Дело № 2а-54/2022
(УИД 42RS0013-01-2021-002881-79)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего: Антиповой И.М.,
с участием ст. помощника прокурора г. Междуреченска Барейши В.А.,
при секретаре Фроловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске
14 января 2022 года
дело по административному исковому заявлению прокурора города Междуреченска к Администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Междуреченска обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Требования административного истца мотивированы тем, что прокуратурой г.Междуреченска Кемеровской области в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по факту осуществления администрацией Междуреченского городского округа в ДД.ММ.ГГГГ выплат денежных вознаграждений (премий) государственным гражданским служащим финансового управления города Междуреченска - территориального органа главного финансового управления Кемеровской области, которой установлено следующее.
Пунктом 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» определено поощрить денежной премией работников финансового управления города Междуреченска согласно списку (приложение №).
Считает, что положения пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» противоречат федеральному законодательству.
Перечисленные в пункте 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» (приложение №) лица (за исключением ФИО ) являлись на время вынесения указанных постановлений работниками финансового управления города Междуреченска - гражданскими служащими Кемеровской области и их должности были внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о финансовом управлении города Междуреченска, утвержденного приказом начальника главного финансового управления Кемеровской области ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), действующего на период издания названного муниципального правового акта, финансовое управление города Междуреченска (далее - финансовое управление) являлось территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области.
Согласно пункту 1.5 Положения работники финансового управления, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения финансовое обеспечение расходов на содержание финансового управления осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Пунктом 1.7 Положения установлено, что финансовое управление обладает правами юридического лица.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Выплата премий государственным гражданским служащим Кемеровской области согласно положений статьи 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положений пункта 7 части 3 стать 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 6 части 1 Закон Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№З «О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса» лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города принесен протест на пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение», который незаконно отклонен главой Междуреченского городского округа (согласно ответу главы Междуреченского городского округа ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ№ на протест прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№).
Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного полагает, что вышеуказанными положениями пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» нарушаются законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ».
Просит признать незаконным пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» в части поощрения денежной премией работников финансового управления города Междуреченска согласно списку (приложение №) - являющихся гражданскими служащими Кемеровской области (за исключением ФИО ).
В судебном заседании представитель административного истца ст. помощник прокурора г. Междуреченска Барейша В.А., действующий на основании служебного удостоверения, заявленные требования поддержал, полагал, что срок, установленный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку он подлежит исчислению с даты принесения протеста.
В судебном заседании представитель административного ответчика Владимирова Н.С., действующая на основании доверенности № 01-03/706 от 28.12.2021 заявленные требования не признала, указав, что пропущен срок исковой давности, также возражая против административных исковых требований по существу согласно письменным возражениям.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Ликвидационной комиссии по ликвидации финансового управления г. Междуреченска в лице председателя астахова Ю.В., будучи надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд письменное заявление о прекращении производства по делу, поскольку считает, что имеются основания для прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов МГО, Финансового Управления г. Междуреченска будучи надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд письменное заявление о прекращении производства по делу.
В судебное заседание заинтересованные лица астахова Ю.В., Бессонова С.А., Васильева И.Ю., Войнова Е.С., Докучаева Е.Б., Попова Э.Н., Райш Л.П., Савостикова Т.А., Сидорова О.В., будучи надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, согласно заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебное заседание заинтересованные лица Казакова М.А., Козяйкина Е.А., Кротова Е.А., павлова Н.Г., Плешкань М.А., Потехина А.Ф., Смолева И.К., Цымбалева М.А. будучи надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В порядке ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти …. прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» определено поощрить денежной премией работников финансового управления <адрес> согласно списку (том 1 л.д. 222). Согласно списка поощрены работники: астахова Ю.В., Бессонова С.А., Васильева И.Ю., Войнова Е.С., Докучаева Е.Б., Казакова М.А., Козяйкина Е.А., Кротова Е.А., павлова Н.Г., Плешкань М.А., Попова Э.Н., Потехина А.Ф., ФИО , Райш Л.П., Савостикова Т.А., Сидорова О.В., Смолева И.К., Ходыко Т.Е., Цымбалева М.А. (т.1 л.д.223).
В ходе проводимой прокурором г. Междуреченска Кемеровской области проверки по исполнению законодательства о противодействии коррупции ДД.ММ.ГГГГ администраций Междуреченского городского округа дан ответ Прокурору с указанием постановлений администрации Междуреченского городского округа и фамилий работников Финансового управления (том 2 л.д. 1-5).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Междуреченского городского округа Прокурором г. Междуреченска принесен протест на п. 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п (том 1 л.д. 8-10), который отклонен главой Междуреченского городского округа ответом Администрации Междуреченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 11-14).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Междуреченского городского округа Прокурором г. Междуреченска принесено Представление об устранении нарушений бюджетного и антикоррупционного законодательства (том 2 л.д. 6-8), на которое дан Ответ главой Междуреченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ№ (том 2 л.д. 9-11).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) - местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) - к вопросам местного значения городского округа относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа;
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления)- Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующая на дату вынесения оспариваемого постановления) следует, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
Согласно Уставу муниципального образования "Междуреченский городской округ", зарегистрированного Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1044 следует, что (ст. 7 п. 1, 4, 4.1) - к вопросам местного значения городского округа относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; 4. Глава Междуреченского городского округа наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет их на постоянной основе. 4.1. Гарантии осуществления полномочий главы Междуреченского городского округа устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области.
Согласно ч. 5 ст. 34 Устава - Глава Междуреченского городского округа подконтролен и подотчетен населению и Совету народных депутатов Междуреченского городского округа.
Из ст. 37 Устава следует, что Глава Междуреченского городского округа в пределах своих полномочий: 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; планы и программы развития городского округа, отчеты об их исполнении; 9) представляет на рассмотрение и утверждение Совету народных депутатов Междуреченского 14) организует и обеспечивает исполнение полномочий местной администрации по решению вопросов местного значения; 16) организует исполнение местного бюджета в соответствии с утвержденным Советом народных депутатов Междуреченского городского округа местным бюджетом и действующим бюджетным законодательством;
Из ст. 38 Устава следует, что Глава Междуреченского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, издает: 1) постановления администрации Междуреченского городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области; 2. Правовые акты главы Междуреченского городского округа не должны противоречить Российской Федерации, федеральным законам, законодательным актам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. 3) глава Междуреченского городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Приказом Главного финансового управления от ДД.ММ.ГГГГ N 43 утверждено Положение о финансовом управлении г. Междуреченска Кемеровской области (т.1 л.д. 16-26).
В соответствии с п. 1.1 Положения финансовое управление города Междуреченска является территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой финансовой политики и осуществляющим на основе Соглашения техническое обеспечение бюджетного процесса на территории Междуреченского городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2005) - Государственный гражданский служащий Кемеровской области (далее также - государственный гражданский служащий Кемеровской области, гражданский служащий) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы Кемеровской области - Кузбасса (далее также - государственная гражданская служба Кемеровской области, гражданская служба Кемеровской области, гражданская служба). Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 22 Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" - Гражданский служащий имеет право на: 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, специальным законом Кемеровской области, иными правовыми актами Кемеровской области и со служебным контрактом; 3. Гражданский служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Порядок указанного уведомления устанавливается представителем нанимателя.
Согласно ст. 25 Закон Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ - В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" - Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе: 7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» оно издано в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении сметы расходов по единой наградной и поощрительной системе на ДД.ММ.ГГГГ за счет средств финансового обеспечения наградной системы.
Из п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п следует, что администрации Междуреченского городского округа необходимо выделить сумму на поощрение, а финансовому управлению профинансировать данное мероприятие за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа» (том 1 л.д. 222)
Согласно платежной ведомости № сумма в размере <данные изъяты> рублей получена ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 229)
Постановлением администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждена смета расходов по единой наградной и поощрительной системе ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 224-225), согласно которому предусмотрены денежные средства на награждение работников финансовых органов с профессиональными праздниками и социально значимыми датами (том 1 л.д. 226-229)
Премирование работников Финансового управления города Междуреченска в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ».
Из приложения 3 к Решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 15-17) следует распределение бюджетных ассигнований местного бюджета по целевым статьям (том 2 л.д. 34-45), в разделе «Муниципальная программа «Эффективная власть Междуреченского городского округа» предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы, в которую включены: расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, иные выплаты населения.
Из приложения 5 к Решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрена ведомственная структура расходов на ДД.ММ.ГГГГ в которой предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы (расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов и иные выплаты населения) (том 2л.д. 57-86)
Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ.
На годовой отчет «Об исполнении бюджета за ДД.ММ.ГГГГ муниципального образования «Междуреченский городской округ» Контрольно-счетной палатой города Междуреченска дано экспертное заключение (том 2 л.д. 81-84), согласно которому фактов неполноты, недостоверности и непрозрачности бюджетной отчетности не выявлено.
Взаимодействие между Финансовым управлением города Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа осуществлялось в ДД.ММ.ГГГГ в рамках Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от ДД.ММ.ГГГГ, которое было подписано в соответствии с Законом Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 32-03 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ) (т.2 л.д.12-14).
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Соглашения администрация Междуреченского городского округа вправе за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры материального поощрения работников финансового управления.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа.
На основании изложенного, суд соглашается с возражениями представителя ответчика, что постановление администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» (далее - постановление Администрации) не является нормативным правовым актом, оно принято в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ», т.е. мотивом и основанием принятия постановления Администрации послужило решение Совета о бюджете.
В соответствии со статьями 12,65 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится ДД.ММ.ГГГГ, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» ограниченное по своему действию временными рамками утратило силу в ДД.ММ.ГГГГ, и не применялось в связи с завершением финансового года и исполнением бюджета Муниципального образования «Междуреченский городской округ». Как следствие, истек срок действия и постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение».
Кроме того, суд полагает, что п. 1 Постановления не имеет коррупциогенные факторы, поскольку коррупциогенные факторы распространяются на положения нормативных правовых актов, каковым оспариваемое постановление не является.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и проанализировав доводы сторон, суд полагает, что правовых оснований для признания п.1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п незаконным не имеется.
Исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что постановление администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п издано в пределах предоставленных Уставом Муниципального образования «Междуреченский городской округ» и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Главой Междуреченского городского округа полномочий, пункт 1 данного Постановления не противоречит федеральному законодательству, законодательству Кемеровской области.
Нарушение интересов Российской Федерации и Муниципального образования «Междуреченского городского округа» судом не установлено, издание и исполнение Постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п не повлекло за собой нецелевого расходования местного бюджета, поощрение сотрудника Финансового управления г. Междуреченска, являющейся государственным гражданским служащим Кемеровской области произведено в связи с осуществлением технического обеспечения бюджетного процесса, закрепленного в Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ и финансирование поощрения произведено за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа».
При этом, на момент обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд, как постановление администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение» так и его отдельный пункт 1 не порождало правовых последствий, и не влекло каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и (или) других лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Соответственно, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса" суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска прокурора города Междуреченска Кемеровской области в полном объеме.
Вместе с этим, разрешая ходатайство представителя административного ответчика Администрации Междуреченского городского округа Владимировой Н.С. о пропуске Прокурором г. Междуреченска срока обращения в суд с административным иском, то суд приходит также в выводу о пропуске административным истцом срока давности.
В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 ст. 229 КАС РФ, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
При этом согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 576-О указано, что установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статьи 195 - 196 ГК РФ), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК Российской Федерации). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.
Таким образом, с учетом приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, когда установленный законом срок на обращение в суд пропущен административным истцом без уважительных причин, принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, также невозможна.
Судом установлено, что оспариваемое постановление №-п «О выделении средств на поощрение» издано администрацией Междуреченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15) и исполнено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что следует из Платежной ведомости администрации Междуреченского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178).
Оспариваемое постановление принято в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 170а-243, том №) и ограничено по своему действию временными рамками, утратило силу в ДД.ММ.ГГГГ и не применялось в связи с завершением финансового года и исполнением бюджета Муниципального образования «Междуреченский городской округ», в следствие чего, истек срок действия постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение».
Постановление №-п «О выделении средств на поощрение» от ДД.ММ.ГГГГ является срочным и действовало в рамках 2018 года.
Таким образом, на момент обращения прокурора с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ спорное постановление утратило своё правовое действие, поскольку было исполнено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что следует из платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения прокурора с данным иском спорное постановление утратило своё правовое действие, поскольку было исполнено, оно не порождает каких-либо прав и обязанностей после его исполнения.
Довод административного истца о необходимости исчисления срока для обращения в суд с даты ответа администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14) на протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.8-10), поскольку прокурором соблюдался досудебный порядок, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм КАС РФ.
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
Доказательств уважительности пропуска срока, обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом, не представлено. Сведений о том, что препятствовало административному истцу в оспаривании Постановления №-п «О выделении средств на поощрение» от ДД.ММ.ГГГГ непосредственно после его принятия, а также в трехмесячный срок после его исполнения, не имеется.
В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске прокурором г. Междуреченска срока обращения в суд с иском о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выделении средств на поощрение».
При обстоятельствах, изложенных выше, учитывая, что административный истец пропустил срок обращения в суд с административным исковым заявлением и не представил убедительных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска этого срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 – 180,285 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Прокурор города Междуреченска к Администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: И.М. Антипова
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.М. Антипова