ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-150/2022 от 11.07.2022 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 июля 2022 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Шоноеве С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-150/2022 (УИД 38RS0001-01-2021-004760-28) по административному иску ВГВ к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ангарскому городскому округу о признании незаконными регистрационные действия, возложении обязанности восстановить учет транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ВГВ обратился с административным иском, уточненным в соответствии со ст. 46 КАС РФ, к УМВД России по Ангарскому городскому округу о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения, указав, что является владельцем автомобиля <данные изъяты>, ** года выпуска, государственный регистрационный знак . Данный автомобиль состоял на регистрационном учете в РЭО ГИБДД ... с **. В ** года ему стало известно, что неизвестные лица по доверенности сняли в РЭО ГИБДД ... с регистрационного учета указанный автомобиль, оформили на его имя автомобиль <данные изъяты>, а затем присвоили регистрационный номер другому автомобилю. В результате указанных действий была аннулирована регистрация автомобиля <данные изъяты>, года выпуска, государственный регистрационный знак , а он лишен возможности пользоваться автомобилем. По заявлению правоохранительными органами в возбуждении уголовного дела было отказано. Вместе с тем, полагает, что имеются основания для признания незаконными регистрационные действия в отношении автомобиля <данные изъяты>, ** года выпуска, государственный регистрационный знак , поскольку сотрудниками ГИБДД был нарушен Административный регламент МВД РФ о предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства, а именно, при приеме заявления для государственной услуги сотрудниками ГИБДД не была проведена проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с формированием и направлением межведомственного запроса, также не была проведена проверка полноты сведений о владельце транспортного средства. В частности, в доверенности неверно указано имя собственника транспортного средства.

Административный истец ВГВ просит признать незаконными регистрационные действия в отношении автомобиля <данные изъяты>, ** года выпуска, государственный регистрационный знак , совершенные сотрудниками РЭО ГИБДД УМВД по АГО от **, **, **, обязать РЭО ГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу восстановить учет транспортного средства автомобиля <данные изъяты>, ** года выпуска, с восстановлением государственного регистрационного знака , за собственником ВГВ

** определением Ангарского городского суда Иркутской области к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц государственные инспекторы БДД РЭО ГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу АНА, ЛНС, МВА.

В судебном заседании административный истец ВГВ, его представитель адвокат ССН, действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали по доводам административного иска. Суду дополнив, что действительно, свидетельство о регистрации автомашины на имя ВГВ содержит описку в части имени, но указанная описка была устранена в тот же день, кем и когда точно внесено исправление пояснить не смоли. Полагают, что при проведении оспариваемых регистрационных действиях был нарушен порядок межведомственных запросов, сведения в доверенностях не проверены надлежащим образом. полагают, что карточка учета транспортного средства не содержала неверных данных, т.к. ВГВ начислялся транспортный налог, который взыскивался в судебном порядке. Полагают, что срок для обращения в суд не пропущен, т.к. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено **. Просят административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика УМВД РФ по АГО КНВ, действующая по доверенности, заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражений, указав, что в действиях должностных лиц РЭО ГИБДД не было нарушений Административного регламента предоставления государственной услуги. Заявила о пропуске срока для подачи административного искового заявления. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованные лица - государственные инспекторы БДД РЭО ГИБДД УМВД России по Ангарскому городскому округу АНА, ЛНС, МВА в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. МВА в письменном отзыве на иск указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

Рассматривая ходатайство представителя административного ответчика о пропуске срока для подачи административного иска в суд, суд не находит оснований для его удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пояснениям административного истца, первоначально за защитой своих нарушенных прав он обратился в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дел в отношении неизвестных лиц, в результате действий которых были нарушены его права. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ** истец узнал о нарушении его право сотрудниками РЭО ГИБДД, после чего он обратился в суд **, в установленный трехмесячный срок.

Указанные доводы суд находит заслуживающими внимания, считает срок для подачи административного искового заявления не пропущенным.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Порядок регистрации транспортных средств определен Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент).

При рассмотрении настоящего административного дела суд руководствуется редакцией, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что к регистрационным действиям относятся:

1) постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные;

2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство;

3) прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении;

4) возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства;

5) снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств;

6) восстановление государственного учета транспортного средства - отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными;

7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ паспорт транспортного средства является одним из документов, идентифицирующим транспортное средство.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ к документам, представляемым для совершения регистрационных действий относятся: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени - также документ, подтверждающий его полномочия; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.

Судом установлено:

ВГВ является собственником транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, государственный регистрационный знак , что подтверждается Паспортом транспортного средства .

При этом, Свидетельство о регистрации транспортного средства ... содержит сведения о собственнике транспортного средства как о ВНВ. Таким образом, суд приходит к выводу, что при первоначальной регистрации транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, допущена опечатка в имени владельца транспортного средства.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 283-ФЗ регистрационным документом на автомобиль является свидетельство о регистрации транспортного средства.

Согласно п. ч.2 ст. 11 Федерального закона № 283-ФЗ к регистрационным данным транспортного средства относятся данные о владельце транспортного средства фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица.

Частью 4 статьи 11 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка) в регистрационных данных транспортного средства, допущенная при государственной регистрации транспортного средства, исправляется регистрационным подразделением в трехдневный срок после ее обнаружения или получения от владельца транспортного средства в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке. Исправление технической ошибки, допущенной регистрационным подразделением или специализированной организацией, и выдача владельцу транспортного средства нового регистрационного документа взамен содержащего ошибку осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без взимания государственной пошлины.

Вместе с тем, материалы дела не содержат, и административным истцом не представлено доказательств того, что внесение изменений (исправление описки) в регистрационные данные о владельце транспортного средства произведено в установленном законом порядке. Произведенная на внутреннем развороте Свидетельства запись «имя владельца Г», без указания времени создания записи, расшифровки данных о лице, выполнившем запись, надлежащим исправлением ошибки не является, новое свидетельство регистрационным органом не выдавалось.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что карточка учета транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, послужившая основанием для совершения регистрационных действий содержала сведения соответствующие произведенным регистрационным действиями в отношении транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска на день постановки на регистрационный учет и могла быть использована в порядке межведомственного оборота.

При этом довод административного истца, о том, что на основании первоначальных регистрационных данных ВГВ начислялся транспортный налог, применялись обеспечительные меры, юридического значения при рассмотрении настоящего дела не имеет, т.к. контроль за правильность и своевременностью внесения регистрационных данных подразделением ГИБДД ... к предмету рассмотрения не относится.

** в РЭО ГИБДД УМВД с заявлением на проведение регистрационных действий по выдаче дубликата паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и замене государственных регистрационных знаков регион на транспортном средстве <данные изъяты>, ** года выпуска с хранением, обратился по доверенности, оформленной в простой письменной форме гр. МКА, ** г.р., от имени собственника транспортного средства ВНВ.

Указанное заявление подано в установленном порядке, с предоставлением доверенности от имени ВНВ, оформленной в простой письменной форме.

Государственный инспектор БДД РЭО ГИБДД УМВД ЛНС в соответствии с приказом МВД России от ** «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомобильных средств и прицепов к ним» после проверки представленных документов, проверки по базам розыска ФИС ГИБДД, сверки паспортных данных МКА и ВНВ с данными, указанными в заявлении, передал материал для обработки и оформления регистрационных документов.

После проверки в соответствии с п. 47, п. 49 Административного регламента государственным инспектором ЛНС были выданы МКА дубликаты паспорта транспортного средства серии ..., свидетельства о государственной регистрации транспортного средства серии и государственный знак .

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при совершении регистрационных действий государственным инспектором ЛНС были допущены существенные нарушения установленного порядка проведения указанных действий, что влечет признание указанных регистрационных действий незаконными.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ постановка транспортного средства на государственный учет сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 283-ФЗ определено, что осмотр транспортного средства производится при постановке транспортного средства на государственный учет.

При оказании государственных услуг сотрудниками РЭО ГИБДД УМВД был нарушен Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений),

Согласно указанному Административному регламенту (п.31) в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия: регистрация транспортного средства; изменение регистрационных данных; прекращение регистрации (снятие с учета) транспортного средства.

Пунктом 32 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя ряд административных процедур.

Из содержания пунктов 32.2, 32.3, 34.2, 35.1, 35.2 действовавшего до 31 декабря 2019 года Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605 (далее - Административный регламент), следовало, что сотрудники подразделений Госавтоинспекции, осуществляющие регистрационные действия, при рассмотрении поступивших к ним заявлений были обязаны осуществить проверку (с использованием технических, программных средств, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) подлинности, полноты и правильности оформления представленных документов, а также произвести осмотр транспортного средства при смене собственника автомобиля.

Согласно требованиям абзаца 1, 3 пункта 40 Административного регламента осмотр транспортного средства производится в следующих случаях: при регистрации транспортного средства; при внесении изменений в регистрационные данные, не связанные с изменением фамилии, имени, отчества, адреса места жительства физического лица, наименования и адреса места нахождения юридического лица, а также с получением регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность.

Карточка по результатам рассмотрения заявления от **, представленная суду, содержит отметку о результатах осмотра транспортного средства, вместе с тем, как указывает административный истец транспортное средство <данные изъяты>, ** года выпуска, из его владения не выбывала, в ** году третьим лицам не передавалось. Административным ответчиком доказательств, подтверждающих фактический осмотр транспортного средства при совершении регистрационных действий от **, не предоставлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в рамках рассмотрения заявления от ** административная процедура – осмотр транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, не осуществлялась, что является грубым нарушением установленного законом порядка, и указанные действия повлекли нарушением прав административного истца, в том числе право пользования транспортным средством.

При указанных обстоятельствах действия государственного инспектора БДД РЭО ГИБДД УМВД АГО ЛНС по предоставлению государственной услуги по выдаче дубликата паспорта транспортного средства серии ..., свидетельства о регистрации транспортного средства серии и государственного знака регион в отношении транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, надлежит признать незаконными.

Вместе с тем, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконными последующих регистрационных действий не имеется.

Так, ** в РЭО ГИБДД УМВД с заявлением о прекращении регистрации с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с продажей другому лицу в отношении автомобиля <данные изъяты>, ** года выпуска, государственный номер , обратился МКА по доверенности, оформленной в простой письменной форме от имени собственника ВНВ в подтверждение заявления представлен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, заключенный между ВНВ и ИАМ от **, не оспоренный в установленном законом порядке.

Государственным инспектором РЭО ГИБДД МВА после сверки паспортных данных с данными, указанными в заявлении, были оформлены документы для регистрации.

Учитывая то, что снятие с регистрационного учета транспортного средства произведено на основании заявления бывшего собственника осмотр транспортного средства не требовался.

** в РЭО ГИБДД УМВД с заявлением на проведение регистрационных действий по замене государственных регистрационных знаков на государственный регистрационный знак на транспортное средства <данные изъяты> обратился КАС по доверенности от собственника транспортного средства ВНВ

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции закона на 05.10.2019) владелец транспортного средства имеет право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера.

Государственный инспектор РЭО ГИБДД АНА сверив паспортные данные КАС и ВНВ, проверив данные по базе розыска ФИС ГИБДД передал документы для обработки, а затем гр. КАС, были выданы государственные знаки .

Пунктом 57 Административного регламента, предусмотрено, что регистрационные действия при замене регистрационных знаков, в связи с их сохранением, осуществляются без осмотра транспортного средства.

Следовательно, в данном случае, для получения регистрационных знаков предоставление транспортного средства в подразделение Госавтоинспекции не требуется, и требования в части признания незаконными регистрационных действий от ** по прекращению регистрации транспортного средства в связи с продажей иному лицу, действий от ** по замене государственных регистрационных знаков удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона № 283-ФЗ возобновление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных с прекращением государственного учета транспортного средства, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на РЭО ГИБДД УМВД АГО возлагается обязанность восстановить учет транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, цвет бело – синий, с оформлением и подписанием документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоении нового государственного регистрационного номера, с внесением информации в автоматизированные информационные системы за собственником ВГВ, ** года рождения.

При этом, довод административного истца о необходимости присвоения транспортному средству государственного регистрационного знака суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия государственного инспектора БДД РЭО ГИБДД УМВД АГО ЛНС по предоставлению государственной услуги по выдаче дубликата паспорта транспортного средства серии ..., свидетельства о регистрации транспортного средства серии и государственного знака регион в отношении транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, цвет бело – синий.

Возложить на РЭО ГИБДД УМВД АГО обязанность восстановить учет транспортного средства <данные изъяты>, ** года выпуска, цвет бело – синий, с оформлением и подписанием документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоении нового государственного регистрационного номера, с внесением информации в автоматизированные информационные системы за собственником ВГВ, ** года рождения.

В удовлетворении требований о признании незаконными регистрационных действий от ** по прекращению регистрации транспортного средства в связи с продажей иному лицу, действий от ** по замене государственных регистрационных знаков – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ягжова М.В.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2022 года.