ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1517/18 от 18.04.2018 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Выборг 18 апреля 2018 года

Дело N2а-1517/2018

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника для постановки его на государственный кадастровый учет,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» для постановки его на государственный кадастровый учет, возложении на административного ответчика обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» для постановки его на государственный кадастровый учет.

В обоснование требований указал, что при проведении проверки исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего с 01 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 года N 221-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также Земельного кодекса РФ до настоящего времени границы особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» площадью 1044 га, расположенный на территории Выборгского района Ленинградской области, надлежащим образом не установлены и не описаны, сведения об указанных границах в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют, что может привести к принятию неправомерного решения об использовании земель особо охраняемой природной территории и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По заявлению прокурора указанным судом было возбуждено административное дело, которое определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года направлено по подсудности в Выборгский городской суд Ленинградской области для рассмотрения по существу.

Административный истец Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор участия в суде не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на административный иск прокурора, в котором просил отказать в удовлетворении требований.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 26 указанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Как следует из материалов дела, постановлением Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 N145 природный объект «Болото Озерное» объявлен государственным природным заказником регионального значения.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Прокурорской проверкой установлено, что в государственном кадастре недвижимости сведения об указанном памятнике природы, как об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующим до 01.01.2017) в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 названного Федерального закона. К таким сведениям, в частности, относятся: описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

В силу требований статьи 15 Федерального закона N 221 от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 1 января 2017 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления их в силу, в случае, если требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия решений.

Аналогичные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) (действующего с 01.01.2017), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Как указано в статье 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 1 статьи 5 данного закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий относится к компетенции Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

Учитывая приведенные нормы и установив, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона не исполнена, границы особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» в Выборгском районе Ленинградской области, организованной Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 N145, в соответствии в требованиями действующего законодательства не установлены и не описаны, сведения о границах данной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что административным ответчиком в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось, суд приходит к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и возложении на административного ответчика обязанности по выполнению соответствующих мероприятий.

При этом, суд отмечает, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о государственном природном заказнике регионального значения «Болото Озерное» с ограничениями режима его использования может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах природного заказника и нарушением в связи с этим режима их использования.

Доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат. Отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона.

Доводы административного ответчика в возражение административного иска прокурора, изложенные в письменном отзыве, суд находит несостоятельными, не опровергают законность вышеуказанных требований прокурора, соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Устанавливая для административного ответчика двенадцатимесячный срок для проведения мероприятий, связанных с подготовкой необходимых документов, установлением и описанием границ особо охраняемой природной территории и их внесением в государственный кадастр недвижимости, суд считает его достаточным, в том числе и с учетом необходимости выполнения установленных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедур.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника для постановки его на государственный кадатсровый учет удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Болото Озерное» для постановки его на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков