ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1504/20 от 09.11.2020 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-1504/2020

(УИД 42RS0013-01-2020-002539-22)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Антиповой И.М.,

при секретаре Фроловой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

09 ноября 2020 года

дело по административному исковому заявлению администрации Междуреченского городского округа к главному государственному инспектору г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильину Е.А. о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Междуреченского городского округа обратилась в суд с иском к главному государственному инспектору г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильину Е.А. о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения (приказа) о проведении УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Междуреченского городского округа проведена внеплановая выездная проверка по исполнению ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проверки главным государственным инспектором г. Междуреченска и г.Мыски по пожарному надзору Ильиным Е.А., согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу об административном право нарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт невыполнения пункта 2 предписания, вынесено новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности:

«При разработке и осуществлении планов образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу:. <адрес>, <адрес> 14-ти этажный многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес>), при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятии по спасению люден, а также возможность доступа личного состава подразделении пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров».

Считает, что предписание административного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца.

Администрацией Междуреченского городского округа выполнены требования указанные в пункте 2 предписания.

В соответствии со ст.65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» планировка и застройка территорий, поселении и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселении и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ документам территориального планирования городского округа является его генеральный план, который разрабатывается и утверждается в соответствии с требованиями статей 23-25 Градостроительного кодекса РФ. I

Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГN 110 утвержден новый Генеральный план муниципального образования «Междуреченский городской округ Кемеровской области-Кузбасса». С целью исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в составе Генерального плана утверждены требования пожарной безопасности в населенных пунктах (раздел 2 главы 11. пункт 11.4). Данные материалы были представлены Государственному инспектору Ильину Е.А.

Застройка квартала А, где расположен 14-ти этажный дом с адресом <адрес>,<адрес> осуществлялась на основании следующей градостроительной документации: проект застройки молодежного жилого комплекса в микрорайоне "А" шифр , разработанный пи <данные изъяты>" в ДД.ММ.ГГГГ; корректировка застройки части микрорайона <данные изъяты> г.Междуреченска, шифр , разработанный <данные изъяты>" в ДД.ММ.ГГГГ, градостроительное обоснование "<адрес>" <адрес>I:Междуреченска, шифр (стадия Э (эскиз), разработанное <данные изъяты>" в ДД.ММ.ГГГГ Кроме того в составе проекта был разработан проект "Жилой <адрес> пристроенным блоком в м-не <адрес><адрес>, шифр 14-

Застройка квартала (10-ти этажные и 12-ти этажная блок-секции дома по <адрес>) осуществлялась на основании следующей градостроительной документации: проект застройки первой очереди микрорайона в <адрес>r:Междуреченска, шифр , разработанный <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ; градостроительное обоснование застройки квартала в г.Междуреченске шифр , разработанный ОАО ПИ Новосибгражданпроект" в ДД.ММ.ГГГГ; градостроительное обоснование застройки квартала N<адрес>, шифр , разработанный <данные изъяты>" в ДД.ММ.ГГГГ; градостроительное обоснование застройки квартала N<адрес>, шифр , разработанный <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ; эскизный проект группы жилых домов в микрорайоне N<адрес>, шифр разработанный <данные изъяты>" в ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что дома построены, введены в эксплуатацию, разработка иной документации касательно спорных многоквартирных домов по <адрес> (14-ти этажный дом) и <адрес> (12-ти этажный дом) не возможна и не требуется. По этой же причине невозможно перепроектировать дома и предусмотреть какие-либо дополнительные мероприятия по пожарной безопасности.

Помимо Генерального плана, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории Междуреченского городского округа содержатся в муниципальной программе «Предупреждение и ликвидация чрезвычайной ситуаций и обеспечение безопасности населения Междуреченского городского округа» на ДД.ММ.ГГГГ годы, которая была предоставлена Государственному инспектору Ильину Е.А.

Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделении Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» в подп. «б» П.6 раздела II установлено, что к силам и средствам гарнизона относится пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона: мобильные средства пожаротушения (пожарные (пожарно-спасательные автомобили (далее - ПА), пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы); первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные); пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы); средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные); пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный).

Таким образом, статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разграничены расходные обязательства органов местного самоуправления и государственной противопожарной службы. Администрация вправе осуществлять только финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности. Финансовое обеспечение деятельности Федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ.

В связи с этим, считает, что у администрации Междуреченского городского округа отсутствует обязанность по несению расходов на приобретение специальной пожарной техники.

С целью содействия по укомплектованию автолестницей АЛ-50 «9 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области» администрации Междуреченского городского округа неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, обращалась в ГУ МЧС России до Кемеровской области. Согласно последнему ответу ГУ МЧС России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ. N поступила информация о том, что в подразделениях федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области имеется 8 единиц специальной пожарной техники предназначенной для спасения людей и тушения пожаров на высоте до 16-ти этажей (до 50 метров), данное количество техники не позволяет произвести ее перераспределение по другим муниципальным образованиям. Кроме того, габаритные размеры специальной пожарной техники () не позволяют разместить ее в пожарно-спасательной части N 1 «9 ПСО ФПСГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области», которая дислоцируетcя в городе Междуреченске (дата строительства ДД.ММ.ГГГГ год).

По вопросу правомерности осуществления строительства жилых домов по адресам: <адрес> и <адрес>, высотой более 9 этажей, хочется отметить, что данное решение принималось Управлением Главгосэкспертизы России по <адрес>.

Так, 25.10.2006г. и.о. начальника управления Главгосэкспертизы России по Кемеровской области ФИО утверждено положительное заключение по строительству 14-этажного жилого дома по <адрес> (прилагается). Генпроектировщиком: выступало <данные изъяты>», <адрес> (п.4). В соответствии с П.7.1 Главное управление МЧС России по Кемеровской области давали экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ. N. В соответствии с П.8.2 было получено согласование УГПН Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 10.7 указаны противопожарные мероприятия.

Пункты 2,3 ч.1 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, указанные в предписании в качестве нарушений требований пожарной безопасности, обязывающие проектировщика создавать такие конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений, которые должны обеспечивать в случае пожара возможность проведения мероприятий по спасению людей (п.2) й возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений (п.3), не действовали на момент получения проектировщиком госэкспертизы (2006г.), т. к. закон был принят намного позднее- в 2008г., а начал действовать с 30.04.2009г;

ДД.ММ.ГГГГ. директором государственного автономного учреждения <адрес> «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» ФИО утверждено положительное заключение государственной экспертизы N 42-1-4-0008-10 по строительству многоэтажного жилого дома по адресу: б. Медиков, 8. Генеральным проектировщиком объекта выступал ООО «СиБПроект» (п.1.3.1). Согласно п.3.3. 7 жилой многоквартирный дом состоит из 5-ти блок-секций высотой 10 этажей, одной блок-секции из 12 этажей (а не 17-ти этажей как указано в предписании). При этом, пунктом 3.3.6 установлено, что высота 10-ти этажных домов составляет 27,3 м, разработка дополнительных мероприятий (подъезда с двух сторон, незадымляемых лестничных клеток и т. д.) не требуется, т. к. высота здания от проезда для пожарных машин до нижнего края окна на 10 этаже менее 28 м.

Требования по обеспечению пожарной безопасности, указанные в предписании как нарушения пунктов 2,3 ч.1 ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 123-ФЗ относятся к проектировщикам и не входят в компетенцию администрации Междуреченского городского округа.

Считают, что решения и действия администрации Междуреченского городского округа, связанные со строительством многоквартирных домов по адресам: <адрес><адрес>, не могут быть признаны нарушением требований пожарной безопасности. Отсутствует причинно-следственная связь между полномочиями администрации Междуреченского городского округа и недостаточным укомплектованием материальной базы подразделений пожарной охраны ФГКУ «9 отряд ФПС по Кемеровской области».

Более того, выданное Государственным инспектором предписание не отвечает принципу исполнимости и законности. Предписание не конкретизировано) и неопределенно, не указано, какие именно действия должны быть выполнены Администрацией.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием. сроков их устранения.

Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.

Предписание административного ответчика является незаконным в связи с тем, что возлагает на административного истца обязанности, не предусмотренные законом, обязывает устранить нарушения, которые не совершались, тем самым нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Просит признать незаконным предписание и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представители административного истца администрации Междуреченского городского округа Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности от 13.01.2020 и Паршукова Т.М., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 настаивали на заявленных требованиях в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик главный государственный инспектор г. Междуреченска и г.Мыски по пожарному надзору Ильин Е.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, предоставил письменный отзыв, пояснив, что в представленных администрацией Междуреченского округа и управлением архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа документах, в составе генерального плана утверждены общие требования пожарной безопасности в населенных пунктах, а требования п.2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены, а именно: не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в отношении возведенных зданий на высоту более 30 метров многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, <адрес>; многоквартирного жилого домапо адресу: <адрес>).

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Распоряжением (Приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении администрации Междуреченского городского округа, в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.54-55). Проверка проводилась по исполнению ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверка проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ильиным Е.А. государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору администрации Междуреченского городского округа, по результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69). Как указано в акте, в ходе проверки выявлен факт невыполнения пункта 2 предписания.

В связи с чем составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации Междуреченского городского округа к ответственности по ст. 19.5 ч.12 КоАП РФ (л.д. 67).

Вынесено новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении выявленных нарушений в области первичных мер пожарной безопасности: При разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> 14-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), при этом на территории городского круга отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров. П. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч.4 ст.6, п. 1, п. 2 ст. 63, п. 2, п. 3 ч.1 ст. 80, ч. 1 ст. 108 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.1 СНиП21-01-97*; п. 7.1 СП 1.13130.2009) (л.д. 15-16, 68). Срок устранения нарушения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Установлено, что на территории г. Междуреченска Кемеровской области имеются два высотных жилых дома по адресу: <адрес> (12-ти этажный) и по <адрес> ( 14-ти этажный).

В доказательство соответствия данных зданий противопожарным требованиям, истцом в суд представлены сведения о том, что здание жилого дома по <адрес> построено на основании выданного <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором г. Междуреченска разрешения на ввод объекта 14-ти этажного многоквартирного жилого дома, расположенный по адресу: г. <адрес> (пр-кт <адрес><адрес>)(л.д.14-15). ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ИСК «Междуреченскстрой» было выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства 14-ти этажного многоквартирного жилого <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника управления Главгосэкспертизы России по Кемеровской области ФИО утверждено положительное заключение по ТЭО строительства 14-этажного жилого дома по <адрес>, в котором в п. 10.7 в качестве противопожарных мероприятий указаны степень огнестойкости здания, соответствие количества эвакуационных выходов из жилой части дома, магазина, офисов нормативным требованиям, сведения об обеспечении наружного пожаротушения автонасосами с забором воды через проектируемые и существующие пожарные гидранты, сведения о внутреннем пожаротушении 2 струями, автоматической системе сигнализации о пожаре и пожаротушении на начальной стадии возгорания с помощью установленных в санузле каждой квартиры устройства внутриквартирного пожаротушения «РОСА». В выводах указано обеспечение в генплане кругового подъезда к дому пожарных машин (л.д.17-24).

Вместе с этим, как установлено в ходе проверки, проведенной главным государственным инспектором г. Междуреченска и г.Мыски по пожарному надзору Ильиным Е.А., и указано им в предписании, на территории городского округа в настоящее время отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, доступа личного состава и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий высотой выше 30 метров.

В отношении второго дома, согласно положительного заключения государственной экспертизы на проект строительства многоэтажного жилого дома по адресу: пр. Б. Медиков, 8. (л.д.25-28) в п.3.3.7 указано, что жилой многоквартирный дом состоит из 5-ти блок-секций высотой 10 этажей, одной блок-секции из 12 этажей (а не 17-ти этажей как указано в предписании). При этом, пунктом 3.3.6 установлено, что при надстройке десятым этажом пяти девятиэтажных блок-секций высота здания составит 27,3 м, разработка дополнительных мероприятий (подъезда с двух сторон, незадымляемых лестничных клеток и т. д.) не требуется, т. к. высота здания от проезда для пожарных машин до нижнего края окна на 10 этаже менее 28 м.

Исходя из данных сведений, суд соглашается с доводами представителей ответчика, что в отношении этого здания главным государственным инспектором г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильиным Е.А., не представлено доказательств возведения этого здания высотой более 30 метров, либо наличие каких-либо конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических нарушений здания, не обеспечивающих в случае пожара возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2 указанной статьи). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона(часть 3 данной статьи).

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.16, п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров ( ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, и организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.

Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден новый Генеральный план муниципального образования «Междуреченский городской округ Кемеровской области-Кузбасса», в составе которого утверждены требования пожарной безопасности в населенных пунктах (раздел 2 главы 11. пункт 11.4) что соответствует требованиям ст. 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», положениями Градостроительного кодекса РФ о том, что планировка и застройка территорий, поселении и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселении и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом.

Также, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на территории Междуреченского городского округа содержатся в муниципальной программе «Предупреждение и ликвидация чрезвычайной ситуаций и обеспечение безопасности населения Междуреченского городского округа» на 2020-2022 годы.

Суд признает состоятельными доводы представителей истца, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разграничены расходные обязательства органов местного самоуправления и государственной противопожарной службы. Финансовое обеспечение деятельности Федеральной противопожарной службы является расходным обязательствам Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ. Тем самым, у истца отсутствует обязанность по несению расходов на приобретение мобильных средства пожаротушения (пожарные (пожарно-спасательные автомобили, пожарные мотопомпы), первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные); пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, орные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие и, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы); средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее - СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре индивидуальные и коллективные);пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный) (Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»).

При этом, согласно п. 7.1 СП 4.131130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных и совмещенных с функциональными проездами и подъездами; средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.

Согласно п.п. 2, 3 ч.1 ст.80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», конструктивные, объёмно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений. Доставка средств пожаротушения в случае отсутствия источников водоснабжения будет затруднена и может привести к увеличению продолжительности развития и тушения, а также опасных факторов пожара и возможной человеческой гибели.

Как установлено в ходе проведенной главным государственным инспектором г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильиным Е.А. проверки и указано им в предписании на территории Междуреченского городского округа до настоящего времени не разработано и не осуществлено, в том числе при обстоятельствах отсутствия специальной пожарной техники, мероприятий по обеспечению мер первичной пожарной безопасности муниципального образования в части обеспечения пожарной безопасности высотного жилого здания по адресу: <адрес>. Таких документов не представлено и в ходе рассмотрения дела в суде.

Доводы административного истца о том, что в связи с тем, что дома построены, введены в эксплуатацию, то разработка иной документации касательно многоквартирных домов на территории города не возможна и не требуется, поскольку невозможно перепроектировать дома и предусмотреть какие-либо дополнительные мероприятия по пожарной безопасности, не состоятельны и не соответствуют требованиям действующего законодательства о пожарной безопасности.

В силу вышеуказанных положений администрация городского округа несет обязанность по финансовому обеспечению мер первичной пожарной безопасности, разрабатывая и осуществляя программы развития города с учетом обеспечения требований пожарной безопасности в настоящее время в отношении надлежащего состояния, пожарной безопасности жилых и общественных зданий на территории всего муниципального образования независимо от времени и обстоятельств их строительства.

Исходя из изложенного, суд признает законными и обоснованными выводы главного государственного инспектора г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильина Е.А. о том, что администрацией Междуреченского округа и управлением архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия (планы, схемы и программы) по обеспечению пожарной безопасности на территории Междуреченского городского округа в целях устранения выявленных в ходе проведенных проверок нарушений требований пожарной безопасности, допущенных при возведении здания на территории города на высоту более 30 метров.

Исходя из изложенного, суд не усматривает оснований для признания предписания незаконным.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администрации Междуреченского городского округа к Главному государственному инспектору г. Междуреченска и г. Мыски по пожарному надзору Ильину Е.А. о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.М. Антипова

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2020 года.

Судья: И.М. Антипова