ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1511/19 от 18.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2а-1511/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2019 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,

при секретаре Поповой В.С.,

с участием представителя административного истца Назмутдиновой Г. С., представителей административных ответчиков Богдановой В. Ф., Коваль Д. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга, комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга, администрации Южного округа г. Оренбурга о признании бездействия незаконным, обязании демонтировать нестационарный торговый объект,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ... обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит признать бездействие администрации ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... по решению вопроса демонтажа установленных с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов по адресам: ... обязать администрацию ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., администрации ... устранить нарушения требований федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, путем проведения процедуры демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов по адресам: ... в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от ...N «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», в срок до ... решить вопрос демонтажа установленных с нарушением требований закона нестационарных объектов по адресам: ..., ...

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Оренбурга по результатам проверки соблюдения прав предпринимателей при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «горд Оренбург» выявлены нарушения. Так в ходе проверки было установлено, что торговый павильон с вывеской «...» (собственник ИП Кузьмин А.Г.), расположенный вблизи ..., является нестационарным торговым объектом. Конструкция торгового павильона установлена на металлическом каркасе, который крепится к асфальту. Торговый павильон, на котором размещены вывески «... (ИП Коняхин А.Н.) имеет аналогичную конструкцию. Установлено, что предпринимательская деятельность в торговых павильонах ведется с ..., однако в период с ... до ... ИП Кузьмин А.Г. и ИП Коняхин А.Н. с заявлением о включении в схему размещения нестационарных объектов на территории ... в администрацию ... не обращались.

Между тем, между администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ......... с ИП Кузьминым А.Г. и ИП Коняхиным А.Н. заключены соглашения об исполнении обязательств за фактическое размещение нестационарного торгового объекта N соответственно.

Однако нестационарные торговые объекты не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ..., утвержденную постановлением администрации ... от ...N-... того, указанные нестационарные торговые объекты размещены без проведения процедуры торгов и заключения договора, что противоречит Федеральному закону от ... № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «...», утвержденному постановлением администрации города от ...N-п.ренбурга в администрацию г. А.Н. с заявлением о включении в схему размещения нестационарных объектов на территро с ... г

Несмотря на отсутствие данных объектов в схеме, торговые объекты установлены и эксплуатируются, в связи с чем вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ....

Представитель Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., представитель заинтересованного лица ИП Кузьмин А.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ИП Коняхин А.Н. в судебное заседание не явился, извещался судом в порядке гл. 9 КАС РФ.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца Назмутдинова Г.С. просила суд удовлетворить заявленные требования, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации ...Коваль Д.Ю., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Указал, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие доводы об отсутствии у объектов, расположенных по адресу: ..., признаков фундаментальности, особой конструктивной прочности, долговечности, постоянной прочной связи с земельным участком, позволяющих отнести указанные сооружения к нестационарным торговым объектам. Следовательно, истцом выбран не надлежащий способ защиты нарушенного права. При этом истец вправе обратиться в суд с требованием о сносе самовольной постройки. Также указал, что требования истца о демонтаже торговых объектов в срок до ... не отвечает принципам соразмерности и разумности, поскольку лишает как правообладателя, так и администрацию ... демонтировать объекты с соблюдением необходимых сроков и процедур.

Представитель ответчика администрации ...Богданова В.Ф., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, пояснив, что в настоящее время рассматривается вопрос о возможности размещения нестационарных торговых объектов по адресу: ...». Указала, что порядок демонтажа незаконно размещенных объектов на территории муниципального образования «...» производится в порядке, утвержденном решением Оренбургского городского Совета от ...N. Поскольку в настоящее время решается вопрос о возможности согласования размещения объектов по указанным адресам, нет необходимости проводить процедуру демонтажа объектов.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ... утверждена Постановлением администрации ... от ...N-... схема является действующей.

Отношения, связанные с включением в схему размещения нестационарных торговых объектов на землях общего пользования, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "...", регулируются Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "...", утвержденным постановлением Администрации ... от ... N 3060-п (далее - Положение).

Согласно п. 2.1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "..." осуществляется в соответствии со схемой размещения объектов нестационарной торговой сети на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона между администрацией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.

В соответствии с п. 2.15 Положения после утверждения схемы в установленном порядке размещение нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения аукциона на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта в порядке, установленном приложением 1, разделом 4 Положения.

Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, для размещения нестационарного торгового объекта на территории ..., помимо включения такого нестационарного торгового объекта в схему размещения требуется также наличие договора на право размещения нестационарного торгового объекта, который заключается по результатам аукциона между администрацией ... и собственником нестационарного торгового объекта.

Согласно материалам дела, при проведении проверки прокуратурой ... было установлено, что по адресу: ... находятся нестационарные торговые объекты, размещение которых проведено в нарушение норм законодательства. Так указанные объекты не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ..., утвержденную постановлением администрации ... от ...N-... этом размещение данных нестационарных объектов осуществлено без проведения процедуры торгов и заключения договора, что противоречит Федеральному закону от ... № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «...», утвержденного постановлением администрации ... от ...N-п.

В целях установления законности расположения нестационарных торговых объектов по указанным адреса прокуратурой ... у комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... была затребована информация по данным объектам, их правообладателям.

Из ответа председателя комитета от ... следует, что вышеуказанные объекты торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов не включены.

В ходе судебного разбирательства сторона ответчика указала на отсутствие каких-либо договорных отношений между администрацией ... и ИП Кузьминым А.Г. и ИП Коняхиным А.Н. по размещению нестационарных торговых объектов.

Между тем, данный довод опровергается материалами дела.

Так судом установлено, что ... между администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства ... и ИП Коняхин А.Н. было заключено соглашение N об исполнении обязательств за фактическое размещение нестационарного торгового объекта.

Предметом настоящего соглашения является оплата ИП Коняхин А.Н. за фактическое размещение нестационарного торгового объекта площадью 94 кв.м. на земельном участке, расположенном относительно ориентира: ....

Аналогичное соглашение от ... за N-л было заключено между администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства ... и ИП Кузьмин А.Г. Предметом соглашения также являлось размещение нестационарного торгового объекта.

Период размещения нестационарных торговых объектов в обоих случаях был установлен сроком с ... по ... включительно (п. 1.6 соглашения).

В свою очередь ИП Кузьмин А.Г. на основании договора аренды нежилого помещения NП от ... передал в аренду нестационарный торговый объект ИП ... что подтверждается представленным в материалы дела договором. Срок передачи помещения был установлен не позднее ....

ИП Коняхин А.Н. также передал павильоны в вышеуказанном помещении по договору аренды нежилых помещений №N от ..., №N от ... ИП ... и ИП ... соответственно.

При этом, материалы дела содержат заявления ИП Коняхин А.Н., ИП Кузьмин А.Г., адресованные председателю комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., согласно которым они просят включить павильоны по ... схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ....

... комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... ИП Кузьмину А.Г., ИП Коняхину А.Н. были даны ответы, согласно которым указанные заявления будут рассмотрены при внесении изменений в схему с учетом решения комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории .... Также указано, что порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории ... утвержден постановлением администрации ... от ...N

Как следует из протокола заседания комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории МО «...» от ..., рекомендовано внести изменения в схему размещения НТО на территории МО «...» по включению новых 7 объектов.

Однако на момент рассмотрения настоящего дела указанные заявления индивидуальных предпринимателей по существу не разрешены, нестационарные торговые объекты по адресу: ... в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ... не внесены.

Согласно материалам дела, аукцион на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта по указанному адресу также не проводился.

Таким образом, нестационарные торговые объекты размещены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в отсутствие законных на то оснований, в связи с чем должны быть демонтированы.

Отношения, связанные с порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», регулируются Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», утвержденного решением Оренбургского городского Совета от ...N.

Согласно пп. «а» п. 1.2. раздела 1 «Общие положения» под незаконно размещенными нестационарными объектами понимается нестационарные торговые объекты (объекты общественного питания), размещенные вне или с нарушением утвержденной администрацией ... схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта.

Ранее судом было установлено, что нестационарные торговые объекты, расположенные по адресу: ... установлены по указанному адресу в нарушение действующего законодательства.

При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта уполномоченные должностные лица Округа осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования «...» по установленной форме согласно приложению 1.1 к настоящему Порядку (далее - Акт о выявлении); вручают один экземпляр Акта о выявлении под личную роспись правообладателю(ям) нестационарного объекта либо его представителю(ям), а при отказе правообладателя(ей) либо его представителя(ей) от подписи или при невозможности установить владельца объекта, размещают Акт о выявлении на самом объекте, что фиксируется фото- и (или) видеосъемкой; в течение 1 рабочего дня со дня составления Акта о выявлении направляют один экземпляр данного документа в комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... (далее - Комитет).

Между тем, как следует из материалов дела, ни администрация ..., ни администрация ..., достоверно зная о том, что вблизи ... по адресу: ..., нестационарные торговые объекты размещены в нарушение действующего законодательства, не предприняли надлежащих мер, направленных ни на составление акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования «...», ни на рассмотрение вопросов, связанных с их демонтажем, хотя такие действия ими должны были быть совершены.

При этом, суд исходит из того, что о наличии размещенных без правовых оснований нестационарных торговых объектов ответчикам было известно еще в ..., поскольку именно в ... года председателем комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства ... в адрес прокурора ... была предоставлена информация о том, что спорные нестационарные торговые объекты в схему размещения не включены.

Таким образом, требования административного искового заявления в части признания бездействия административных ответчиков по решению вопроса демонтажа установленных с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов по адресу: ... являются законными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, что данные объекты являются нестационарными, суд находит не состоятельными. При этом судом, в том числе, принимаются во внимание договора от ..., заключенные между администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства ... и ИП Коняхиным А.Н., ИП Кузьминым А.Г. Предметом соглашения являлось размещение нестационарных торговых объектов. Таким образом, заключая указанные договора, администрация ... сама признала спорные объекты нестационарными.

В части требований истца о возложении на ответчика обязательства устранить нарушения законодательства путем проведения процедуры демонтажа незаконно установленных нестационарных объектов суд приходит к следующему.

Рассмотрение вопросов о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов установлено разделом 3 Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...».

Так согласно пункту 3.1 Порядка рассмотрение вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», осуществляется Администрацией ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии.

В течение 10 рабочих дней с даты составления Акта о выявлении, Комитет направляет его и другие собранные документы в Межведомственную комиссию (пункт 3.3).

По результатам заседания Межведомственной комиссии оформляется протокол, который в течение 2 рабочих дней со дня проведения Межведомственной комиссии направляется секретарем комиссии в Комитет (пункт 3.4).

Комитетом издается распоряжение о его демонтаже (далее - Распоряжение о демонтаже объекта) и подготавливается уведомление о демонтаже по форме согласно приложению 1.2 к настоящему Порядку (п. 3.5 в ред. Решения Оренбургского городского Совета от ... N 633)

Период для добровольного исполнения Уведомления о демонтаже объекта составляет: 10 рабочих дней со дня опубликования Уведомления о демонтаже объекта в газете «Вечерний Оренбург» в случаях, когда правообладатель(и) незаконно размещенного нестационарного объекта и его(их) местонахождение не установлен(ы); 5 рабочих дней со дня получения уведомления правообладателем(ями) незаконно установленного нестационарного объекта. (п. 3.8 в ред. Решения Оренбургского городского Совета от ... N 633)

Демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта считается исполненным в добровольном порядке, если объект демонтирован в предусмотренные пунктом 3.8 настоящего Порядка сроки (пункт 4.1).

О добровольном исполнении демонтажа объекта правообладатель(и) нестационарного объекта уведомляет(ют) Комитет в течение 2 рабочих дней со дня исполнения.

В течение 5 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пункте 3.8 настоящего Порядка, либо со дня получения сведений о добровольном исполнении правообладателем незаконно установленного нестационарного объекта Уведомления о демонтаже объекта, Округ производит осмотр места, на котором ранее было выявлено незаконное размещение нестационарного объекта с применением фото- и (или) видеосъемки и составляет Акт осмотра по установленной форме согласно приложению 1.3 к настоящему Порядку (пункт 4.3 Порядка).

Доказательств осуществления демонтажа нестационарных торговых объектов по вышеуказанному адресу материалы дела не содержат, ответчиком суду представлено не было.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательство установлено незаконное бездействие ответчиков по решению вопроса демонтажа установленных с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов, судом не ответчика возлагается обязанность по проведению процедуры их демонтажа.

Между тем, ввиду того, что Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...» имеет определенную процедуру, в том числе, устанавливает определенные сроки различных этапов его проведения, следовательно, требования прокурора об обязании произвести демонтаж незаконно установленных нестационарных торговых объектов по адресу: ... в срок до ... удовлетворению не подлежат.

На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором ... требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования административного искового заявления прокурора ..., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ..., комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., администрации ... о признании бездействия незаконным, обязании демонтировать нестационарный торговый объект – удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие администрации ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., администрации ... по решению вопроса демонтажа, установленных с нарушением требований закона нестационарных торговых объектов по адресам: ...

Обязать администрацию ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., администрацию ... устранить допущенные нарушения законодательства путем проведения процедуры демонтажа незаконно установленных нестационарных торговых объектов по адресам: ... в соответствии с порядком, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от ...N «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...».

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору города Оренбурга – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 25 марта 2019 года.

Судья А.В. Нуждин