Дело № 2а-1504/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года г. Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Манкевич Н.И.,
при секретаре Черновой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску СОИ к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л :
СОИ обратилась с административным иском (с учетом уточненного иска) к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138).
В обоснование исковых требований указала, что СОИ является председателем Комитета территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) «Ленинский-3». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ленинского района г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений в устав ТОС «Ленинский-3», принятых и утвержденных конференцией ДД.ММ.ГГГГ. Глава Ленинского района г. Челябинска письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ вернул истцу представленные документы, указав, что в Уставе содержатся пункты, которые противоречат нормам Положения о территориальном общественном самоуправлении Ленинского района г. Челябинска, утвержденном Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, которые регламентирует порядок отказа в регистрации изменений в Устав. Считает возврат предоставленных на регистрацию документов незаконным, поскольку возвращение документов в произведенной Главой Ленинского района г. Челябинска форме, не предусмотрено действующим законодательством и Положением о территориальном общественном самоуправлении Ленинского района г. Челябинска. Полагает, что возврат документов произведен Главой Ленинского района г. Челябинска с превышением полномочий.
Административный истец СОИ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного истца КГИ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что Устав ТОС «Ленинский-3» ранее был зарегистрирован в Администрации г. Челябинска и до настоящего времени ТОС «Ленинский-3» является самостоятельным субъектом. У Главы Ленинского района г. Челябинска отсутствуют полномочия на возвращение документов о регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3». Разрешение вопроса об отказе в регистрации изменений и дополнений в Уставы ТОС должно находиться в компетенции соответствующего структурного подразделения, созданного в Администрации Ленинского района г. Челябинска, а не единолично Главы Ленинского района г. Челябинска. Отказ в регистрации в виде возврата документов не предусмотрен действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Администрации Ленинского района г. Челябинска, действующая на основании доверенности МАВ, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска с учетом представленных письменных возражений (л.д. 156-159), указав, что у администрации района не имеется оснований для регистрации (перерегистрации) представленных документов СОИ Также представитель ответчика указала, что полномочия Главы Ленинского района прописаны в Уставе Ленинского района г. Челябинска (л.д. 173-216).
Заинтересованное лицо Администрация г. Челябинска в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, представили письменное мнение на исковое заявление (л.д.166, 167-168), согласно которому в каждом внутригородском районе г. Челябинска определен самостоятельный порядок работы территориального общественного самоуправления. В рамках имеющихся полномочий Администрацией Ленинского района г. Челябинска было рассмотрено заявление истца и направлен мотивированный ответ, соответствующий требованиям законодательства.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Гарантированное статьей 130 Конституции РФ право населения соответствующего муниципального образования на самоуправление получило дальнейшее развитие и в других законодательных актах, в том числе в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Положениями ст. 27 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (часть 1).
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС (часть 2).
Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (часть 4).
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6).
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся, в том числе установление структуры ТОС, избрание его органов, принятие устава, определение основных направлений деятельности (часть 7).
Как следует из положений ч. 5 ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района.
Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (чч. 5, 11 ст. 27 Федерального закона).
В соответствии с Законом Челябинской области от 10.06.2014 г. № 706-ЗО «О статусе Челябинского городского округа и статусе, и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» в составе Челябинского городского округа с внутригородским делением образованы внутригородские районы: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. С момента образования, указанные внутригородские районы являются самостоятельными внутригородскими муниципальными образованиями. В каждом районе образованы органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность по решению вопросов местного значения на основании соответствующего устава внутригородского района.
В целях регулирования порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления Решением Челябинского городского Думы от 24.11.2015 № 15/24 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (л.д. 151-155).
Указанным Решением признано утратившим силу Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/18 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске», на основании которого Администрацией г. Челябинска осуществлялась регистрация уставов территориального общественного самоуправления.
В настоящее время территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами на части территории внутригородского района.
Согласно п. 5 вышеуказанного Положения полномочиями по регистрации уставов ТОС наделены уполномоченные органы местного самоуправления соответствующих внутригородских районов г. Челябинска. Вновь созданные органы местного самоуправления внутригородских районов г. Челябинска не являются правопреемниками ранее действовавших районных администраций, которые являлись территориальными подразделениями Администрации г. Челябинска.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает возможность вмешательства в деятельность внутригородских районов, осуществляемую органами местного самоуправления внутригородских районов самостоятельно.В соответствии с п. 13 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, порядок организации и осуществления ТОС определяются уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов и уставами ТОС.
На территории Ленинского района г. Челябинска Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от 03.03.2016 №15/8 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, которым определен порядок деятельности территориального общественного самоуправления (л.д. 109-123).
В силу п. 59 Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, структурное подразделение администрации района, курирующее работу ТОС в районе, вправе отказать в регистрации устава ТОС в случае его противоречия нормам указанного Положения и (или) несоблюдения установленного порядка организации ТОС.
Согласно Протоколу внеочередной конференции территориального общественного самоуправления «Ленинский-3» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о внесении изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3» (л.д. 10-17).
ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета ТОС «Ленинский-3» СОИ обратилась в Администрацию Ленинского района г. Челябинска с заявлением о регистрации (перерегистрации) Устава территориального общественного самоуправления «Ленинский - 3» от 2006 года, а также изменений и дополнений в Устав <данные изъяты> (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ленинского района г. Челябинска обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Челябинска за разъяснениями о правомерности регистрации (перерегистрации) представленных СОИ документов (л.д. 140).
Согласно ответу прокуратуры Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№, ТОС «Ленинский-3» является уже учрежденным, так как зарегистрировано в Администрации г. Челябинска. Правоотношения между ТОС «Ленинский-3» и Администрацией г. Челябинска не прекращены. Таким образом, порядок регистрации уставов ТОС, закрепленный в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, в том числе регистрации изменений в устав ТОС в отношении ТОС «Ленинский-3» не применим. В рассматриваемом случае выявлен правовой пробел (л.д. 141).
Администрацией Ленинского района г. Челябинска в адрес СОИ дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором разъяснено, что ТОС «Ленинский-3» является уже учрежденным, так как зарегистрирован в Администрации г. Челябинска в <данные изъяты>. Правоотношения между ТОС «Ленинский-3» и Администрацией г. Челябинска не прекращены. Таким образом, порядок регистрации уставов ТОС, закрепленный в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, в том числе регистрации изменений в устав ТОС в отношении ТОС «Ленинский-3» не применим. В связи с чем основания для регистрации (перерегистрации) Устава ТОС «Ленинский-3» <данные изъяты>, а также внесенных изменений и дополнений к Уставу <данные изъяты> не имеется (л.д. 146).
Из письменного ответа Прокурора г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Администрацией Ленинского района г. Челябинска обосновано отказано СОИ в регистрации представленного Устава ТОС «Ленинский-3» от <данные изъяты>, изменений и дополнений в Устав от <данные изъяты>, ранее зарегистрированных в Администрации г.Челябинска, а также изменений и дополнения к указанному Уставу, принятых на конференции в <данные изъяты>. В рамках прокурорской проверки установлено, что в Решении Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, отсутствует норма, регулирующая правоотношения между ранее действующими ТОС и администрациями внутригородских районов. На территории других районов ранее действовавшими ТОС приняты решения об утверждении новых уставов, которые в последующем зарегистрированы (л.д. 69-71).
ДД.ММ.ГГГГСОИ повторно обратилась в Администрацию Ленинского района г. Челябинска с аналогичным заявлением о рассмотрении вопроса о регистрации изменений в Устав ТОС «Ленинский-3» (л.д. 150).
Администрацией Ленинского района г. Челябинска представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором СОИ вторично даны разъяснения об отсутствии оснований для регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3» <данные изъяты>, в связи с чем представленные на регистрацию документы возращены заявителю (л.д. 149).
В соответствии с п. 21 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (утв. Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№) предусмотрено, что устав ТОС регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района.
Между тем, СОИ обращалась в администрацию района с заявлением о регистрации изменений и дополнений от 2016 года в Устав ТОС «Лениский-3», зарегистрированный в 2006 году Администрацией <адрес> (л.д. 28-32).
Согласно Протоколу внеочередной отчетной конференции ТОС «Ленинский-3» от ДД.ММ.ГГГГ, участники конференции постановили о необходимости перерегистрировать в администрации района Устав ТОС «Ленинский-3» № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенные изменения и дополнения в Устав № от ДД.ММ.ГГГГ, а также внесенные изменения и дополнения от 2016 года (л.д. 10-17).
Тогда как Положением о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением определено, что ТОС считается учрежденным именно с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района, а не с момента регистрации изменений и дополнений в уставы ТОС.
Названным Положением не предусмотрена возможность регистрации уже зарегистрированных уставов, а также регистрация изменений и дополнений, внесенных в устав, который является ранее зарегистрированным другим органом.
Доводы стороны истца о том, что возврат документов произведен Главой Ленинского района г. Челябинска с превышением его должностных полномочий не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.
Полномочия Главы Ленинского района г. Челябинска определены в Уставе Ленинского района г. Челябинска (л.д. 173-216).
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Устава Ленинского района г. Челябинска, Глава Ленинского района, возглавляя администрацию Ленинского района, осуществляет полномочия, в частности, по обеспечению осуществления администрацией Ленинского района полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в статье 6 настоящего Устава и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области; по организации приема граждан, рассмотрению обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, принятию по ним решения.
Таким образом, полномочия Главы Ленинского района г. Челябинска, в части подписания решений, принятых по результатам рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, Уставом не ограничены.
Из изложенного следует, что Глава Ленинского района г. Челябинска имел право подписывать решения, принятые в результате рассмотрения заявлений СОИ, в том числе и оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно положениям ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Закрепленная в ст. 10 Конституции РФ норма, делит власть на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений другой ветви власти. Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль за эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти. Вмешательство одной из ветвей власти в компетенцию какой-либо другой ветви власти противоречит Конституции РФ.
Таким образом, доводы стороны истца, направленные на устранение пробела в правовом регулировании в отношении зарегистрированных ранее в Администрации г. Челябинска уставов территориального общественного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд не вправе вмешиваться в деятельность Челябинской городской Думы и Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска, выходить за рамки правового поля, установленного для него законом, и восполнять пробелы в правовом регулировании, то есть подменять законодателя. Такое дополнительное регулирование должно осуществляться в рамках компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Более того, Администрация Ленинского района г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию г. Челябинска с заявлением об отсутствии правового регулирования в отношении ТОС, зарегистрированных ранее Администрацией г. Челябинска в соответствии с утратившим в настоящее время силу Положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске (утв. Решением Челябинской городской Думы от 19.02.2013 г. № 40/22), и просьбой принять решение по указанному вопросу (л.д. 142).
Исследовав фактические обстоятельства дела, доводы участников процесса в их совокупности, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Ленинского района г. Челябинска об отказе в регистрации изменений и дополнений зарегистрированного в <данные изъяты> Устава ТОС «Ленинский-3» и возвращении документов является правомерным, поскольку вынесено в рамках полномочий органа местного самоуправления и основано как на нормах Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и на требованиях Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (утв. Решением Челябинской городской Думы от 24.11.2015 г. № 15/24), а также Положения о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска (утв. Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№).
В связи с чем, требования истца о признании незаконным письма Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска СОИ к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-3», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.И. Манкевич