Дело № 2а-1515/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успун И.И., при секретаре Сарыглар Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебному приставу-исполнителю МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО3, об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
В Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление ФИО6 об уменьшении исполнительского сбора указав, что в настоящее время обязательства исполнены в полном объеме, исполнительное производство окончено 12.11.2019 года. Она имеет на иждивении 3 несовершеннолетних детей, ее семья является многодетной, просит снизить размер исполнительского сбора до 15000 рублей.
Административный истец ФИО6. поддержал указанное заявление, просил удовлетворить его в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3 на судебное заседание не явились, были извещены о дате и времени судебного заседания.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 4 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 (пункт 1) названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Закона N 229-ФЗ. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 11, 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 04.10.2017 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО6
15.01.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО3 вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 62595,95 рублей с должника ФИО6
12.11.2019 года исполнительное производство №-ИП от 04.10.2017 года окончено в связи с исполнением требований в полном объеме.
19.11.2019 года судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО6 с предметом взыскание исполнительского сбора в размере 62595,95 рублей.
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным и основания для освобождения ФИО6 от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, вместе с тем, с учетом принятых должником мер по исполнению решения суда, по погашению основного долга, размер исполнительского сбора подлежит уменьшению.
Так, согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ серии № от ДД.ММ.ГГГГФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ матерью является ФИО6
Согласно свидетельству о рождении серии I-ЛЖ серии № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ матерью является ФИО6
Из представленной справки № от 11.07.2019 года Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла ФИО6 получает ежемесячное пособий на детей. Социальная категория - дети из малообеспеченной семьи.
Согласно справки № от 30.01.2018 года Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла семья ФИО6 многодетная.
Согласно представленной квитанции ФИО6 проживает по адресу <адрес> и имеет задолженность на ДД.ММ.ГГГГ в АО «Кызылская ТЭЦ» 14527,71 рублей.
Таким образом, приняв во внимание имущественное положение семьи ФИО6 наличие иных обязательств, наличие иждивенцев – несовершеннолетних детей, отнесенных к категории детей из малообеспеченной, многодетной семьи, полной выплаты основного долга, суд пришел к выводу об уменьшении исполнительского сбора.
Учитывая приведенные выше положения законодательства, неконкретизирующие перечень обстоятельств, которые могут быть приняты во внимание судом при разрешении вопроса о снижении суммы исполнительского сбора, а также факт добросовестного поведения ФИО6 и ее семейное положение, значительность суммы взысканной задолженности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения суммы исполнительского сбора до 15 000 рублей установленного судебным приставом-исполнителем в постановлении от 15.01.2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО6 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебному приставу-исполнителю МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО3 об уменьшении исполнительского сбора, удовлетворить.
Снизить исполнительский сбор взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 15.01.2019 года по исполнительному производству №-ИП в отношении должника ФИО6. до 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья И.И. Успун