ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/20 от 29.06.2020 Шамильского районного суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 29 июня 2020 г.

Шамильский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Хайбулаева М.Р.

с участием административного истца главы администрации МО СП «сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А., его представителя адвоката Дибирова Д.Ш.

административных ответчиков: прокурора <адрес> РД Исмаилова Р.И., председателя Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» Анжоева М.З., его представителя - адвоката Гаджимагомедова З.М.

при секретаре судебного заседания Магомедовой П.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А. к прокуратуре <адрес> РД и Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконным и отмене: протеста прокурора <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на постановление -у от года администрации МО «Бежтинский участок» «О назначении конкурсной комиссии, Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский», решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от 03.08.2017г. «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального образования», и от 16.03.2018г. «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с 19.03.2018г. заместителя главы Раджабову Хабсат Гасановну»,

Установил:

Административный истец Магомедов МА. обратился в Тляратинский районный суд с указанным исковым заявлением, в котором в описании обстоятельств дела и мотивировки заявленных требований указал следующее, протесты от ДД.ММ.ГГГГ прокурора <адрес> о признании незаконными и отмене: постановления администрации МО «Бежтинский участок» от ДД.ММ.ГГГГ-у «О назначении конкурсной комиссии»; решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального района»; от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность временно исполняющим обязанность главы АМО «сельсовет Бежтинский», противоречат положениям ст.44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми изменения и дополнения, внесённые в Устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, их полномочия, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего правовой акт о внесении в Устав таких изменений и дополнений. Указывали, что конкурсная комиссия, которая произвела отбор Магомедова М.А. на должность главы МО «сельсовет Бежтинский», назначена непосредственно после принятия Устава села в новой редакции. По мнению стороны административного истца, протесты внесены прокурором, также руководствуясь личными побуждениями. Далее указали, что во исполнение незаконных протестов прокурора Собранием депутатов МО «сельсовет Бежтинский» ДД.ММ.ГГГГ приняты решения № и 10, в соответствии с которыми отменены решения: от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» и от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального района» соответственно. При этом решением от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности главы МО «сельсовет Бежтинский» назначена Раджабова Х.Г. Считали, что поскольку протесты прокурора от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, то являются незаконными и подлежат отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ, 10 и 12, производные от указанных протестов прокурора. Обратили внимание суда на то, что Устав МО «сельсовет Бежтинский», утверждённый ДД.ММ.ГГГГ, не изменил структуру органов местного самоуправления и не разграничил полномочия между ними, а изменил лишь порядок избрания главы муниципального образования посредством отбора конкурсной комиссией кандидатов на должность главы МО «сельсовет Бежтинский». Пояснили, что в связи с этим положения приведенной нормы Федерального закона -Ф3 о вступлении в силу Устава после истечения срока полномочий представительного органа, его принявшего, не применяется. По мнению стороны административного истца, в результате указанных незаконных действий прокурора и Собрания депутатов административный истец, как глава муниципального образования «сельсовет Бежтинский», избранный Собранием депутатов «сельсовет Бежтинский» на основании предложения конкурсной комиссии, образованной решением Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» и постановлением Администрации МО «Бежтинский участок» от ДД.ММ.ГГГГ-у, незаконно отстранен от занимаемой должности, что создаёт неопределенность в работе исполнительного органа муниципального образования и препятствует надлежащему исполнению им должностных обязанностей.

В судебном заседании административный истец Магомедов М.А. и его представитель по доверенности адвокат Дибиров Д.Ш. полностью поддержали указанные выше требования и просили суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске. Дополнив доводы тем, что прокурором указанный протест принесен в защиту интересов определенного круга лиц и за пределами трехмесячного срока, установленного ст.219 КАС РФ, т.е. несвоевременно. Иных доводов не имеют.

Административный ответчик - прокурор <адрес> Исмаилов Р.И. в судебном заседании административный иск Магомедова М.А. не признали и просили в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. В
случаях выявления правовых актов, противоречащих закону, прокурор в
соответствии со ст.23 Закона «О прокуратуре» приносит протест в орган или
должностному лицу, издавшим их, либо в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством. Оспариваемые акты Собрания депутатов МО
«сельсовет Бежтинский» были отменены в полном объёме самим названным
органом самоуправления на основании внесенных прокуратурой Цунтинского
района протестов. В связи с этим судебного обжалования прокурором указанных
нормативно-правовых актов не было, прокурор ограничился лишь принесением
протестов в адрес Собрания депутатов. Действующим законодательством не
установлен и не определён срок для принесения протеста на тот или иной
нормативно-правовой акт. Обратил внимание суда на то, что Собрание депутатов
МО «сельсовет Бежтинский» и конкурсная комиссия, имея судебный запрет на
проведение конкурса, установленный определением Тляратинского районного суда
от ДД.ММ.ГГГГ, который не был отменён вышестоящей судебной инстанцией,
провели выборы на замещение должности главы администрации МО «сельсовет Бежтинский».

Представитель Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» Анжоев М.З. и его представитель-адвокат Газимагомедов З.М. исковые требования административного истца Магомедова М.А. не признали и просили суд отказать в полном объеме по следующим основаниям. <адрес> РД, Исмаилов Р.И. обратился с протестами от ДД.ММ.ГГГГ к Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконными и об отмене решений сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» «О конкурсе на должность главы МО» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский». Протесты прокурора <адрес> РД сессией Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены. Решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» (пятого созыва) признаны незаконными по причине того, что данные решения Собрания депутатов
МО «сельсовет Бежтинский» были приняты с грубым нарушением действующего
законодательства. В частности, основанием для отмены послужило, как отсутствие
кворума для принятия решения, так и проведение конкурса на должность главы МО
«сельсовет Бежтинский» при наличии судебного акта о запрете на проведение этого
конкурса. Кроме того, не состоятельным считал довод стороны административного
истца о том, что Устав МО «сельсовет Бежтинский», утверждённый ДД.ММ.ГГГГ,
не изменил структуру органов местного самоуправления и не разграничил
полномочия между ними, поскольку согласно изменениям, внесенным в Устав
решением Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ,
глава администрации МО «сельсовет Бежтинский» избирается на основании
предложения конкурсной комиссии, и он уже не является одновременно
председателем Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский», что, по их мнению влечет изменение структуры органа местного самоуправления. Кроме того, они считают, что протест прокурора не может быть обжалован в судебном порядке.

Заинтересованные лица администрация МО «Бежтинский участок» и Раджабова Х.Г. надлежаще извещенные в судебное заседание не явились и Раджабова Х.Г. представила заявление о рассмотрении дела без её участия.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий, самостоятельно, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч.З ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно частям 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно ст. 13 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого
действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого

действия (бездействия), если такие основания предусмотрены

нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

На основании положений ч.1, 2 ст. 15, КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Таким образом, для удовлетворения требований о признании незаконными действий или решений должностных лиц необходима совокупность таких условий, как не соответствие требованиям закона принятого должностным лицом решения (совершение действий) и нарушение прав и свобод административного истца. Отсутствие одного из этих условий исключает возможность удовлетворения административного иска.

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Решением сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>.

Основанием для принятия данным представительным органом Устава МО «сельсовет Бежтинский» явились административно-территориальные изменения, а именно образование в составе МО «<адрес>» новых сёл Исо, Джамо и Балатури, а также изменения в части формирования органов местного самоуправления и избрания его главы в соответствии с принятым Законом Республики Дагестан изменениями относительно порядка избрания главы местного самоуправления.

В частности, в ч.2 ст.30 указанного Устава внесено изменение, согласно которому глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.

Прежний Устав МО «сельсовет Бежтинский», принятый Собранием депутатов сельского поселения МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривал избрание главы муниципального образования сельского поселения «сельсовет Бежтинский» Собранием депутатов из своего состава и согласно ч.2 ст.23 и ч.2 ст.25 глава сельского поселения одновременно возглавлял администрацию и исполнял полномочия председателя Собрания депутатов сельского поселения, руководил работой Собрания депутатов сельского поселения, подписывал решения и приказы по вопросам организации работы Собрания депутатов сельского поселения.

Административный истец Магомедов М.А. избран ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «сельсовет Бежтинский» в соответствии с ч.2 ст.30 Устава МО «сельсовет Бежтинский», утверждённого решением сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» Бежтинского участка <адрес> РД.от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет.

Нормативно - правовыми актами, послужившими основанием назначения Магомедова М.А. главой администрации МО «сельсовет Бежтинский» явились также решения от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального района», от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А.», принятые Собранием депутатов МО «сельсовет Бежтинский», и постановление главы МО «Бежтинский участок «О назначении конкурсной комиссии».

<адрес> в связи с поступившими из прокуратуры Республики Дагестан обращениями депутатов МО «сельсовет Бежтинский» Халикова М.Р. и др. на имя Врио Главы РД Васильева В.А., произвела проверку и внесла протесты от ДД.ММ.ГГГГ (три протеста, датированные указанным числом и под одним номером) на имя главы МО «Бежтинский участок» об отмене Постановления главы МО «Бежтинский участок» от ДД.ММ.ГГГГ-у «О назначении конкурсной комиссии» по избранию главы МО «сельсовет Бежтинский» и на имя Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» об отмене решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального района» и от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А., признав их принятыми с нарушениями действующего законодательства.

Сессия собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский», рассмотрев протесты прокурора <адрес>, отменила решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приняв ДД.ММ.ГГГГ соответственно решения №, 9, и указав, что они противоречат закону. При этом решением от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» назначила Раджабову Х.Г.

Главой МО «Бежтинский участок» письмом от ДД.ММ.ГГГГ-у протест о признании постановления главы МО «Бежтинский участок» от ДД.ММ.ГГГГ-у «О назначении конкурсной комиссии», отклонён, ссылаясь на наличие неоконченного судебного спора по поводу принятия данного постановления.

Анжоев Г.З. и Джабуев С.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» и конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконным и отмене решения сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский».

Судьёй Тляратинского районного суда по данному делу вынесено от ДД.ММ.ГГГГ определение, которым постановлено: «Принять меры предварительной защиты административного иска Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. к Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» и конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконным и отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский», а именно -запретить Конкурсной комиссии проведение конкурса на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» до вынесения судом решения по настоящему административному исковому заявлению.

Решением Тляратинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционная инстанция Верховного суда Республики Дагестан, рассмотрела апелляционную жалобу адвоката Газимагомедова З.М. в интересах административных истцов Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. и постановила: «Решение Тляратинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение. Административный иск Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. о признании незаконным и отмене решения сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» Бежтинского участка <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский» Бежтинского участка <адрес> РД удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» Бежтинского участка <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский».

Апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ частная жалоба представителя администрации МО «сельсовет Бежтинский» Мусаева Ш.А. об отмене определения судьи Тляратинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о запрете Конкурсной комиссии проведение конкурса на должность главь MО «сельсовет Бежтинский» оставлена без рассмотрения по существу.

Суд полагает, что административные исковые требования главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А. к прокурору <адрес> РД и Собранию депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» о признании протестов прокурора <адрес> РД и решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» незаконными возникли в рамках искового требования Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. о признании незаконным и отмене решения сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» Бежтинского участка <адрес> РД от 06.06.2017г «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский».

Определением Тляратинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по иску Магомедова МА. к прокурору <адрес> РД и Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконными и отмене протестов прокурора <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ и решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>, соответственно: №>9 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального образования» и от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» РаджабоваХ.Г.» производством было прекращено.

Апелляционная инстанция Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ определение Тляратинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ отменила и направила дело на новое рассмотрение по существу административного искового заявления Магомедова М.А.

Суд апелляционной инстанции в своем определении указал, что административные исковые требования административного истца Магомедова М.А. по

настоящему административному делу не тождественны ранее рассмотренному заявлению Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. как по субъективному составу сторон, так и по приведенным основаниям.

Также, суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции не было учтено, что обращение административных истцов Анжоева Г.З. и Джабуева С.С. по другому административному делу, результатом рассмотрения которого явились приведенные выше судебные акты (решение Тляратинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ), были обусловлены признанием незаконным и отменой решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Бежтинский» «Об утверждении Устава МО «сельсовет Бежтинский» от 06.06.2017г . По настоящему административному иску является признание незаконными протестов прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и они отличны, поэтому производство по настоящему делу не могло быть прекращено.

В силу ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении в соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность, руководствуясь установленным порядком рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры (статья 10).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21).

При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление или приносит протест (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24).Полномочиями на принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, наделен прокурор или его заместитель (пункт 1 статьи 23).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О

результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (пункт 2 статьи 23).

Основанием для внесения протеста на решения сессий Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» послужила проведенная прокуратурой <адрес> РД проверка на основании поступившего обращении депутата МО «сельсовет Бежтинский», полагавшего, что решение сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» не соответствует интересам граждан МО «сельсовет Бежтинский».

Протест принесен уполномоченным на то должностным лицом - прокурором <адрес> РД Исмаиловым Р.И. и адресован должностному лицу -председателю Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» Анжоеву М.З.

Согласно статьи 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Российской Федерации -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

На основании части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами местного самоуправления, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки -обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Таким образом, протест прокурора является формой прокурорского реагирования на нарушение закона и действующим административным законодательством (ст.1 КАС РФ) не предусмотрена такая форма защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и

обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий как обжалование в суд протеста прокурора об устранении нарушений закона.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям должностных лиц относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Между тем, по смыслу взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре (статья 1, пункт 2 статьи 21, статья 23), сам по себе протест прокурора не является документом (решением) властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом и содержащим обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений, предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц. Таким образом, акт прокурорского реагирования в форме протеста не обладает признаками ненормативного правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена в порядке главы 22 КАС РФ, так как не содержит распорядительно-властных предписаний, носит рекомендательный, информационный характер и не порождает обязанность администрации АГО по безусловному исполнению содержащегося в нем требования.

Протест прокурора по своей правовой природе не может быть исполнен принудительно, направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

Принесением протеста прокурора на административного ответчика возлагается лишь обязанность рассмотреть протест в установленный срок. Однако неисполнение требования прокурора по отмене решения сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский», изложенного в протесте от ДД.ММ.ГГГГ, не влечет для Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» негативных последствий, следовательно, права административного истца не нарушает. Обязанность по рассмотрению протеста прокурора установлена законом, а потому, не может быть расценена как нарушение прав административного истца. При этом следует отметить, что вопрос о законности нормативно-правового акта, в отношении которого принесен протест, решается в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, не является предметом рассмотрения в рамках заявленных требований.

Как следует из материалов дела, предметом спора является признание незаконным протестов прокурора <адрес> РД за от ДД.ММ.ГГГГ и решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на

должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от года «О конкурсе на должность главы муниципального образования» и от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» РаджабоваХ.Г.».

При разрешении данных требований необходимыми условиями для

удовлетворения иска выступают несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, а также нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Поскольку в нарушение положений частей 9,11 ст.226 КАС РФ административным истцом не доказаны приведенные выше обстоятельства, не представлены доказательства того, что обжалуемые решения не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд находит не состоятельным утверждение административного истца Магомедова М.А. о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми решениями Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>,10 и 12 от 16.03.2018г., которые приняты ответчиком на основании вышеуказанных протестов прокурора <адрес> РД.

В материалах дела имеется решение Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ, протокол сессии Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и список (извещения) депутатов, принявших участие в обсуждении протестов прокурора (л.д.31 -3 5). Изучением указанных документов установлено, что на заседании при рассмотрении протестов прокурора участвовало 7 из 10 депутатов, которые единогласно проголосовали за их удовлетворение и отмену решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы МО «сельсовет Бежтинский», от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский», как принятие незаконно при отсутствии кворума, а также за принятие решения «О назначении на должность временно исполняющим обязанности главы АМО «сельсовет Бежтинский» Раджабовой Х.Г.

В силу ч.1 ст.61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

При указанных выше обстоятельствах, установленных судом, в
удовлетворении требований административного истца о признании незаконными и
отмене протестов прокурора <адрес> РД Исмаилова Р.И. за -
2018г. от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать. Суд не находит основанным на законе утверждение административного истца и его представителя Дибирова Д.Ш. о несвоевременном опротестовании прокуратурой <адрес> РД решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» пятого созыва за от ДД.ММ.ГГГГ «О-конкурсе на должность главы МО «сельсовет Бежтинский»» и от 9ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы МО «сельсовет Бежтинский»» соответственно в силу следующего.

Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституции РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ,&apos; постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе устав муниципального образования, который является актом высшее юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие, применятся на всей территории муниципального образования. Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения -нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер. Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов, снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

В силу требований п.1 ч.Ю ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим ФЗ для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по <адрес>.

Согласно ч.1.1 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Статья 44 Устава МО «сельсовет Бежтинский» гласит: «Устав сельского поселения, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав поселения принимаются Собранием депутатов сельского поселения большинством в 2/3 голоса от установленной численности депутатов».

Однако при внесении в Устав изменений, решением сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» (пятого созыва) от ДД.ММ.ГГГГ нарушены вышеуказанные требования Устава МО «сельсовет Бежтинский».

Статьями 24 Устава МО «<адрес>» и Устава МО "сельсовет Бежтинский" предусмотрено, что Собрание депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах. Срок полномочий Собрания депутатов сельского поселения составляет 5 лет. Заседание Собрания депутатов сельского поселения правомочно при присутствии на нем более половины избранных депутатов. Заседания Собрание депутатов проводятся не реже одного раза в три месяца. Собрание депутатов сельского поселения двумя третями голосов от установленной численности депутатов принимает решения по вопросам утверждения Устава сельского поселения, внесения изменений и дополнений в Устав сельского поселения. Решения Собрания депутатов сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов сельского поселения, если иное не установлено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3. По остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

С учетом приведенных норм, для признания заседания Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» правомочным при принятии решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения, необходимо присутствие не менее 6 и 10 депутатов от установленной Уставом численности депутатов.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон -Ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац второй части 1 статьи 6); в частности, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом ^муниципального образования; в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации; в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 2 и части 3.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

По мнению суда, не является состоятельным с правовой точки зрения довод, высказанный в суде стороной административного истца о том, что Устав МО «сельсовет Бежтинский», утверждённый ДД.ММ.ГГГГ, не изменил структуру органов местного самоуправления и не разграничил полномочия между ними, а изменил лишь порядок избрания главы муниципального образования посредством отбора конкурсной комиссией кандидатов на должность главы МО «сельсовет Бежтинский» и, что в связи с этим положения приведенной нормы Федерального закона -Ф3 о вступлении в силу Устава после истечения срока полномочий представительного органа, его принявшего, не применяется.

Данный довод истца и его представителя опровергается правовой нормой, содержащейся в ч.2 ст.ЗО Устава МО «сельсовет Бежтинский», которая установила иной порядок избрания главы названного сельского поселения: из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и разграничила полномочия между главой сельского поселения и Собранием депутатов сельского поселения, лишив первого прав по руководству работой Собрания депутатов сельского поселения, подписанию решений и приказов по вопросам организации работы Собрания депутатов сельского поселения.

Согласно информации Управления МЮ РФ по РД изменения и дополнения, регламентированные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №204-ФЗ, в Устав МО «сельсовет Бежтинский», принятый решением Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД за от ДД.ММ.ГГГГ, не внесены, т.е. Устав МО «сельсовет Бежтинский» не приведён в соответствие с действующим законодательством, что свидетельствует об обоснованности протестов прокурора <адрес>.

Суд находит несостоятельным утверждение административного истца Магомедова M.A. и его представителя o том, что решение сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от 16.03.2018г. «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с 19.03.2018г. заместителя главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Раджабова Х.Г.» является незаконным.

В случае досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения либо невозможности их осуществления, его полномочия, за исключением полномочий председателя Собрания депутатов, до вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения временно исполняет заместитель главы администрации в соответствии с правовым актом администрации о распределении обязанностей либо со специально изданным по данному вопросу правовым актом администрации в соответствии с настоящим уставом (ч.З ст.32 Устава МО «сельсовет Бежтинский»).

Согласно ч.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как установлено судом, определением Тляратинского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу приняты предварительные обеспечительные меры, в том числе о запрете Конкурсной комиссии проведение конкурса на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский». Соответственно, Собранием депутатов МО «сельсовет Бежтинский» правильно удовлетворены протесты прокурора <адрес> о признании решения Собрания депутатов (пятого созыва) МО «сельсовет Бежтинский» «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ и «О конкурсе на должность главы муниципального образования» незаконным от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании исследования всех предоставленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу о недоказанности истцом указанных им оснований административного иска, а решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>, соответственно: от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский»; от 03.08.2017г. «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального образования», и от ДД.ММ.ГГГГ. «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Раджабова Х.Г.»,- превышения полномочий Собранием депутатов МО «сельсовет Бежтинский» либо использование их вопреки законным целям и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества при организации назначения, проведения и вынесении оспариваемых решений, а также несоответствие данных решений требованиям федерального, регионального и муниципального законодательства, в ходе судебного разбирательства не установлено.

При этом суд также приходит к выводу, что оспариваемыми решениями Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» не нарушены конституционные права истца и не созданы препятствия осуществлению указанных прав, свобод и реализации законных интересов избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, установленных судом, административное исковое заявление Магомедова М.А. к прокурору <адрес> РД и Собранию депутатов МО «сельсовет Бежтинский» о признании незаконными и отмене протестов прокурора <адрес> РД за от ДД.ММ.ГГГГ и решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» <адрес>, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский»; 1-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального образования», и от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Раджабовой Х.Г.», - удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» Магомедова М.А. о признании незаконным и отмене: протеста прокурора <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ на постановление -у от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Бежтинский участок» «О назначении конкурсной комиссии» и решений Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения Собрания депутатов МО «сельсовет Бежтинский» от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе на должность главы муниципального района», и от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющим обязанности на должность главы администрации МО «сельсовет Бежтинский» с 19.03.2018г. заместителя главы Раджабовой Хабсат Гасановны» - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным,делам Верховного суда Республики Дагестан через Шамильский районный суд в течение одного месяца со дня получения копии мотивированного решения.