ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1512/19 от 01.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2а-1512/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2019 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием представителя административного истца Назмутдиновой Г. С., представителя административного ответчика Богдановой В. Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга, комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга, администрации Южного округа г. Оренбурга о признании действий незаконными, обязании демонтировать нестационарный торговый объект,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ... обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать действия администрации ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... по согласованию размещения нестационарного торгового объекта – автолавки (фудтрака) по адресу: ..., незаконными; обязать администрацию ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., в соответствии с решением Оренбургского городского Совета от ...N «Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...» в срок до ... решить вопрос демонтажа, установленного с нарушением требований закона нестационарного торгового объекта – автолавки (фудтрака) по адресу: ....

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой ... по результатам проверки соблюдения прав предпринимателей при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «горд Оренбург» ... в адрес администрации ... внесено представление по факту нарушения действующего законодательства. Так при проведении проверки было установлено, что нестационарный торговый объект, расположенный адресу: ... (район сквера им. ФИО1), не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ..., утвержденную постановлением администрации ... от ...N-... этом размещение автолавки (фудтрака) произведено без проведения процедуры торгов и заключения договора, что противоречит Федеральному закону от ... № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «...», утвержденного постановлением администрации ... от ...N-... на отсутствие данного объекта в схеме торговый объект установлен и эксплуатируется, в связи с чем вынужден обратиться в суд с указанным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ....

Представители ответчиков Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ..., администрации ..., заинтересованное лицо ИП Супончева О.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца Назмутдинова Г.С. просила суд удовлетворить заявленные требования, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации ...Богданова В.Ф., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований возражала, предоставила письменные возражения. Пояснила, что ни администрация ..., ни комитет потребительского рынка, услуг и развития администрации ... не совершали действий по согласованию ИП Супончевой О.Г. размещения нестационарного торгового объекта автолавки, следовательно, оснований для признания действий незаконными, не имеется. Указала, что в настоящее время нестационарный торговый объект по адресу: ... отсутствует, в связи с чем просила прекратить производство по делу.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для возможности законного осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта на определенной территории его размещение должно быть предусмотрено соответствующей схемой размещения нестационарного торгового объекта.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории ... утверждена Постановлением администрации ... от ...N-... схема является действующей.

Отношения, связанные с включением в схему размещения нестационарных торговых объектов на землях общего пользования, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "...", регулируются Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "...", утвержденным постановлением Администрации ... от ... N 3060-п (далее - Положение).

Согласно п. 2.1 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "..." осуществляется в соответствии со схемой размещения объектов нестационарной торговой сети на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам аукциона между администрацией и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.

В соответствии с п. 2.15 Положения после утверждения схемы в установленном порядке размещение нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения аукциона на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта в порядке, установленном приложением 1, разделом 4 Положения.

Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, для размещения нестационарного торгового объекта на территории ..., помимо включения такого нестационарного торгового объекта в схему размещения требуется также наличие договора на право размещения нестационарного торгового объекта, который заключается по результатам аукциона между администрацией ... и собственником нестационарного торгового объекта.

Согласно материалам дела, при проведении проверки прокуратурой ... было установлено, что по адресу: ..., сквер им. ФИО1 находится нестационарный торговый объект, размещение которого проведено в нарушение норм законодательства. Так указанный объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ..., утвержденную постановлением администрации ... от ...N-... этом размещение автолавки (фудтрака) осуществлено без проведения процедуры торгов и заключения договора, что противоречит Федеральному закону от ... № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «...», утвержденного постановлением администрации ... от ...N-п.

... прокурором ... в адрес первого заместителя главы ...ФИО2 было внесено представление об устранение нарушений федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

... администрацией ... было дано сообщение, в том числе в части размещения нестационарного торгового объекта ИП Супончевой О.Г. по вышеуказанному адресу, согласно которому данный объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ... не включен, согласие на размещение данного объекта не выдавалось.

В ходе судебного разбирательства сторона ответчика указала на отсутствие каких-либо договорных отношений между администрацией ... и ИП Супончева О.Г. по размещению нестационарного торгового объекта.

Между тем, данный довод опровергается материалами дела.

Так судом установлено, что ... между администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ...ФИО3 (арендодатель) и Супончевой О.Г. (арендатор) заключен договор N-л на размещение нестационарного торгового объекта, согласно которому арендодатель предоставляет предпринимателю Супончевой О.Г. право на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером N, расположенном относительно ориентира: ..., сквер им. Ленина, в кадастровом квартале N, согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации ... от ...N-п, плану размещения объекта, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиям действующего законодательства.

Период размещения нестационарного торгового объекта установлен сроком на ... года с ... по ... (п. 2.1 договора).

Действительность заключения данного договора также подтверждается письмом ...», адресованным прокурору ..., согласно которого для автолавки осуществлено технологическое подключение линии электропередач, в том числе на основании предоставленного договора на размещение нестационарного торгового объекта N-л от ....

В материалах дела также имеется заявление от ...Супончевой О.Г. о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ... автолавки в сквере им. ФИО1 по ....

... комитетом потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ...Супончевой О.Г. был дан ответ, согласно которому в целях обеспечения жителей и гостей города продукцией повышенного спроса в сезон максимальной проходимости покупательского потока в исторической части города Супончеву О.Г. приглашают разместить нестационарный торговый объект общественного питания по указанному адресу. Также указан, что порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории ... утвержден постановлением администрации ... от ...N-п.

Однако на момент рассмотрения настоящего гражданского дела указанное заявление ИП Супончевой О.Г. по существу не разрешено, нестационарный торговый объект – автолавка в сквере им. ФИО1 по ... в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ... не внесен.

Согласно материалам дела, аукцион на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта по адресу: ..., сквер им. ФИО1 не проводился.

Следовательно, отсутствовали основания для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта между администрацией ... и ИП Супончевой О.Г.

Таким образом, судом установлено, что нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Супоневой О.Г., не был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации ... от ...N-п, а договор на размещение нестационарного торгового объекта от ... был заключен администрацией ... в лице председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... с Супоневой О.Г. без проведения аукциона на предоставление права на размещение с последующим заключением договора на предоставление права на размещение объекта.

Доказательств того, что в настоящее время предоставленный в материалы дела договор от ... расторгнут, суду представлено не было.

Учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия администрации ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... по согласованию размещения нестационарного торгового объекта является незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления в части признания действий администрации ... в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации ... по согласованию размещения нестационарного торгового объекта – автолавки (фудтрака) по адресу: ... незаконными.

В части заявленных административным истцом требований по обязании административного ответчика по решению вопроса о демонтаже установленного с нарушением нестационарного торгового объекта по адресу: ... суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», регулируются Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования «...», утвержденных решением Оренбургского городского Совета от ...N.

Согласно пп. «а» п. 1.2. раздела 1 «Общие положения» под незаконно размещенными нестационарными объектами понимается нестационарные торговые объекты (объекты общественного питания), размещенные вне или с нарушением утвержденной администрацией ... схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта.

Ранее судом было установлено, что нестационарный торговый объект – автолавка (фудтрак) по адресу: ..., сквер им. ФИО1 установлен по указанному адресу в нарушение действующего законодательства.

Между тем, в ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика были представлены фотоматериалы, согласно которым в сквере им. ФИО1 по адресу: ... отсутствуют какие-либо нестационарные торговые объекты.

Доказательств обратного стороной истца суду представлено не было.

Поскольку на момент вынесения решения суда по вышеуказанному адресу отсутствует незаконно размещенный нестационарный объект, инициировать процедуру демонтажа должна администрация ..., следовательно, требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором ... требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования административного искового заявления прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга, комитету потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга, администрации Южного округа г. Оренбурга о признании действий незаконными – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации г. Оренбурга в лице комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г. Оренбурга по согласованию размещения нестационарного торгового объекта – автолавки (фудтрака) по адресу: ....

В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе к администрации Южного округа г. Оренбурга - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Нуждин

Решение в окончательной форме принято 06 марта 2019 года.

Судья А.В. Нуждин