ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1515/20 от 14.12.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а-1515/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-004218-07)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Мурадовой Д.Ф.,

с участием представителя административного истца Теряева Ю.А.,

представителя административного ответчика Правительства Тверской области Суязовой А.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лунькова В.А. к Правительству Тверской области о признании распоряжения незаконным,

у с т а н о в и л:

Луньков В.А. обратился в суд с административным иском к Правительству Тверской области, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Тверской области от 17.01.2014 №13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на следующие обстоятельства. Ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: , , , расположенные по адресу: <адрес>

Распоряжением Правительства Тверской области от 17.01.2014 №13-рп земельные участки, с кадастровыми номерами: , , были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В дальнейшем, из указанных земельных участков были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: , , ,

Указанное распоряжение, по мнению административного истца, является незаконным.

Так, в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; с размещением объектов социального, коммунальнобытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Таких исключительных обстоятельств для перевода вышеуказанных земельных участков не имелось. Целью перевода земельных участков было образование на них промышленного технопарка.

Как следует из п. «а» ч.3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 №1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков», территория действующего или создаваемого промышленного технопарка отвечает следующим требованиям: территория промышленного технопарка обеспечена транспортным сообщением с ближайшими населенными пунктами (регулярный общественный транспорт, собственный или арендованный транспорт промышленного технопарка, привлеченный на договорной основе в целях транспортного обслуживания территории промышленного технопарка) благодаря наличию проложенной до границы территории промышленного технопарка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги обычного типа, примыкающей к дороге федерального, регионального и межмуниципального или местного значения, а также наличию въезда на территорию промышленного технопарка с указанной автомобильной дороги.

К вышеуказанным участкам отсутствовали подъездные пути, вследствие чего осуществление деятельности, предусмотренной категорией земель, является невозможной.

Принятие оспариваемого акта привело к тому, что проезд к земельным участкам, образованным из земельных участков с кадастровыми номерами: , , , осуществляется через земли, принадлежащие на праве собственности Лунькову В.А., чем нарушаются его права и законные интересы. Кроме того, участки, принадлежащие на праве собственности Лунькову В.А., засоряются отходами и мусором со складов, расположенных на указанных земельных участках.

Таким образом, распоряжением Правительства Тверской области от 17.01.2014 №13-рп нарушается право Лунькова В.А. на пользование и распоряжение земельными участками. Поскольку согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» целями промышленной политики являются повышение уровня жизни граждан Российской Федерации, а перевод указанных участков в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения проведен с нарушением законодательства, то оспариваемое распоряжение нарушает право Лунькова В.А. на повышение уровня жизни гражданина РФ.

Определениями суда, занесёнными в протоколы судебных заседаний от 10.09.2020, 27.10.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», Османов Л.И., Бабаев Р.Р., ООО «Тройка».

Определением судьи от 12.10.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район».

Истец Луньков В.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя на основании доверенности и ордера адвоката Теряева Ю.А., который в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить. Срок обращения в суд с рассматриваемым административным иском считал не пропущенным, поскольку об оспариваемом распоряжении административному истцу стало известно при рассмотрении другого административного дела в июне 2020 года.

Представитель административного ответчика Правительства Тверской области Суязова А.В. и представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Ссылались на пропуск административным истцом срока обращения в суд, на отсутствие доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым распоряжением, а также на соблюдение предусмотренной законом процедуры принятия оспариваемого распоряжения.

В письменном отзыве на административный иск представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ссылалась на аналогичные обстоятельства.

Заинтересованные лица Османов Л.И., Бабаев Р.Р., представители заинтересованных лиц ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», ООО «Тройка», администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», извещённых о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» ранее обращался в суд с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ООО «Тройка» ранее обращался в суд с ходатайством, в котором указывал на пропуск административным истцом срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

На основании положений ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

В административном иске и в ходе рассмотрения дела, в том числе ранее в судебных заседаниях представитель административного истца ссылался на то, что распоряжение Правительства Тверской области от 17.01.2014 №13-рп о переводе земельных участков с кадастровыми номерами: , , из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения нарушает права Лунькова В.А., владеющего земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, расположенными в непосредственной близости к вышеуказанным участкам. На переведённых землях возведены объекты, в связи с эксплуатацией которых по землям административного истца постоянно осуществляется транспортное движение, нарушается его право на благоприятную окружающую среду, становится невозможным осуществление сельскохозяйственной деятельности, его земли засоряются отходами и мусором со складов, расположенных на переведённых земельных участках.

Как установлено при рассмотрении дела, административному истцу Лунькову В.А. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами: – с 27.03.2012, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения; – с 20.10.2016, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; – с 23.04.2018, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 29.07.2020, а также представленными по запросу суда от 02.09.2020.

Оспариваемым распоряжением Правительства Тверской области от 17.01.2014 №13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп, на основании протокола заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 11.12.2013 №57, ходатайств общества с ограниченной ответственностью «Мерседес-Бенц Центр Тверь» о переводе земельных участков из одной категории в другую, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 57400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно кадастровому паспорту переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка (пункты 1, 2, 3 распоряжения).

Как следует из представленных в материалы дела, в том числе по запросу суда, выписок из ЕГРН по состоянию на 28.07.2020, 30.07.2020, 02.09.2020, 11.09.2020 из земельных участков с кадастровыми номерами: , образованы земельные участки с кадастровыми номерами: , , , отнесённые к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация, участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства».

Собственниками земельного участка с кадастровым номером являются в равных долях по <данные изъяты> доле каждый Османов Л.И. и Бабаев Р.Р.

Из земельного участка с кадастровым номером образованы земельные участки с кадастровыми номерами и , собственниками которых являются в равных долях по <данные изъяты> доле каждый Османов Л.И. и Бабаев Р.Р.

Из земельного участка с кадастровым номером образованы земельные участки с кадастровыми номерами и , а впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , собственником которых является в настоящее время ООО «Тройка».

Кроме того, в границах вышеуказанных земельных участков расположены нежилые здания, принадлежащие на праве собственности ООО «Тройка».

Изначально собственником земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , как и земельных участков с кадастровыми номерами: , , , из которых они образованы, являлось ООО «Мерседес – Бенц Центр Тверь» (выписки из ЕГРН о переходе прав на объекты недвижимого имущества от 11.09.2020, кадастровые выписки от 06.03.2013 и 28.05.2013).

Как следует из представленных в материалы дела в копиях ходатайств ООО «Мерседес – Бенц Центр Тверь» следует, что директор данной организации 13.03.2013 обратился в Правительство Тверской области с заявлением о переводе принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами , из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для реализации масштабного проекта по размещению в границах данных земельных участков технопарка. 18.06.2013 заявление аналогичного содержания подано в отношении земельного участка с кадастровым номером

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

В п.3 ст.2 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п.4 этой же статьи приведен перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.

В силу ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Тверской области от 02.08.2011 №44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.

Согласно ч.15 ст.13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Тверской области в целях эффективного решения вопросов и выработки оптимальных управленческих решений в сфере земельных отношений при Правительстве Тверской области создан коллегиальный координационно-совещательный орган - Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.

В силу пп.«ж» п.4 Положения о Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 04.10.2011 №61-пп в основные функции Комиссии входит, в том числе, рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и подготовка предложений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В целях организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 №262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент).

В силу пунктов 3 и 4 Регламента в редакции, действовавшей на дату подачи ходатайства, поступившее в Правительство Тверской области ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия установленным законодательством требованиям.

Пунктом 7 Регламента в редакции, действовавшей на дату подачи ходатайства, предусмотрено, что по итогам заседания рабочей группы, Министерство в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Комиссии ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в недельный срок со дня проведения заседания рабочей группы направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, получение заключения от которых либо участие которых было рекомендовано рабочей группой в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей области знаний, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (далее - специалисты).

В зависимости от цели перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую рецензентами могут выступать Министерство экономического развития Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области, Главное управления архитектуры и градостроительства Тверской области, а также иные исполнительные органы государственной власти Тверской области, определенные по итогам проведения заседания рабочей группы.

Одновременно с совершением действий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство с учетом рекомендаций рабочей группы обеспечивает направление соответствующих запросов в адрес исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а также иных организаций.

В силу пунктов 8, 9, 10 Регламента в редакции, действовавшей на дату подачи ходатайства, Министерство в трехдневный срок со дня получения необходимых рецензий, заключений и ответов на запросы обобщает полученную и имеющуюся в его распоряжении информацию и готовит сводную рецензию по существу ходатайства, содержащую анализ ходатайства, в том числе обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода, приведенной заявителем в ходатайстве, и указанной в настоящем пункте информации.

Рецензия готовится Министерством по каждому подлежащему рассмотрению на Комиссии ходатайству. Указанные в настоящем пункте рецензии, поступившие за определенный период с учетом сроков, необходимых для их рассмотрения, направляются Министерством председателю Комиссии с приложением проекта повестки дня заседания Комиссии.

По итогам рассмотрения рецензий и проекта повестки дня заседания Комиссии председатель Комиссии утверждает повестку дня заседания Комиссии и назначает дату и время проведения заседания Комиссии.

Как следует из пунктов 16, 17, 19, 20 Регламента в редакции, действовавшей на дату подачи ходатайства, члены Комиссии рассматривают ходатайство на предмет: а) обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; б) наличия (отсутствия) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

По результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Ход и результаты рассмотрения ходатайства отражаются в протоколе заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии и ответственным секретарем Комиссии и направляется в Министерство.

Министерство осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Тверской области о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и направляет его в установленном порядке на согласование в Правительство Тверской области с учетом принятого Комиссией рекомендательного решения в течение 3 дней со дня поступления в его адрес протокола заседания Комиссии.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

На наличие оснований для отказа в рассмотрении ходатайств ООО «Мерседес – Бенц Центр Тверь» от 13.03.2013 и от 18.06.2013 участники процесса не ссылались.

При отсутствии предусмотренных ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ оснований для отказа в рассмотрении ходатайств заявителя они должны были быть рассмотрены с учётом всех предусмотренных нормативными актами процедур Правительством Тверской области с принятием одного из следующих решений: акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Согласно представленной в материалы дела в копии выписки из протокола №57 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, 11.12.2013 состоялось рассмотрение вопросов об обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и принятие решений о наличии (отсутствии) предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. По каждому вопросу, включенному в повестку дня, докладчиком озвучена информация о содержании поступившего ходатайства, приведенном в нем обосновании необходимости перевода земельного участка из одной категории в другую, краткое содержание поступивших рецензий, заключений и ответов на запросы Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, в том числе сводная рецензия Министерства.

На данном заседании Комиссией рассмотрены ходатайства ООО «Мерседес-Бенц Центр Тверь» о переводе земельных участков с кадастровыми номерами (площадью 5,74 га), (площадью 5,74 га) и (площадью 5,74 га), расположенных по адресу: <адрес> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка.

В ходе рассмотрения данных ходатайств Комиссией рассмотрены рецензии Главного Управления архитектуры и градостроительства Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства экономического развития Тверской области, Министерства по делам территориальных образований Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, Главного Управления «Государственная инспекция по ветеринарии», Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Управления Роспотребнадзора по Тверской области, ФГБУ «Управление «Тверьмелиоводхоз», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», информации администрации Калининского района Тверской области, администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Комиссией установлены основания для перевода земельных участков из одной категории в другую.

По итогам рассмотрения рецензий вопрос вынесен на голосование, по результатам которого принято решение о том, что по мнению Комиссии перевод земельных участков с кадастровыми номерами , и является обоснованным, предусмотренные законодательством основания для отказа в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения технопарка отсутствуют.

Комиссия рекомендовала Правительству Тверской области принять решение о переводе земельных участков из одной категории в другую.

В дальнейшем Правительством Тверской области вынесено оспариваемое распоряжение от 17.01.2014 №13-рп со ссылкой в обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую на п.4 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ.

В соответствии с данной нормой, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Сведений об отнесении переведённых земельных участков к землям, указанным в части 2 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ, в деле не имеется, участники процесса на наличие таковых не ссылались.

В подтверждение обоснованности перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в том числе наличия исключительных случаев, связанных с размещением промышленного объекта (технопарка), со стороны административного ответчика и заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представлен запрос Министерства от 16.08.2013 в администрацию Калининского района Тверской области, в котором заявитель просил представить сведения об отсутствии (наличии) иных вариантов размещения технопарка на территории Калининского района.

Из ответа администрации муниципального образования «Калининский район» Тверской области от 30.08.2013 следует, что при обследовании земельных участков с кадастровыми номерами , , установлено, что по генеральному плану Бурашевского сельского поселения они входят в категорию земель промышленности и иного специального назначения; по утвержденным правилам землепользования и застройки данная территория определена в зону «П»; в настоящее время границы земельных участков определены; к участкам имеется подъезд, обеспечена транспортная доступность; в соответствии с проектом объекта «Реконструкция автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156+000 - км 178+800 (обход г. Твери) со строительством транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область» на данных земельных участках размещен разворот транспортной развязки на км 164+302 автомобильной дороги М-10 «Россия».

В связи с изложенным, по данным администрации района испрашиваемые земельные участки являются в соответствии с п.4 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ единственным вариантом размещения промышленных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, возможен перевод земельных участков с кадастровыми номерами , , , расположенных по адресу: <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения с учетом соблюдения требований проекта объекта «Реконструкция автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156+000 - км 178+800 (обход г. Твери) со строительством транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область».

С учётом указанных обстоятельств необоснованной является и ссылка административного истца на нарушение при переводе земельных участков из одной категории в другую положений пункта «а» ч.3 Требований к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, ввиду отсутствия подъездных путей к земельным участкам.

Кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков не превышала средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), что подтверждается приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2013 №3-нп, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области (среднее значение по Калининскому району – 3,63 руб./кв.м., переведённые участки – 2,53 руб./кв.м).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности принятого административным ответчиком распоряжения. Наличия оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую по делу не установлено.

Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.

Вынесение распоряжения с нарушением установленного ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ двухмесячного срока достаточным основанием для признания его незаконным не является.

В связи с изложенным, распоряжение от 17.01.2014 №13-рп не может быть признано нарушающим права административного истца.

Кроме того, суд принимает во внимание и непредставление со стороны административного истца каких-либо доказательств в подтверждение нарушения его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением в части приведённых им обстоятельств (осуществление транспортного движения по его землям, нарушение права на благоприятную окружающую среду, невозможность осуществления сельскохозяйственной деятельности, засорение его земель отходами и мусором со складов, расположенных на переведённых земельных участках).

В случае возникновения указанных обстоятельств истец не лишён возможности обращения в суд за защитой своих прав, в том числе путём заявления требований к виновному лицу об устранении препятствий в пользовании земельным участком либо о восстановлении его прав иным предусмотренным законом способом.

Более того, как установлено при рассмотрении дела, право собственности на два из трёх заявленных административным истцом земельных участков, в связи с которыми нарушаются его права оспариваемым распоряжением (, ) Луньковым В.А. приобретено спустя значительный период времени после принятия оспариваемого распоряжения (20.10.2016 и 23.04.2018 соответственно) и данные земельный участки изначально относились к категории земель промышленности, не предназначенными для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Помимо изложенного, административным истцом пропущен предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с рассматриваемым административным иском.

Ссылки представителя административного истца на то, что об оспариваемом распоряжении административному истцу стало известно при рассмотрении другого административного дела в июне 2020 года, необоснованны.

В соответствии с пунктом 5 распоряжения от 17.01.2014 №13-рп, оно вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Данное распоряжение было опубликовано в официальном издании «Тверская жизнь» за №8 от 21.01.2014.

Таким образом, текст оспариваемого распоряжения доведён до сведения неопределенного круга лиц 21.01.2014 и административный истец имел возможность узнать о его содержании с указанной даты.

Более того, в судебном заседании 27.10.2020 представитель административного истца Теряев Ю.А. ссылался на то, что о реквизитах оспариваемого распоряжения Луньков В.А. узнал из ответа на адвокатский запрос.

Из копии представленного в материалы дела сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 19.06.2019, адресованного Теряеву Ю.А., следует, что до сведения заявителя доведено, что на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям 11.12.2013 состоялось рассмотрение ходатайств ООО «Мерседес-Бенц Центр Тверь» о переводе земельных участков с кадастровыми номерами , , из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Комиссия рекомендовала Правительству Тверской области принять решение о переводе земельных участков из одной категории в другую. Впоследствии Правительством Тверской области вынесено распоряжение от 17.01.2014 №13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую».

К данному ответу, адресованному представителю административного истца, была приложена копия выписки из протокола №57 заседания Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 11.12.2013.

Таким образом, при получении данного ответа в 2019 году административный истец был поставлен в известность о вынесении оспариваемого распоряжения и имел копии документов, относящихся к принятию данного решения.

В суд с рассматриваемым иском административный истец обратился 11.08.2020, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Частью 7 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи (несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом) или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Административный истец и его представитель на наличие уважительных причин пропуска срока не ссылались, судом наличие таковых не установлено.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, срок обращения административного истца в суд пропущен в отсутствие к тому уважительных причин, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административными истцами судебные расходы в соответствии со статьей 111 КАС РФ возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных административных исковых требований Лунькова В.А. к Правительству Тверской области о признании незаконным распоряжения от 17 января 2014 года №13-рп «О переводе земельных участков из одной категории в другую» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 13.01.2021.

Дело №2а-1515/2020 (УИД 69RS0040-02-2020-004218-07)