ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1516/20 от 29.01.2021 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Осмольской М.О.,

при помощнике судьи Жуковой Я.Б.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца Администрации Турунтаевского сельского поселения Заплавнова Д.Г., представителя заинтересованного лица Управления финансов Администрации Томского района Братчиковой О.С. административное дело № 2а-239/2021 по административному исковому заявлению Администрации Турунтаевского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марине Александрове, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль Алексею Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства как незаконного,

установил:

Администрация Турунтаевского сельского поселения обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом привлечения административных ответчиков) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А., судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № 83431/20/70024-ИП от 18.09.2020 как незаконного.

В обоснование административного иска указано, что 18.09.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства с предметом исполнения: постановление по делу об административном правонарушении №3227002420000000797016, вынесенное 15.09.2020 Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных УФССП России по Томской области по делу № 797/20/70024-АП от 29.06.2020, предмет исполнения: штраф по постановлению должностного лица ФССП России в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации Турунтаевского сельского поселения в пользу УФК по Томской области (УФССП России по Томской области л/с 04651785640), полученное Администрацией Турунтаевского сельского поселения 29.09.2020. Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучина М.А. постановила возбудить исполнительное производство № 83431/20/70024-ИП, не устанавливая срок исполнения требований исполнительного документа. Указанное постановление вынесено с нарушением Федерального закона «Об исполнительном производстве», является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Исполнительное производство, в рамках которого на должника Администрацию Турунтаевского сельского поселения было наложено административное наказание в виде административного штрафа, исполнено. Единственным основанием для возбуждения исполнительного производства № 83431/20/70024-ИП от 18.09.2020 явилось постановление, вынесенное 15.09.2020 Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области по делу № 797/20/70024-АП от 29.06.2020 с предметом исполнения штраф по постановлению должностного лица ФССП России в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации Турунтаевского сельского поселения в пользу УФК по Томской области (УФССП России по Томской области), то есть постановление о наложении административного штрафа за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока для исполнения требований по иному исполнительному документу (решению суда) послужило основанием для возбуждения иного исполнительного производства. Основания для вынесения данного постановления отсутствовали. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта за исключением случаев, установленных ст.ст. 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление судебного пристава-исполнителя к исполнительным документам, на основании которых производится обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не относится. В соответствии с ч. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание денежных средств за счет казны муниципального образования происходит путем направления исполнительных документов для исполнения в финансовый орган муниципального образования, но только исполнительных документов по исполнению судебных актов. Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено с нарушением указанных норм права, поэтому является незаконным. Должник Администрация Турунтаевского сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет исполнение бюджета на финансовый год, принятого Советом депутатов муниципального образования. При этом, в части расходования бюджетных субсидий и трансферов, поступающих в рамках восполнения дефицита бюджета (и составляющих значительную часть бюджета муниципального образования) функции контроля переданы Счетной палате Администрации Томского района.

Представитель административного истца Администрации Турунтаевского сельского поселения Заплавнов Д.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства №83431/20/70024-ИП от 18.09.2020 незаконно. В постановлении указан размер задолженности по состоянию на 18.09.2020, однако, ссылка на номер исполнительного производства отсутствует. В постановлении указано, что срок для добровольного исполнения требований данного исполнительного документа не устанавливается, тогда как в дальнейшем представлено постановление о внесении изменений в постановление, где устанавливается срок для исполнения данного исполнительного документа, вместе с тем указанное постановление не является законным способом устранения допущенных нарушений, так как вынесено должностным лицом иного отделения судебных приставов. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для обращения взыскания на денежные средства являются судебные акты, к которым постановления судебного пристава-исполнителя не относятся. Положениями ч. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Взыскание штрафа должно производиться путем выставления требования, которое направляется должнику администрации сельского поселения. Должник принимает меры в рамках бюджета к исполнению постановления либо принимает решение о его обжаловании. Закон не лишает судебного пристава-исполнителя права направить постановление о взыскании штрафа в финансовый орган. В связи с отсутствием указания на номер исполнительного производства в постановлении, административный истец не имел возможности определить, в рамках какого исполнительного производства был назначен штраф и оплатить его в течение 60 дней.

Представитель заинтересованного лица Управления финансов Администрации Томского района Братчикова О.С. в судебном заседании разрешение административного иска Администрации Турунтаевского сельского поселения оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в муниципальных органах муниципальных образований открываются лицевые счета, которые отражают лишь движение, то есть фактически денежные средства на данных счетах отсутствуют. Как финансовый орган Управление финансов Администрации Томского района принимает требование судебного пристава-исполнителя об уплате и постановление о назначении штрафа. В дальнейшем в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируется уведомление, которое направляется в сельское поселение, в дальнейшем сельское поселение планирует свои действия по исполнению постановления. Финансовые средства направляются на то, чтобы исполнить первоначальные судебные решения, либо проводится работа для того, чтобы направить заявку на софинансирование данных мероприятий. Бюджет сельского поселения является дотационным, предусмотрен некий уровень софинансирования. Чтобы претендовать на эти денежные средства, необходимо израсходовать определенный процент собственных денежных средств. Все денежные средства, которые есть в бюджете, являются целевыми. Сельское поселение формирует заявку для внесения изменений в бюджет. Вопрос рассматривается с учетом бюджета Томской области и принимается решение о выделении денежных средств либо принимается решение об отсрочке на следующий год. Таким образом, взыскание штрафа происходит путем перераспределения денежных средств при предъявлении постановления об административном правонарушении.

В письменных пояснениях представитель Управления финансов Администрации Томского района Братчикова О.С. указала, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поясняет, что указанное положение носит концептуальный, основополагающий характер и означает, что не допускается ни вмешательство органов местного самоуправления в деятельность друг друга в какой бы то ни было форме, ни установление отношений административной подчиненности, подконтрольности органов местного самоуправления разных видов муниципальных образований. Не допускается принятие обязательных для исполнения указаний органами местного самоуправления одних муниципальных образований органам местного самоуправления других муниципальных образований. Учет этого правового принципа особенно важен в условиях функционирования двухуровневой системы организации местного самоуправления, во взаимоотношениях «муниципальный район - поселение», так как факт нахождения поселений на территории муниципального района не ставит их от него в подчиненное, публично-властное зависимое положение. Приложение № 3 к бюджету Турунтаевского сельского поселения «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета Турунтаевского сельского поселения на 2020 год» предусматривает следующие виды расходов: 1. Общегосударственные вопросы; 2.Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика; 5. Дорожное хозяйство; 6.Жилищно - коммунальное хозяйство; 7. Культура, кинематография; 8. Социальная политика; 9.Физическая культура и спорт; 10. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектам Российской Федерации и муниципальных образований. Бюджетом Турунтаевского сельского поселения не предусмотрены расходы на оплату штрафов, исполнительных сборов и так далее. Бюджетом Турунтаевского сельского поселения предусмотрено получение значительного объема межбюджетных трансфертов из бюджета Томского района (так как поселение дотационное). Все межбюджетные трансферы являются целевыми. В соответствии со ст.ст. 31, 32, 33, 38, 38.2, 83, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение местного бюджета обеспечивается соответствующей местной администрацией самостоятельно. Исполнение бюджета осуществляется в строгом соответствии с решением о бюджете. В соответствии с ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете или в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится утверждение местного бюджета. В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению. Таким образом, расходование денежных средств Турунтаевского сельского поселения осуществляется на основе бюджета, принимаемого Советом Турунтаевского сельского поселения. Отказ представительного органа местного самоуправления выделить денежные средства на оплату штрафов судебных приставов-исполнителей является отдельным основанием прекращения административного производства. Исполнение требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области без внесения изменения в бюджет неправомерно, так как является нецелевым использованием бюджетных средств. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена, в том числе и Уголовным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению местных бюджетов производится на лицевых счетах, открываемых в финансовых органах муниципальных образований. Таким образом, лицевые счета, открытые в Управлении финансов Администрации Томского района, не содержат денежных средств, а отражают только их движение, а согласно ч. 10 ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, указанные в настоящей статье, открываются к соответствующим видам казначейских счетов. Расходы осуществляются от имени и по поручению Администрации Турунтаевского сельского поселения, на основании заявки на кассовый расход и в соответствии с решением о бюджете Турунтаевского сельского поселения. Практика судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области по добровольному исполнению решения суда в пятидневный срок является неисполнимой и противоречащей действующему законодательству. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения. Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования (пропорциональности) и справедливости. Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучина М.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В возражениях на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Томской области Кучина М.А. указала, что доводы, изложенные в исковом заявлении Администрации Турунтаевского сельского поселения являются необоснованными. 19.06.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области вынесено постановление о назначении административного наказания № 797/20/70024-АП в отношении Администрации Турунтаевского сельского поселения, которым Администрация Турунтаевского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП РФ и привлечена к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу. Согласно п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Таким образом, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания административных штрафов. В связи с неоплатой административного штрафа в срок, постановление должностного лица было направлено для принудительного исполнения в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области. На основании указанного постановления о назначении административного наказания в отношении Администрации Турунтаевского сельского поселения 18.09.2020 судебным приставом-исполнителем Кучиной М.А. возбуждено исполнительное производство №83431/20/70024-ИП. В связи с тем, что в Межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области не исполняются исполнительные производства в отношении администраций городов, районов, поселений Томской области (постановление об определении места ведения исполнительных производств от 01.10.2019 № 70901/19/27826) имущественного характера, постановление должностного лица было направлено по территориальности в отделение судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области. В силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе по обязательствам государственных органов, органов местного самоуправления, финансируемых из соответствующего бюджета, определен положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормами ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Указанные нормативные акты предусматривают возможность обращения взыскания на средства бюджетов только на основании судебных актов. На основании исполнительных документов, не являющихся судебными актами, например, постановлений судебного пристав-исполнителя, постановлений иных контролирующих органов (ст. 12 Закона об исполнительном производстве), возможность обращения взыскания на средства бюджетов законом не предусмотрена. Вместе с тем, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 09.01.2017 № 301-КГ-16-18081 по делу № А-39-5023/2015 указал, что с учетом положений ст.ст. 239, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», должник является бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, в связи с чем постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст.ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль А.В., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Томской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль А.В. в заявлении просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца Администрации Турунтаевского сельского поселения, представителя заинтересованного лица Управления финансов Администрации Томского района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9, 11 ст. 226, ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны сведения, указанные в ч. 2 данной статьи. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу положений ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Виды исполнительных документов указаны в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». К исполнительным документам относятся, в том числе, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя.

Требования, которым должен соответствовать исполнительный документ, установлены в ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В судебном заседании установлено, в отношении Администрации Турунтаевского сельского поселения заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Аминовой Ю.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 797 от 19.06.2020. Согласно указанному постановлению на основании исполнительного документа исполнительного листа ФС № 031307517 от 11.10.2019, выданного Томским районным судом Томской области по делу № 2-203/2017, вступившему в законную силу 07.03.2017, предмет исполнения: обязать Администрацию муниципального образования «Турунтаевское сельское поселение» в срок до 31.12.2017 провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Турунтаевское сельское поселение» Томского района, на которых размещены девять общественных кладбищ (два в <адрес>), 27.11.2019, возбуждено исполнительное производство №88518/19/70024-ИП. В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник требований исполнительного документа не исполнил. Администрацией Турунтаевского сельского поселения в 00 час. 00 мин. 00 сек. 02.03.2020 по адресу: 634534, Россия, <адрес> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, с наложением штрафа в размере 50 000 рублей. Указана дата выдачи 15.09.2020, дата вступления в законную силу - 13.07.2020.

Поскольку указанное постановление вступило в законную силу, оно подлежит исполнению (ч. 1 ст. 31.2, ч. 1 ст. 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучина М.А. 18.09.2020, рассмотрев исполнительный документ постановление по делу об административном правонарушении (3) № 32270024200000797016 от 15.09.2020, выданное Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области по делу №797/20/70024-АП от 29.06.2020, предмет исполнения: штраф по постановлению должностного лица ФССП России в размере 50 000 рублей в отношении должника Администрации Турунтаевского сельского поселения в пользу взыскателя УФК по Томской области (Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, л/с 04651785640) вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства № 83431/20/70024-ИП без установления срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

21.09.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. составлен акт об изменении места совершения исполнительных действий и вынесено постановление о передаче исполнительного производства в другое отделение судебных приставов, согласно которому исполнительное производство № 83431/20/70024-ИП от 18.09.2020 передано в отделение судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области.

Судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль А.В. вынесено постановление от 28.09.2020 о принятии исполнительного производства от 18.09.2020 № 83431/20/70024-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа от 15.09.2020 №32270024200000797016, выданного Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области по делу № 797/20/70024-АП.

Постановлением от 05.11.2020 судебным приставом исполнителем отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль А.В. в постановление о возбуждении исполнительного производства от 18.09.2020 №70024/20/335895 внесены следующие исправления: читать верным п. 2 (части постановил): «Установить должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения (надлежащего уведомления) настоящего постановления либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» данный Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

К числу исполнительных документов отнесены постановления судебного пристава-исполнителя (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение требований исполнительных документов во внесудебном порядке осуществляется посредством применения судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.

При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не используется, кроме случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч.1 ст.31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.

По общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ) (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В ч. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Исключение из этого правила установлено ч. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Пунктом 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансовый орган не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В силу п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 5 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно справке Главы Турунтаевского сельского поселения Неверного С.В. от 16.12.2020 № 500 Администрация Турунтаевского сельского поселения имеет единственный лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Томской области для учета доходных средств бюджета поселения и лицевой счет в Управлении финансов Томского района для учета расходования средств бюджета Турунтаевского сельского поселения.

Доказательств открытия счета Администрации Турунтаевского сельского поселения в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации административными ответчиками вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предоставлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучина М.А. должна была отказать в возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации Турунтаевского сельского поселения о взыскании штрафа в размере 50 000 рублей в пользу Управления Федеральной службы судебных приставов на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. о возбуждении исполнительного производства № 83431/20/70024-ИП от 18.09.2020 не основано на законе, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Администрации Турунтаевского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марине Александрове, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Томскому району УФССП России по Томской области Онскуль Алексею Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства как незаконного удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной Марины Александровны о возбуждении исполнительного производства № 83431/20/70024-ИП от 18.09.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-004418-26

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-239/2021

Судья М.О. Осмольская

Секретарь К.В. Гапонович