ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1516/2017 от 12.04.2017 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело а-1516/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.04.2017 г. г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего - судьи Сушковой С.С., при секретаре Анохине А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Нуриев В.Х. о признании незаконными действий об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ,

УСТАНОВИЛ:

Нуриев В.Х. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указывая, что он является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме, который закреплен за управляющей организацией – ООО «<данные изъяты>», действующей на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. При этом, п. 44 Правил , до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 603 определял, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников принято решение о сверхнормативной оплате. В случае если такого решение не принято, то сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН исполнитель оплачивает за счет собственных средств. В новой редакции п. 44 Правил исключена фраза об оплате исполнителем сверхнормативного объёма коммунального ресурса на ОДН. Между тем, в п. 3 письма от ДД.ММ.ГГГГ Минстрой России, разъясняя положения п. 44 Правил 354 подтверждает, что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН исполнитель оплачивает за счет средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуги. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ. Нуриев В.Х. обратился в Минстрой РФ с заявлением, в котором просил разъяснить:

- положения п. 2 Правил и п. 2 Правил , утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 603, изменивших п. 2 Правила N124;

- положения п. 44 Правил , после внесения изменений Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N603 и п..З письма Минстрой России от ДД.ММ.ГГГГ N , в котором разъясняются положения п. 44 Правил 354;

- на чём основаны разъяснения Минстроя, о том что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг;

- каким нормативно-правовым актом определено понятие, "исполнитель коммунальных услуг", используемое в письме Минстроя РФ N , в то время как Правила 354 и 124 определяют понятие "исполнитель";

- каким правовым статусом обладают письма Минстроя России, разъясняющие положения Правил (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N ), обязательны ли они для исполнения, либо носят рекомендательный характер. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Минстрой России уклонился от ответа на поставленные в обращении вопросы., в частности от разъяснений:

- на чём основаны разъяснения Минстроя России о том, что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг;

- каким нормативно-правовым актом определено понятие, "исполнитель коммунальных услуг".

Истец считает, что указанный ответ в этой части является незаконным, поскольку в нем отсутствуют ответы на поставленные вопросы. Кроме того, в указанном ответе Минстрой РФ указал, что содержащиеся в письмах Минстроя РФ разъяснения Правил не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и являются экспертной позицией Минстроя России. С указанным ответом в этой части истец не согласен, считает его незаконным поскольку доводы, отраженные в письме, противоречат п.. З Правил N 354, в котором указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поскольку Правительство РФ делегировало право Минстрою России разъяснять указанные Правила, соответственно, разъяснения должны носить официальный характер, обязательный для применения. В связи с чем, истец просит признать незаконным ответ Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ на его заявление в части уклонения от разъяснений по вопросам: на чём основаны разъяснения Минстроя РФ, о том, что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг и каким нормативно-правовым актом определено понятие, "исполнитель коммунальных услуг". Кроме того, истец просит признать незаконным указанный ответ в части сообщения о том, каким статусом обладают письма Минстроя России, разъясняющие положения Правил .

Административный ответчик Минстрой России не направил в суд своего представителя, о дате и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, предоставив письменные возражения на иск.

Административный истец Нуриев В.Х. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным выше, считает, что действиями ответчика были нарушены его права и законные интересы.

В судебном заседании представителем заявителя –Хизвер В.Р. представил от имени Нуриев В.Х. уточненные исковые требования, в которых указал, что просит признать незаконным бездействие Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ в части уклонения от разъяснений: - на чём основаны разъяснения Минстроя России о том, что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг; - каким нормативно-правовым актом определено понятие, "исполнитель коммунальных услуг", а также признать незаконным решение Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, касающегося квалификации разъяснений, направляемых в адрес потребителей в целях разъяснений Правил , утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в качестве документа, не имеющего официального значения..

Административный истец Нуриев В.Х. уточненные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного истца Хизвер В.Р. также поддержал как основные, так и уточненные требования административного истца, просил удовлетворить их в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно требований указанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела: ДД.ММ.ГГГГ. Нуриев В.Х. обратился в Минстрой России с заявлением, в котором просил разъяснить: - положения п. 2 Правил и п. 2 Правил , утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 603, изменивших п. 2 Правила N124; - положения п. 44 Правил , после внесения изменений Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N603 и п. З письма Минстрой России от ДД.ММ.ГГГГ N , в котором разъясняются положения п. 44 Правил 354; - на чём основаны разъяснения Минстроя, о том что сверхнормативный объём коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг; - каким нормативно-правовым актом определено понятие, "исполнитель коммунальных услуг", используемое в письме Минстроя РФ N , в то время как Правила 354 и 124 определяют понятие "исполнитель"; - каким правовым статусом обладают письма Минстроя России, разъясняющие положения Правил (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N ), обязательны ли они для исполнения, либо носят рекомендательный характер (л.д. 6). На указанное заявление Нуриев В.Х. был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8), который обжалуется истцом.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила ) установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

При этом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ дает разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в частности, ПИСЬМО от ДД.ММ.ГГГГ N 7288-ач/04 ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, либо ПИСЬМО от ДД.ММ.ГГГГ N 28483-АЧ/04 ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ИЮНЯ 2016 ГОДА N 603 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ". Однако, ответы на заявления отдельных физических лиц, не могут быть отнесены к указанным в п. 3 Правил разъяснениям, а предоставляются в соответствии с установленными требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, доводы истца о том, что обжалуемый ответ Минстроя России не содержит разъяснений о том, на чем основаны разъяснения о том, что сверхнормативный объем коммунального ресурса на ОДН должен возмещаться исполнителем коммунальных услуг и каким нормативно-правовым актом определено понятие «исполнитель коммунальных услуг», не может быть принят во внимание, поскольку в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с новой редакцией пункта 44 Правил , размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, определяется исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определяемых путем распределения между потребителями объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме, пропорционально площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом распределяемый в соответствии с формулами, приведенными в приложении к Правилам , между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в каждом расчетном периоде не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствующем многоквартирном доме, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Установленный в пункте 44 Правил порядок определения размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг. Таким образом, Правила устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. В соответствующих расчетных периодах установленный Правительством Российской Федерации порядок ограничения размера платы за коммунальные услуги для потребителей приводит к случаям ограничения для исполнителя коммунальных услуг суммы доходов от предоставления коммунальных услуг в таких расчетных периодах. Возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счет средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуг.

Таким образом, указанный ответ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в установленный срок, в пределах компетенции ответчика, соответствует установленным требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержит исчерпывающие ответы на поставленный вопросы.

Помимо этого, аналогичные пояснения, касающиеся вопросов, имеющихся в заявлении Нуриев В.Х. на имя Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ содержатся в письменных возражениях ответчика на указанное исковое заявление, при этом в данных возражениях более развернуто отражены все ответы на поставленные вопросы. ( л.д. 15-18)

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные Нуриев В.Х. требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226- 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Нуриев В.Х. о признании незаконными действий (бездействий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сушкова С.С.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ