Дело № 2а-1503/2019
64RS0043-01-2019-001506-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2019г. г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре Белоштановой О.А.,
с участием представителя административного истца, представителей администрации муниципального образования «<адрес>», Комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО2 Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «ФКП ФИО2»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО2 Россреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об оспаривании действий, решений
установил:
Административный истец обратился в суд с данным иском, указал на основании договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка №, расположенного в СНТ «Ветеран» <адрес> (кадастровый №), категория земель: для садоводства, площадью 1300 кв.м. Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, где была сделана запись регистрации №. На момент совершения сделки купли-продажи и ее государственной регистрации в ФИО2 по <адрес>, каких-либо ограничений права собственности в виде ограничения на использование в связи расположением земельного участка в особо охраняемой природной территории не зарегистрировано, что подтверждается указанной выше выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Данный земельный участок приобретался для целей ведения садоводства и строительства садового дома. Средства, на которые приобретался участок в основном были заемными и предоставлены Саратовским отделением № ПОА «Сбербанк России» по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ (по программе загородная недвижимость). Согласно условий кредитного договора с момента государственной регистрации ипотеки на земельный участок, последний находится в залоге у Банка, который является залогодержателем. В ответ на уведомление о планируемом строительстве садового дома Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» направил в его адрес уведомление №-нд-2019 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым недопустимо размещение садового дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277 по основаниям: 1. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении моего земельного участка установлено ограничение на использование в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна»; 2. Отсутствие согласия ПАО «Сбербанк России» на строительство садового дома на указанном земельном участке; 3. Отсутствие согласований объекта строительства с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся аэродром гражданской авиации, для аэродромов государственной авиации (военных аэродромов), а также отсутствие согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и ФИО2 государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), для аэродрома гражданской авиации (аэродром «Саратов-Центральный»). По мнению Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>», в данном случае при возведении садового дома применяются нормы права, предусмотренные Воздушным кодексом, так как в данной части правоотношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Административный истец не согласился с указанным отказом, просил:
признать незаконным отказ администрации муниципального образования «<адрес>» в допустимости размещения садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>, СНТ «Ветеран», участок № (кадастровый №), направленный ФИО1 согласно уведомлению №-нд-2019 от 22.02.2019г.
обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» выдать ФИО1 уведомление о допустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу при условии предоставления согласия ПАО «Сбербанк России» на строительство садового дома или снятии обременения.
признать незаконными, содержащиеся в ЕГРН сведения о наличии ограничения на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277, в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна»
обязать ФИО2 по <адрес> исключить из ЕГРН сведения об ограничении на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277 в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна»
признать несоответствующей законодательству Российской Федерации выписку от ДД.ММ.ГГГГ№ из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданную ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по земельному участку с кадастровым номером 64:48:050172:277
обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> выдать ФИО1 приведенную в соответствии с законодательством Российской Федерации выписку из ЕГРН, содержащую информацию об отсутствии в ЕГРН сведений об ограничении на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277 в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна».
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил свои требования, просил:
признать незаконным отказ администрации муниципального образования «<адрес>» в допустимости размещения садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>, СНТ «Ветеран», участок № (кадастровый №), направленный ФИО1 согласно уведомлению №-нд-2019 от 22.02.2019г.
обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» выдать ФИО1 уведомление о допустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу
признать незаконными, содержащиеся в период с 22.10.2018г. по 19.03.2019г. в ЕГРН сведения о наличии ограничения на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277, в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна»
признать несоответствующей законодательству Российской Федерации выписку от ДД.ММ.ГГГГ№ из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданную ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по земельному участку с кадастровым номером 64:48:050172:277
обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> направить в администрацию муниципального образования «<адрес>» приведенную в соответствии с законодательством Российской Федерации выписку из ЕГРН, содержащую информацию об отсутствии в ЕГРН сведений об ограничении на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277 в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна».
ФИО2 административного истца уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Указал, что фактически истцом оспаривается уведомление администрации муниципального образования «<адрес>» №-нд-2019 от 22.02.2019г. Пояснил, что в части требований о предоставления согласования объекта строительства с «организациями гражданской, государственной авиации», изложенных в уведомлении №- нд-2019 от 22.02.2019г., администрация муниципального образования «<адрес>» произвольно толкует законодательство Российской Федерации. Полагает, что получение такого согласования ФИО5 вообще не требуется. Кром етого, законодательство накладывает на Администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность при решении вопроса о предоставлении уведомления на строительство в границах приаэродромной территории самостоятельно представлять копию такого уведомления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для согласования в десятидневный срок. Также, законом не возложено на ФИО5 предоставление согласия залогодержателя при обращении за уведомлением на строительство. В 2018г. были внесены изменения в постановление <адрес> и часть земельного участка, которая ранее входила в охранную зону, была исключена из этой зоны.
ФИО2 администрации муниципального образования «<адрес>» возражала против удовлетворения заявленных требований пояснив, что после поступления заявления ФИО5 о выдаче уведомления на строительство, была запрошена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и согласно данной выписке от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости) в отношении указанного земельного участка установлено ограничение на использования объекта: согласно Положению о природном парке «Кумысная поляна» (далее - Положение), утвержденного постановлением <адрес> от 18.03.2009г. N 101 -П, земельный участок площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277, частично расположен в особо охраняемой природной территории регионального значения. Строительство было заявлено как на участке свободном от ограничений так и на участке имеющим ограничения. Согласно пункту 4.2. Положения для более эффективного использования, охраны и защиты Парка в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных комплексов и объектов на его территории выделено шесть функциональных зон с дифференцированным режимом их использования. Размещение объектов капитального строительства во всех функциональных зонах запрещено. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка площадью 1330 кв.м с кадастровым номером 64:48:050172:277 установлено ограничение прав и обременение в пользу ПАО «Сбербанк России». Согласие банка на строительство садового дома на указанном земельном участке, не представлено, хотя в данном случае могут быть затронуты права третьего лица – банка.. Согласно части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. К рассматриваемому случаю необходимо применять Воздушный кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы использования воздушного пространства. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней: с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродромов государственной авиации (военных аэродромов); с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и ФИО2 государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации (аэродром «Саратов - Центральный»). Данные согласования не были представлены.
ФИО2 Комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «<адрес>», возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы ФИО2 администрации муниципального образования «<адрес>» в полном объеме. Указала, что при рассмотрении заявления ФИО5 не могли быть проигнорированы сведения о зарегистрированных ограничениях на земельный участок, содержащиеся в выписке из ЕГРН. В связи с чем,
ФИО2 по <адрес>, возражал против удовлетворения заявленных требований просил суд отказать в их удовлетворении. Пояснил, что
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, относятся к числу дополнительных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в соответствующий раздел ЕГРН - кадастр недвижимости (пункт 5 части 5 статьи 8 Закона о регистрации). Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены дополнительные сведения об установлении для части земельного участка площадью 294 кв.м с кадастровым номером 64:48:050172:277/1 особого режима использования территорий - «Особо охраняемой природной территории Природного парка «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ. В ФИО2 из Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> поступили документы, содержащие необходимые для внесения в ЕГРН сведений об изменении зоны с особыми условиями использования территории, а именно: Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О внесении изменений в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П». Учитывая вышеизложенное, в ЕГРН внесены изменения в сведения о координатах характерных точек границ «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ. В результате вышеуказанных изменений ДД.ММ.ГГГГ сведения о части земельного участка площадью 294 кв.м, с кадастровым номером 64:48:050172:277/1, ранее сформированного под охранной зоной «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», являются неактуальными. Действующее законодательство не определяет запись в ЕГРН как самостоятельное основание возникновения, изменения, прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация представляет собой систему записей и призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Указание в решении суда на признание записи в ЕГРН недействительной, либо незаконной не влечет правовых последствий. Несогласие лица с актом государственной регистрации следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта, право на которое зарегистрировано. Следовательно, сама по себе запись о государственной регистрации в соответствии со статьей 13 ГК РФ не может быть признана недействительной, поскольку не порождает прав и обязанностей. Таким образом, если государственная регистрация проведена, оспорить в суде можно только зарегистрированное право или ограничение путем оспаривания оснований их возникновения. Административное судопроизводство предусматривает оспаривание законности принятых решений и действий и как следствие, возложение обязанности устранить допущенные нарушения. Однако, в данном случае, речь идет об оспаривании неактуальной записи ЕГРН и требования о ее незаконности к ФИО2 являются несостоятельными.
ФИО2 ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>» возражала против заявленных требований просила, отказать в их удовлетворении. В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), Закона о регистрации, внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав (ФИО2 по субъектам РФ). Кадастровая палата в рамках полномочий и специфики своих полномочий может выступать ответчиком только в исключительных случаях, когда оспариваются действия данного органа, которые по своей сути нарушают права истца. Кадастровая палата самостоятельно координаты охраняемой природной территории не определяла, сведения были внесены на основании представленных документов, кроме того в настоящее время по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 64:48:050172:277 не расположен в зоне особо охраняемой природной территории природного парка «Кумысная поляна». Выписка из ЕГРН является документом, содержащим актуальные сведения об объекте недвижимости, полученные из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости на территории Российской Федерации, соответственно признание недействительной Выписки из ЕГРН не порождает ни каких правовых последствий, поскольку любая запись в ЕГРН внесена на основании поступивших в установленном порядке документов. Порядок и условия предоставления сведений из ЕГРН установлены статьями 62 и 63 Закона о регистрации, Порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№. Статьей 62 Закона о регистрации предусмотрено, что сведения ЕГРН предоставляются исключительно по запросам, установленной формы, которая является единой для всех категорий заявителей. Таких запросов не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для возложения обязанности по предоставлению выписки в администрацию муниципального образования «<адрес>».
Истец, заинтересованные лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав, собранные по делу доказательства суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного ФИО2, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следовательно, для удовлетворения настоящего административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности: незаконность оспариваемого решения; нарушение прав административного истца, являющегося следствием данного решения. Отсутствие одной юридической составляющей, свидетельствует об отсутствии оснований у суда для удовлетворения административного иска. Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
Согласно п.1,2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения (уведомления) на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, относится к вопросам местного значения городского округа.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является собственником земельного участка №, расположенного в СНТ «Ветеран» <адрес>, кадастровый №, категория земель: для садоводства, площадью 1300 кв.м.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, где была сделана запись регистрации №.
Земельный участок с кадастровым номером 64:48:050172:277 образовался путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:84. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277 внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложенного к нему межевого плана. Статус земельного участка «Учтенный». Государственный кадастровый учет изменений в отношении данного земельного участка не осуществлялся. По сведениям ЕГРН в границах данного земельного участка объекты капитального строительства отсутствуют.
02.02.2019г. ФИО1 обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «<адрес>» с уведомлением, установленной формы, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее Уведомление о планируемом строительстве садового дома) – о строительстве садового дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277.
22.02.2019г. администрацией муниципального образования «<адрес>» выдано Уведомление №-нд-2019 о недопустимости размещения садового дома на земельном участке площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277, расположенном по адресу: <адрес>, СНТ «Ветеран», уч.133-134 (далее Уведомление о недопустимости строительства садового дома) по основаниям:
1. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении моего земельного участка установлено ограничение на использование в связи расположением его в особо охраняемой природной территории регионального значения природный парк «Кумысная поляна»;
2 Отсутствие согласия ПАО «Сбербанк России» на строительство садового дома на указанном земельном участке;
3. Отсутствие согласований объекта строительства с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся аэродром гражданской авиации, для аэродромов государственной авиации (военных аэродромов), а также отсутствие согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и ФИО2 государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), для аэродрома гражданской авиации (аэродром «Саратов-Центральный»).
В соответствии со ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия ФИО2 застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено ФИО2 застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277 сформирована часть земельного участка 64:48:050172:277/1, площадью 294 кв.м под охранную зону «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ.
15.06.2016г. в государственный кадастр недвижимости внесены дополнительные сведения об установлении для части земельного участка площадью 294 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277/1 особого режима использования территорий - «Особо охраняемой природной территории Природного парка «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П "Об утверждении Положения о природном парке "Кумысная поляна".
Согласно Положению о природном парке «Кумысная поляна», утвержденного постановлением <адрес> от 18.03.2009г. N 101-П, земельный участок площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277, частично расположен в особо охраняемой природной территории регионального значения. Согласно пункту 4.2. Положения для более эффективного использования, охраны и защиты Парка в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных комплексов и объектов на его территории выделено шесть функциональных зон с дифференцированным режимом их использования. Размещение объектов капитального строительства во всех функциональных зонах запрещено.
С 01.01.2017г. действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
С 01.01.2017г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).
В ходе рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве садового дома ФИО5 от 02.02.2019г. была запрошена выписка из ЕГРН на земельный участок площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277.
В представленной выписке из ЕГРН от 19.02.2019г. содержались сведения о ранее зарегистрированных ограничениях.
Поскольку, ФИО1 в Уведомлении о планируемом строительстве садового дома от 02.02.2019г. указывал о строительстве садового дома как на участке свободном от ограничений, так и на участке с ограничениями, то уведомление о недопустимости (несоответствии) размещения садового дома на едином земельном участке площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277, расположенном по адресу: <адрес>, СНТ «Ветеран», уч.133-134 по первому основанию является законным.
При этом администрация муниципального образования «<адрес>» обоснованно приняла во внимание сведения, содержащиеся в выписке ЕГРН, обязанность по истребованию которой на нее возложена законом.
На администрацию муниципального образования «<адрес>» не возложена обязанность по проверке сведений содержащихся в выписке ЕГРН.
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О внесении изменений в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П». Учитывая вышеизложенное, в ЕГРН внесены изменения в сведения о координатах характерных точек границ «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ.
В результате вышеуказанных изменений, с учетом внесенных в ЕГРН данных, с 19.03.2019г. сведения о части земельного участка площадью 294 кв.м, с кадастровым номером 64:48:050172:277/1, ранее сформированного под охранной зоной «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», являются неактуальными.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого уведомления сведения о наличии ограничений имелись в выписке ЕГРН, в связи с чем, Уведомление о недопустимости размещения садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№-нд-2019г., по первому основанию является законным и обоснованным.
Также в выписке из ЕГРН содержались сведения об ограничениях в пользу ПАО «Сбербанк России», ипотека.
Однако, поскольку законом на административного истца не возложена обязанность по предоставлению согласия залогодержателя земельного участка при подаче Уведомления о планируемом строительстве садового дома, а требовать иные документы помимо предусмотренного ст.51.1 ГрК РФ перечня, прямо запрещено ст.51.1 ГрК РФ, то Уведомление о недопустимости размещения садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№-нд-2019г. по второму основанию является незаконным.
Согласно части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч.3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" - до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:
1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;
2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;
3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и ФИО2 государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
В соответствии с п.1 ч.7 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" - В отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что само по себе предоставление истцу земельного участка до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, не является безусловным основанием для освобождения от согласование с уполномоченным лицом строительства объекта на земельном участке в приаэродромной территории.
Необходимо установить отсутствие ограничений, установленных в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов
Доказательств отсутствия ограничений, установленных в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, и как следствие отсутствия необходимости в согласовании административным истцом с собственником аэродрома возведение строения на земельном участке, предоставленном ранее дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, суду не представлено.
Требованиями Воздушного Кодекса РФ закреплена непосредственная обязанность получать у собственника аэродрома согласование на строительство, которое по существу представляет собой специальное разрешение и носит обязательный характер.
Требования воздушного законодательства Российской Федерации носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений (уведомлений) на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.
ФИО1 к уведомлению о планируемом строительстве объекта - садового дома согласования с собственником аэродрома приложены не были.
Доводы административного истца о наличии таких обязанностей не у него, а у органа местного самоуправления, со ссылкой на ч.12.1,12.2 ст.51 ГрК РФ, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права. Данными нормами права на орган местного самоуправления возложена обязанность только последующего информирования уполномоченного лица о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, Уведомление о недопустимости размещения садового дома по третьему основанию является законным.
С учетом изложенного, оснований для признания Уведомления о недопустимости размещения садового дома на земельном участке площадью 1330 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050172:277, расположенном по адресу: <адрес>, СНТ «Ветеран», уч.133-134 незаконным не имеется, поскольку незаконность одно основания указанного в оспариваемом уведомлении не влечен незаконность всего Уведомления о недопустимости размещения садового дома.
С учетом отказа в удовлетворении вышеуказанных требований, отсутствуют основания для возложения обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» по выдаче ФИО1 уведомления о допустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050172:277, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Более того, возложение таких обязанностей законом не предусмотрена, поскольку в силу статьи 51.1 ГрК РФ проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения о выдаче уведомления о соответствии размещения садового дома на вышеуказанном земельном участке, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов местного самоуправления и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Суд только вправе возложить обязанность по повторному рассмотрению уведомления гражданина, однако в данном случае таких требований не заявлялось и оснований не имеется, поскольку законность оспариваемого Уведомления о недопустимости размещения садового дома проверялась на момент издания уведомления и его незаконность в целом судом не признана, а незаконность в части не влечет возникновение обязанности по повторному рассмотрению уведомления ФИО1
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы.
В соответствии со статьей 29 Закона о регистрации недвижимости обязательным этапом государственной регистрации является правовая экспертиза, в ходе которой представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на полноту и достаточность содержащейся в них информации, при анализе совокупности указанных в них обстоятельств. Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права. Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания. Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 87 ЗК РФ включенные в состав зон с особыми условиями использования территорий земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях:
защиты жизни и здоровья граждан; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление зоны с особыми условиями использования территорий не влечет ограничения в оборотоспособности земельных участков. Такие участки могут быть предметом гражданско-правовых сделок, заключаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Особый режим использования территории, в которую попадают земельные участки, в отношении которых установлены такие зоны, означают ограничения в их использовании правообладателями.
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, относятся к числу дополнительных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в соответствующий раздел ЕГРН - кадастр недвижимости (пункт 5 части 5 статьи 8 Закона о регистрации). Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе путем установления ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
15.06.2016г. в государственный кадастр недвижимости внесены дополнительные сведения об установлении для части земельного участка площадью 294 кв.м с кадастровым номером 64:48:050172:277/1 особого режима использования территорий - «Особо охраняемой природной территории Природного парка «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об охранной зоне «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»» внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ -П «Об утверждении Положения о природном парке «Кумысная поляна»», карты (плана) объекта землеустройства, переданных Министерством природных ресурсов и экологии <адрес>.
В настоящее время подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 Закона о регистрации предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно статьи 34 Закона о регистрации орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Документы (содержащиеся в них сведения), полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН независимо от наличия либо отсутствия прав на земельные участки, расположенные в таких зонах.
В ФИО2 по <адрес> из Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> поступили документы, содержащие необходимые для внесения в ЕГРН сведений об изменении зоны с особыми условиями использования территории, а именно: Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О внесении изменений в Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П».
Учитывая изложенное, в ЕГРН внесены изменения в сведения о координатах характерных точек границ «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», с учетным номером 64.4ДД.ММ.ГГГГ.
При этом изменения вносятся в координаты границ общей территории, а затем вносятся изменения по каждому земельному участку входящему в эту территорию.
В результате вышеуказанных изменений, с 19.03.2019г. сведения о части земельного участка площадью 294 кв.м, с кадастровым номером 64:48:050172:277/1, ранее сформированного под охранной зоной «Особо охраняемая природная территория Природный парк «Кумысная поляна»», являются неактуальными.
Действующее законодательство не определяет запись в ЕГРН как самостоятельное основание возникновения, изменения, прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ12-9, государственная регистрация представляет собой систему записей и призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Указание в решении суда на признание записи в ЕГРН недействительной, либо незаконной не влечет правовых последствий. Несогласие лица с актом государственной регистрации следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта, право на которое зарегистрировано.
Следовательно, сама по себе запись о государственной регистрации в соответствии со статьей 13 ГК РФ не может быть признана недействительной, поскольку не порождает прав и обязанностей. Таким образом, если государственная регистрация проведена, оспорить в суде можно только зарегистрированное право или ограничение путем оспаривания оснований их возникновения.
Административное судопроизводство предусматривает оспаривание законности принятых решений и действий и как следствие, возложение обязанности устранить допущенные нарушения. Однако, в данном случае, речь идет об оспаривании неактуальной записи ЕГРН и требования о ее незаконности являются несостоятельными.
Относительно требований административного истца о признании несоответствующей законодательству РФ выписки от ДД.ММ.ГГГГ№ из ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277 суд исходит из следующего.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о регистрации). Получить информацию об объекте недвижимости, а именно сведения о кадастровом номере, дате постановки на кадастровый учет и другие характеристики объекта недвижимости, а также сведения обо всех актуальных зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него, можно запросив выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», Кадастровая палата <адрес> наделена полномочиями, в том числе по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, об учтенном в соответствии с Законом о регистрации, недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных определенных законом сведений.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, могут быть представлены исключительно в виде документов, формы которых утверждены приказами Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку Выписка из ЕГРН является документом, содержащим актуальные сведения об объекте недвижимости, полученные из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости на территории Российской Федерации, соответственно признание недействительной Выписки из ЕГРН не порождает никаких правовых последствий, поскольку любая запись в ЕГРН внесена на основании поступивших в установленном порядке документов.
Относительно требований административного истца об обязании ФГБУ «ФКП ФИО2» направить в Администрацию МО «<адрес>» приведенную в соответствие с законодательством РФ выписку из ЕГРН, содержащую информацию об отсутствии сведений об ограничении на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277 в связи с расположением его в особо охраняемой природной территории Природный парк «Кумысная поляна», суд исходит из следующего.
Порядок и условия предоставления сведений из ЕГРН установлены статьями 62 и 63 Закона о регистрации, Порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№. Статьей 62 Закона о регистрации предусмотрено, что сведения ЕГРН предоставляются исключительно по запросам, установленной формы, которая является единой для всех категорий заявителей.
С учетом изложенного, основания для признания незаконными, сведений содержащиеся в период с 22.10.2018г. по 19.03.2019г. в ЕГРН о наличии ограничения на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:050172:277, признания несоответствующей законодательству Российской Федерации выписки от 19.02.2019г. № из ЕГРН, возложении обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по направлению в администрацию муниципального образования «<адрес>» приведенную в соответствии с законодательством Российской Федерации выписки из ЕГРН, - не имеется.
В соответствии со ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Оценив представленные доказательства с позиции ст. 84 КАС суд установил, что отсутствуют допустимые и бесспорные доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В иске ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», ФИО2 Россреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> об оспаривании действий, решений - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Даниленко