ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1506/2015 от 25.11.2015 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

№ 2а-1506/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Золотова Д.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Пономаревой Ю.У.

представителя административного ответчика по доверенности Городецкой И.В.,

при секретаре Боженовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску главы КФХ «Колос-Юг» Фролова М.В. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронского района об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Глава КФХ «Колос-Юг» Фролов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Апшеронского района о признании отказа в реализации имущественного права крестьянского фермерского хозяйства «Колос-Юг» на приобретение в собственность арендуемого муниципального недвижимого имущества незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Пономарева Ю.У. в обоснование заявленных требований указала, что 25.07.2015 года Фролов М.В. обратился в администрацию МО Апшеронский район в управление имущественных отношений с заявлением о реализации имущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в порядке предусмотренном Федеральным законом от 22.06.2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

16 октября 2015 года в адрес административного истца поступило уведомление об отказе в реализации имущественного права крестьянского фермерского хозяйства «Колос-Юг» на приобретение в собственность арендуемого муниципального недвижимого имущества. Отказ был мотивирован тем, что в 2009 году управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронского района было направлено предложение о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества. Так как в установленный срок подписанный со стороны КФК «Колос-Юг» договор купли-продажи арендуемого имущества не поступил, КФК «Колос-Юг» утратило преимущественное право на приобретение арендованного имущества. При этом доказательства направления проекта договора купли-продажи ответчиком предоставлены не были.

По мнению административного истца, отказ от 16.10.2015г. противоречит требованиям закона, является не обоснованным, что и послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного ответчика по доверенности Городецкая И.В. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ организация вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 25.07.2015 года Фролов М.В. обратился в администрацию МО Апшеронский район в управление имущественных отношений с заявлением о реализации имущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в порядке предусмотренном Федеральным законом от 22.06.2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

16 октября 2015 года в адрес административного истца поступило уведомление об отказе в реализации имущественного права крестьянского фермерского хозяйства «Колос-Юг» на приобретение в собственность арендуемого муниципального недвижимого имущества. Отказ был мотивирован тем, что в 2009 году управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронского района было направлено предложение о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества. Так как в установленный срок подписанный со стороны КФК «Колос-Юг» договор купли-продажи арендуемого имущества не поступил, КФК «Колос-Юг» утратило преимущественное право на приобретение арендованного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 59-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 2 статьи 4 Закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 при согласии субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств направления в 2009 году предложения о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества и договора купли-продажи арендуемого имущества, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого отказа от 16.10.2015 года по причине не подписания договоров купли-продажи и залога арендованного имущества в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.226, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования главы КФХ «Колос-Юг» Фролова М.В. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронского района удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ от 16.10.2015г. в реализации имущественного права крестьянского фермерского хозяйства «Колос-Юг» на приобретение в собственность арендуемого муниципального недвижимого имущества.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца через Апшеронский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2015 г.