Дело № 2а-1509/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2019 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при секретаре Лысцовой Н.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным отказ в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на нежилое помещение в многоквартирном доме, возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№; возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца в виде осуществления постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение <адрес>
В обоснование заявленных требований указала, что решением ....... районного суда города Перми от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право собственности на объекты недвижимости – однокомнатную квартиру №., расположенной на третьем этаже дома № по <адрес>, и части нежилого (чердачно-мансардного) помещения <адрес>. При этом в решении суда указано, что оно является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве ее собственности на однокомнатную квартиру и часть нежилого (чердачного) помещения. На основании указанного решения она обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности, к которому были приложены технический план помещения от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность представителя, чек об уплате государственной пошлины и копия решения суда. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил ей о приостановлении государственной регистрации сроком до ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью регистрации реконструкции здания с кадастровым номером №, в пределах которого осуществляется постановка помещения на кадастровый учет. В связи с истечением приостановления и не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, административный ответчик уведомил ее об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что указанный отказ является незаконным, поскольку препятствует исполнению вступившего в законную силу решения ....... районного суда города Перми и распоряжению принадлежащего ей имуществом. Она не подавала заявление на регистрацию здания, она подавала заявление только на регистрацию помещений, которые признаны ее собственностью по решению суда, а административный ответчик не выполняет решение суда и устанавливает незаконные требования. Указанное здание является ранее учтенным и не подлежит повторной постановке на кадастровый учет.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству Кировского районного суда города Перми.
В судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ, объявлен перерыв на ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Заинтересованное лицо департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.
В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Из материалов дела следует, что решением ....... районного суда города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: «Признать недействительным договор купли-продажи квартиры № кв.м. в доме № по <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между И. и О. в части. Признать отсутствующим зарегистрированное право О. в отношении частей квартиры № - помещений № (26,9 м2), № (2,4 м2), № (3,8 м2), № (3,9 м2) площадью 36,65 кв.м.в доме по <адрес>, образующих квартиру № Решение является основанием для погашения (аннулирования) Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи № от ДД.ММ.ГГГГ о правах О. в отношении части квартиры № - помещений № (26,9 м2), № (2,4 м2), № (3,8 м2), № (3,9 м2) площадью 36,65 кв.м. в доме по <адрес>. Признать жилые помещения № (26,9 м2), № (2,4 м2), № (3,8 м2), № (3,9 м2), расположенные в квартире № площадью 78,4 м2 (кадастровый №) в доме № по <адрес>, однокомнатной квартирой № общей площадью 36,65 кв.м. Признать за ФИО3 право собственности на объекты недвижимости – однокомнатную квартиру № общей площадью 36,65 кв.м., расположенной на третьем этаже дома № по <адрес>, и часть нежилого (чердачного - мансардного) помещения общей площадью 132,21 кв.м., в многоквартирном доме по <адрес>. Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ФИО3 на однокомнатную квартиру № общей площадью 36,65 кв.м. на третьем этаже и часть нежилого (чердачного) помещения общей площадью 132,21 кв.м., в многоквартирном доме № по <адрес>. Взыскать солидарно с И., О. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 24197,13 руб.».
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Кроме того, пунктом 5 части 2 статьи 14 указанного закона установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются также вступившие в законную силу судебные акты.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочего, являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в лице своего представителя, обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение <адрес>, с приложением технического плана помещения, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием объекта, копии решения ....... районного суда города Перми от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам правовой экспертизы, государственным регистратором, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принято решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, рекомендовано обратиться за учетом изменений характеристик здания с кадастровым номером 59:01:1713104:245, поскольку указанное здание, в пределах которого осуществляется постановка помещения, является трехэтажным (согласно разрешению на строительство, проектной документации); постановка помещения осуществляется на чердачно-мансардном этаже, который не учтен в площади и этажности здания, что свидетельствует о реконструкции здания.
Действительно, как следует из документов, имеющихся в распоряжении государственного регистратора при рассмотрении заявления ФИО3, в Едином государственном реестре недвижимости содержаться сведения относительно здания – Многоквартирный жилой дом, 3-этажный, площадью 1931,2 кв.м., кадастровый №, в котором за административным истцом судом признано право собственности на нежилое помещение. При этом согласно представленной для постановки на кадастровый учет проектной и разрешительной документации, дом состоит из трех этажей, сведений о наличии чердачно-мансартного этажа и нежилых помещений не представлено.
Проанализировав представленные на государственную регистрацию документы, государственный регистратор отказал в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, в силу положений статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», о чем государственным регистратором издано соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№
В обоснование отказа государственным регистратором указано, что постановка на государственный кадастровый учет указанного помещения возможна лишь в случае одновременной постановки на кадастровый учет изменений характеристик всего здания, однако с таким заявлением, с приложением соответствующего технического плана здания, заявителем не представлено.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает ее права и законные интересы, ФИО3 обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
Из материалов дела следует, что жилой дом, 3-этажный, <адрес>, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, является учтенным объектом, в состав которого площадь спорного нежилого помещения, находящегося на чердачно-мансардном этаже, не включена в общую площадь жилого дом. Данное обстоятельство подтверждается разрешениями на строительство; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; техническим планом здания, подготовленным кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, и 19 помещений в нем, в том числе, 18 жилых и 1 нежилое помещение, в результате завершения строительства здания; проектной документацией. Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
По смыслу статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» все помещения в здании учитываются в его составе. Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, однако не выводит эти помещения из состава здания и не допускает изменения его характеристик как объекта кадастрового учета. В свою очередь, реконструкция помещений в здании, в результате которой увеличивается площадь или иные подлежащие учету характеристики, влечет изменение кадастровых характеристик всего здания.
Следовательно, осуществление кадастрового учета спорного помещения без внесения соответствующих изменений в сведения о здании в целом в такой ситуации является недопустимым. То обстоятельство, что право собственности на спорное помещение признано за административным истцом на основании судебного акта не является основанием для изменения, предусмотренного законом порядка кадастрового учета помещений, учитывая, в том числе то, что в решении суда вопрос о порядке кадастрового учета такого помещения в этом доме не разрешен. В случае неясности порядка и способа исполнения решения суда административный истец не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Пункт 6 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прямо предусматривает, что государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали основания для постановки на кадастровый учет вышеуказанного помещения, поскольку сведения, содержащиеся в представленном для кадастрового учета техническом плане помещения, не соответствуют сведениям об объекте недвижимости - жилом доме, в котором расположено данное помещение, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьи 87 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на нежилое помещение в многоквартирном доме, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Суд при рассмотрении дела не усмотрел несоответствий оспариваемого отказа положениям действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая соответствие оспариваемого отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отсутствие нарушенных прав и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№; возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца в виде осуществления постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на нежилое помещение <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.О. Хузяхралов
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.