ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1506/2017 от 10.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1506/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2017 года г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Манкевич Н.И.,

при секретаре Черновой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску МЛГ к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-7», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

МЛГ обратилась с административным иском (с учетом уточненного иска) к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-7», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81).

В обоснование исковых требований указала, что МЛГ является председателем Комитета территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) «Ленинский-7». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ленинского района г. Челябинска с заявлением о регистрации Устава комитета ТОС «Ленинский-7» (л.д. 85). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией района ей было отказано в регистрации Устава, поскольку выявлены пункты, которые не соответствуют нормам Положения о ТОС в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, в связи с чем представленные на регистрацию документы были возращена МЛГ (л.д. 86) ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ленинского района г. Челябинска с заявлением о регистрации изменений и дополнений от <данные изъяты> в устав ТОС «Ленинский-7», принятых и утвержденных конференцией ДД.ММ.ГГГГ. Глава Ленинского района г. Челябинска письмом от ДД.ММ.ГГГГ вернул истцу представленные документы, указав, что в Уставе содержатся пункты, которые противоречат нормам Положения о территориальном общественном самоуправлении Ленинского района г. Челябинска, утвержденном Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. Считает возврат предоставленных на регистрацию документов незаконным, поскольку возвращение документов в произведенной Главой Ленинского района г. Челябинска форме, не предусмотрено действующим законодательством и Положением о территориальном общественном самоуправлении Ленинского района г. Челябинска. Полагает, что возврат документов произведен Главой Ленинского района г. Челябинска с превышением полномочий.

Административный истец МЛГ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного истца КГИ в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что Устав ТОС «Ленинский-7» ранее был зарегистрирован в Администрации г. Челябинска и до настоящего времени ТОС «Ленинский-3» является самостоятельным субъектом. У Главы Ленинского района г. Челябинска отсутствуют полномочия на возвращение документов о регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-3». Разрешение вопроса об отказе в регистрации изменений и дополнений в Уставы ТОС должно находиться в компетенции соответствующего структурного подразделения, созданного в Администрации Ленинского района г. Челябинска, а не единолично Главы Ленинского района г. Челябинска. Отказ в регистрации в виде возврата документов не предусмотрен действующим законодательством.

Представитель административного ответчика Администрации Ленинского района г. Челябинска, действующая на основании доверенности МАВ., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска с учетом представленных письменных возражений (л.д. 82-84), указав, что администрацией района отказано в регистрации представленных ФИО1 документов, поскольку имелись пункты, которые противоречат нормам Положения, а именно пункты 3, 7, 21, пункт 22 в части отсутствия права органов местного самоуправления на проверку Устава ТОС, пункт 39 в части порядка поощрения руководителей органов ТОС, пункт 40. В связи с этим документы были возращены заявителю письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Также представитель ответчика указала, что полномочия Главы Ленинского района прописаны в Уставе Ленинского района г. Челябинска (л.д. 115-147).

Заинтересованное лицо Администрация г. Челябинска в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, представили письменное мнение на исковое заявление (л.д. 99, 100-101), согласно которому в каждом внутригородском районе г. Челябинска определен самостоятельный порядок работы территориального общественного самоуправления. В рамках имеющихся полномочий Администрацией Ленинского района г. Челябинска было рассмотрено заявление истца и направлен мотивированный ответ, соответствующий требованиям законодательства.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Гарантированное статьей 130 Конституции РФ право населения соответствующего муниципального образования на самоуправление получило дальнейшее развитие и в других законодательных актах, в том числе в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Положениями ст. 27 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (часть 1).

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС (часть 2).

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (часть 4).

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6).

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся, в том числе установление структуры ТОС, избрание его органов, принятие устава, определение основных направлений деятельности (часть 7).

Как следует из положений ч. 5 ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района.

Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (чч. 5, 11 ст. 27 Федерального закона).

В соответствии с Законом Челябинской области от 10.06.2014 г. № 706-ЗО «О статусе Челябинского городского округа и статусе, и границах внутригородских районов в составе Челябинского городского округа» в составе Челябинского городского округа с внутригородским делением образованы внутригородские районы: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. С момента образования, указанные внутригородские районы являются самостоятельными внутригородскими муниципальными образованиями. В каждом районе образованы органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность по решению вопросов местного значения на основании соответствующего устава внутригородского района.

В целях регулирования порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления Решением Челябинского городского Думы от 24.11.2015 № 15/24 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (л.д. 89-92).

Указанным Решением признано утратившим силу Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/18 «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске», на основании которого Администрацией г. Челябинска осуществлялась регистрация уставов территориального общественного самоуправления.

В настоящее время территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами на части территории внутригородского района.

Согласно п. 5 вышеуказанного Положения полномочиями по регистрации уставов ТОС наделены уполномоченные органы местного самоуправления соответствующих внутригородских районов г. Челябинска. Вновь созданные органы местного самоуправления внутригородских районов г. Челябинска не являются правопреемниками ранее действовавших районных администраций, которые являлись территориальными подразделениями Администрации г. Челябинска.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает возможность вмешательства в деятельность внутригородских районов, осуществляемую органами местного самоуправления внутригородских районов самостоятельно.

В соответствии с п. 13 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением, порядок организации и осуществления ТОС определяются уставами внутригородских районов и (или) нормативными правовыми актами Советов депутатов внутригородских районов и уставами ТОС.

На территории Ленинского района г. Челябинска Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от 03.03.2016 №15/8 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, которым определен порядок деятельности территориального общественного самоуправления (л.д. 56-70).

В силу п. 59 Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, структурное подразделение администрации района, курирующее работу ТОС в районе, вправе отказать в регистрации устава ТОС в случае его противоречия нормам указанного Положения и (или) несоблюдения установленного порядка организации ТОС.

Согласно Протоколу отчетной конференции территориального общественного самоуправления «Ленинский-7» от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение зарегистрировать КТОС «Ленинский-7» (л.д. 18-20).

ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета ТОС «Ленинский-7» МЛГ обратилась в администрацию Ленинского района г. Челябинска с заявлением о регистрации Устава комитета ТОС «Ленинский-7» (л.д. 85).

Администрацией Ленинского района г. Челябинска в адрес МЛГ дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ в котором разъяснено, что в регистрации Устава отказано, поскольку выявлены пункты, которые не соответствуют нормам Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска, в связи с чем представленные на регистрацию документы были возращены МЛГ (л.д. 86).

ДД.ММ.ГГГГМЛГ повторно обратилась в Администрацию Ленинского района г. Челябинска с аналогичным заявлением о регистрации изменений в Устав ТОС «Ленинский-7» <данные изъяты>, принятых и утвержденных конференцией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87).

Администрацией Ленинского района г. Челябинска представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ в котором МЛГ вторично даны разъяснения об отсутствии оснований для регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС «Ленинский-7» от <данные изъяты>, в связи с чем представленные на регистрацию документы возращены заявителю (л.д. 88).

В соответствии с п. 21 Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (утв. Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что устав ТОС регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района.

Между тем, МЛГ обращалась в администрацию района с заявлением о регистрации изменений и дополнений от <данные изъяты> в Устав ТОС «Лениский-7», зарегистрированный в <данные изъяты> Администрацией <адрес> (л.д. 27-34).

Согласно Протоколу отчетной конференции ТОС «Ленинский-7» от ДД.ММ.ГГГГ, участники конференции постановили о необходимости перерегистрировать в администрации района Устав ТОС «Ленинский-7» от ДД.ММ.ГГГГ, внесенные изменения и дополнения от <данные изъяты> (л.д.18-20).

Тогда как Положением о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением определено, что ТОС считается учрежденным именно с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего внутригородского района, а не с момента регистрации изменений и дополнений в уставы ТОС.

Названным Положением не предусмотрена возможность регистрации уже зарегистрированных уставов, а также регистрация изменений и дополнений, внесенных в устав, который является ранее зарегистрированным другим органом.

Более того, Администрацией Ленинского района г. Челябинска установлено, что разделы 1 (пп. 1.2, 1.3), 1 (п. 2.1), 4 (пп. 4.3., 4.6), 5 (п. 5.8 подп. 8), 8 (п. 8.1), 9 (п. 9.1) Устава ТОС «Ленинский-7» противоречат Положению о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска.

Доводы стороны истца о том, что возврат документов произведен Главой Ленинского района г. Челябинска с превышением его должностных полномочий не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.

Полномочия Главы Ленинского района г. Челябинска определены в Уставе Ленинского района г. Челябинска (л.д. 115-164).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Устава Ленинского района г. Челябинска, Глава Ленинского района, возглавляя администрацию Ленинского района, осуществляет полномочия, в частности, по обеспечению осуществления администрацией Ленинского района полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в статье 6 настоящего Устава и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области; по организации приема граждан, рассмотрению обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, принятию по ним решения.

Таким образом, полномочия Главы Ленинского района г. Челябинска, в части подписания решений, принятых по результатам рассмотрения обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, Уставом не ограничены.

Из изложенного следует, что Глава Ленинского района г. Челябинска имел право подписывать решения, принятые в результате рассмотрения заявлений МЛГ, в том числе и оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Закрепленная в ст. 10 Конституции РФ норма, делит власть на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений другой ветви власти. Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль за эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти. Вмешательство одной из ветвей власти в компетенцию какой-либо другой ветви власти противоречит Конституции РФ.

Таким образом, ссылки стороны истца, направленные на устранение пробела в правовом регулировании в отношении зарегистрированных ранее в Администрации г. Челябинска уставов территориального общественного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд не вправе вмешиваться в деятельность Челябинской городской Думы и Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска, выходить за рамки правового поля, установленного для него законом, и восполнять пробелы в правовом регулировании, то есть подменять законодателя. Такое дополнительное регулирование должно осуществляться в рамках компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

Более того, в ходе рассмотрения настоящего административного дела было установлено, что Администрация Ленинского района г. Челябинска обращалась в Администрацию г. Челябинска с заявлением об отсутствии правового регулирования в отношении ТОС, зарегистрированных ранее Администрацией г. Челябинска в соответствии с утратившим в настоящее время силу Положением о территориальном общественном самоуправлении в г. Челябинске (утв. Решением Челябинской городской Думы от 19.02.2013 г. № 40/22), и просьбой принять решение по указанному вопросу.

Исследовав фактические обстоятельства дела, доводы участников процесса в их совокупности, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Ленинского района г. Челябинска об отказе в регистрации изменений и дополнений зарегистрированного в <данные изъяты> Устава ТОС «Ленинский-7» и возвращении документов, является правомерным, поскольку вынесено в рамках полномочий органа местного самоуправления и основано как на нормах Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и на требованиях Положения о территориальном общественном самоуправлении в границах Челябинского городского округа с внутригородским делением (утв. Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ), а также Положения о территориальном общественном самоуправлении в Ленинском районе г. Челябинска (утв. Решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с чем, требования истца о признании незаконным письма Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав суд полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска МЛГ к Администрации Ленинского района г. Челябинска о признании незаконным письма от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Ленинского района г. Челябинска и возложении обязанности зарегистрировать изменения и дополнения в Устав ТОС «Ленинский-7», принятые и утвержденные конференцией ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Манкевич