ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1504/2022 от 12.07.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

с участием представителя административного истца 3 по доверенности 8, представителя административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» по доверенности 6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску 3 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», начальнику специального приемника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» 2 о признании незаконным отказа в обеспечении юридической помощи, распорядка дня,

установил:

3 обратился в суд с административным иском, указав в обоснование, что он был помещен в специальный приемник Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее - МУ МВД России «Иркутское») по постановлению Кировского районного суда г. Иркутска. около 16-30 часов защитник 8 пришел в спецприемник для оказания юридической помощи. Дежурный сообщил, что согласно распорядку дня свидание с лицами, в том числе с защитниками, возможно только на следующий день с 11-00 до 13-00 часов. На следующий день защитник прибыл в спецприемник к 11-00 часам, начальник сообщил, что его общение с подзащитным возможно только с 11-00 до 13-00 часов, как установлено распорядком дня. Считает, что отказ в получении юридической помощи 3 был незаконным, а причина не основана на законе.

В связи с чем административный истец просил суд признать незаконным отказ в обеспечении юридической помощи и пропуске защитника в здание специального приемника; признать незаконным распорядок дня, утвержденный начальником, в части допуска защитника к подзащитному только в часы, установленные графиком свиданий.

Административный истец 3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного истца по доверенности 8 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, наставил на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» по доверенности 6 административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Административный ответчик начальник специального приемника МУ МВД РФ «Иркутское» 2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом, поскольку суд не признал их явку обязательной.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и одновременно нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Федеральный закон от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» устанавливает порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (статья 1).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1).

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» предусмотрено, что внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на получение юридической помощи в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ (пункт 6 часть 1 статьи 7 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» для получения юридической помощи лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения числа таких свиданий продолжительностью до двух часов.

Администрация места отбывания административного ареста обязана устанавливать распорядок дня и обеспечивать его соблюдение в месте отбывания административного ареста (пункт 9 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» администрацией места отбывания административного ареста являются начальник места отбывания административного ареста и его заместители.

Лица, подвергнутые административному аресту, обязаны соблюдать порядок и условия отбывания административного ареста, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ и правилами внутреннего распорядка (пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83 утверждены Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста.

В соответствии с пунктом 39 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, свидания предоставляются в порядке очередности посетителей и в соответствии с распорядком дня места отбывания административного ареста. Отказ в предоставлении свидания с лицами, которые прибыли до окончания приемного времени, независимо от наличия общей очереди посетителей, не допускается.

Приказом МВД России от 10.08.2013 № 611 утверждено Типовое положение о специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

В пункте 12.3 Типового положения указано, что начальник специального приемника утверждает распорядок дня специального приемника.

Распорядок дня места отбывания административного ареста составляется в каждом месте отбывания административного ареста, исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года.

В соответствии с приказом ГУ МВД России по Иркутской области от 25.07.2017 № 232 утверждено Положение о Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское».

МУ МВД России «Иркутское» является территориальным органом МВД России на районном уровне (пункт 2 Положения о Межмуниципальном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское»).

Приказом МУ МВД России «Иркутское» от 13.03.2019 № 185 утверждено Положение о специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

В соответствие с пунктом 12.3 Положения начальник специального приемника утверждает распорядок дня спецприемника.

Судом установлено, что начальником специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту МУ МВД России «Иркутское» 2 утвержден распорядок дня для лиц, содержащихся в специальном приемнике МУ МВД России «Иркутское».

В соответствии с указанным распорядком дня свидания с родственниками и иными лицами, прием передач для лиц, содержащихся в специальном приемнике МУ МВД России «Иркутское», возможны в рабочие дни недели: вторник, среда, четверг, пятница - с 11-00 до 13-00 часов; понедельник не приемный день; в выходные и праздничные дни - с 10-00 до 13-00 часов.

Согласно журналу учета посетителей места отбывания административного ареста к 3, подвергнутому административному аресту, в 12 час. 10 мин. прибыл 8 и находился до 12 час. 25 мин. . Также 8 посещал 7 с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин., с 12 час. 25 мин. до 13 час.

В исковом заявлении административный истец указывает на незаконность факта отказа обеспечить 3 юридическую помощь в 16 час. 30 мин., когда его представитель 8 прибыл в здание специального приемника МУ МВД России «Иркутское».

Между тем право административного истца 3 на защиту в 16-30 час. было ограничено лишь в части соблюдения распорядка дня, установленного для специального приемника МУ МВД России «Иркутское», и обязанность соблюдать распорядок дня в силу федерального закона возложена на административно-задержанных, содержащихся в спецприемнике.

Право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (статья 48, часть 2, Конституции Российской Федерации) служит для этих лиц гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав - на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), на судебную защиту (статья 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3) и находится во взаимосвязи с ними.

На основании статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Суд полагает, что такая совокупность условий для удовлетворения требований 3 не установлена.

При таких обстоятельствах суд, проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что распорядок дня является законным, утвержден уполномоченным лицом, в связи с чем отказ в обеспечении юридической помощи и пропуске защитника в здание специального приемника МУ МВД России «Иркутское» не в часы приема является обоснованным.

Таким образом, обжалуемый отказ в допуске защитника в здание специального приемника МУ МВД России «Иркутское», распорядок дня в части допуска защитника к подзащитным соотносятся с изложенными нормативными положениями, являются законными и обоснованными, прав административного истца не нарушают, что является основанием для оставления административного искового заявления без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования 3 к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское», начальнику специального приемника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» 2 о признании незаконным отказа в обеспечении юридической помощи и пропуске защитника в здание специального приемника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское»; незаконным распорядка дня, утвержденного начальником специального приемника Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» 2, в части допуска защитника к подзащитному только в часы, установленные графиком свиданий, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья М.С. Шопик

Мотивированный текст решения изготовлен .

Судья М.С. Шопик