собственности зарегистрировано в отношении здания за административным истцом ФИО1 в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН, здание является объектном недвижимости. В исчерпывающем перечне оснований отказа предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов не указано такое основание как отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного на земельном участке.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным отказа Администрации городского округа Реутов Московской области предоставить в собственность земельного участка подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При вышеизложенных обстоятельствах дела, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд удовлетворяет его требования об обязании принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа Реутова Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по выкупу земельного участка и обязании принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату-удовлетворить.
Признать решение Администрации городского округа Реутова Московской области от 01.06.2021г. № № об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты>. м, расположенного по адресу: <адрес>-А незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Реутова Московской области принять решение о предоставлении ФИО1 в собственность за плату указанного земельного участка, кадастровый №, площадью <данные изъяты>м., расположенный по адресу: <адрес> по цене в размере <данные изъяты> от кадастровой стоимости и направить в адрес ФИО1 в срок не более чем пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта проект договора купли-продажи.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Московский областной суд через Реутовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Радиевский А.В.
В окончательной форме решение составлено 13.09.2021 года.
Судья: (подпись) Радиевский А.В.
Копия верна: Судья:
Секретарь:
Решение НЕ вступило в законную силу.
Судья:
Секретарь: