ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1517/2022 от 17.06.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0001-01-2022-000355-70

дело № 2а-1517/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоград 17 июня 2022 года

Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Волошиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Светлоярского района Волгоградской области, обратившегося в защиту интересов субъекта Российской федерации – Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Язловецкому ФИО15, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании решения незаконным, признании недействительной и исключении записи ЕГРН, возложении обязанности,

установил:

прокурор Светлоярского района Волгоградской области, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице комитета финансов Волгоградской области обратился в суд с административным иском к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по волгоградской области) Язловецкому ФИО15., Управлению Росреестра по Волгоградской области, в обоснование требований указав, прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, а также о государственной регистрации недвижимости, в ходе которой установлено объект недвижимости – сооружение пруд-накопитель промстоков, коллектор (ливневой), скважины – 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое сооружение с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 01 июня 2020 года на основании заявления правообладателя и заключения кадастрового инженера от 29 апреля 2020 года, в соответствии с которым пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства. Правообладателем объекта недвижимости является ООО «Лукойл Волгоградэнерго». Однако заключение кадастрового инженера не могло послужить основанием для снятия объекта с государственного кадастрового учета в силу закона. Между тем, государственным регистратором прав Управления Росреестра по Волгоградской области Язловецким ФИО15 01 июня 2020 года принято незаконное решение о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Незаконное решение государственного регистратора Язловецкого ФИО15 повлекло за собой необоснованное не поступление налоговых доходов на указанное имущество в бюджет Волгоградской области. Учитывая приведенные обстоятельства, административный истец с учетом положений ст.46 КАС РФ просит признать незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по Волгоградской области Язловецкого ФИО15 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – сооружение пруд-накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины – 4 штуки, с кадастровым номером и прекращении права собственности ООО «Лукойл Волгоградэнерго» на данный объект. Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 01 июня 2020 года о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости сооружение пруд-накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины – 4 штуки, с кадастровым номером .

В судебном заседании помощник прокурора Светлоярского района Волгоградской области Чуншкалиева ФИО20 административный иск поддержала, на удовлетворении настаивала.

Административный ответчик Язловецкий ФИО15. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Представитель Управления Росреестра по Волгоградской области ФИО1 ФИО21., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Комитета финансов Волгоградской области Деревянко ФИО23, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица МИФНС № 11 по Волгоградской области ФИО2 ФИО24., действующая на основании доверенности, и представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по Волгоградской области ФИО3 ФИО25 действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» ФИО4 ФИО26 действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, просил отказать.

Выслушав представителей сторон, административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу положений части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ закреплено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из материалов дела следует, ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» являлся правообладателем объекта недвижимости пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером 34:26:090201:10259, что подтверждается выпиской ЕГРН.

16 мая 2020 года ООО «Лукойл-Волгоградэнего» обратилось в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости пруда-накопителя.

К указанному заявлению приложено заключение кадастрового инженера ФИО5 ФИО27 от 29 апреля 2020 года, в соответствии с которым в ходе проведения кадастровых работ установлено, что объект пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером 34:26:090201:10259 представляет собой сооружение состоящее из водной глади (секция № 1 и секция № 2) оградительной дамбы, разделительной дамбы, коллектора ливневого, скважин 4шт. Объект пруд-накопитель не обладает признаками объекта капитального строительства, не связан прочно с землей, перемещение без несоразмерного ущерба назначению возможно. Кадастровым инженером был сделан вывод, что пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

01 июня 2020 года объект пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером был снят с государственного кадастрового учета, что подтверждается выпиской ЕГРН.

26 октября 2021 года руководитель Управления Росреестра по Волгоградской области обратился в адрес прокурора Волгоградской области с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования, в связи с тем, что государственным регистратором прав недвижимого имущества Язловецким ФИО15 принято необоснованное решение о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – сооружение пруд-накопитель промстоков, коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером и прекращении права собственности ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» на данный объект, что послужило основанием к проведению служенной проверки в отношении государственного регистратора, в ходе которой установлено, что снятие объекта с государственного кадастрового учета совершено на основании заключения, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 ФИО27, которое гласит, что пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства. При этом указано, что на момент совершения действий по снятию с государственного кадастрового учета пруда-накопителя, заключение кадастрового инженера не могло являться основанием для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета в силу закона (л.д. 24-25).

Приказом руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области от 20 октября 2021 года № 1077-к-л/с инициирована служебная проверка в отношении Язловецкого ФИО15

В ходе проведения проверки в отношении государственного регистратора Язловецкого ФИО15 у последнего отобраны объяснения, из которых следует, 01 июня 2020 года государственным регистратором снят с государственного кадастрового учета объект с кадастровым номером , погашены актуальные записи о вещных правах на этот объект на основании заявления правообладателя и заключения кадастрового инженера ФИО5 ФИО27., в связи с тем, что пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства.

По результатам проведения служебной проверки установлен факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка.

В соответствии с письмом ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» от 22 ноября 2021 года в адрес прокурора Светлоярского района Волгоградской области, объект пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером приобретен обществом в 2010 году в результате реорганизации ООО «ЮГК-Волгоградэнерго», принадлежит обществу на праве собственности, является действующим и участвует в производственной деятельности предприятия. В результате проведения кадастровых работ, установлено что площадь земельного участка уменьшилась на 28,71 га. Кроме того кадастровым инженером дано заключение о том, что спорный объект не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем обществом инициировано обращение в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о снятии объекта с государственного кадастрового учета. После снятия объекта с кадастрового учета он числится на бухгалтерском балансе ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» и используется в соответствии с его назначением: прием и накопление промышленных стоков, его функциональное назначение не изменилось (л.д. 57).

Из регистрационного дела на объект недвижимости пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером следует, что данный объект бы поставлен на государственный кадастровый учет 23 апреля 2003 года.

Из технического паспорта от 30 ноября 2001 года и справки Светлоярского БТИ Волгоградской области на объект пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером следует, что в Светлоярском районе Волгоградской области юго-западнее АО «Заканальное» учтен объект недвижимости принадлежащий АО «Волгоградэнерго» право собственности на который зарегистрировано МБТИ Светлоярского района Волгоградской области 10 февраля 1995 года, регистрационная запись № 6524. Общая площадь земельного участка по данным последней инвентаризации составляет 224,2 га.

24 ноября 2021 года прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области с привлечением кадастрового инженера ФИО6 ФИО33, заместителя начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Светлоярского района, в присутствии руководителя группы управления имуществом ООО «Лукойл-Волгоградэнерго», представителей ООО «Ритэк», АО «Каустик» проведено обследование текущего состояния объекта пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером , по результатам которого составлен акт.

В ходе осмотра установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу юго-западнее АО «Заканальное» Светлоярского района имеется пруд-накопитель, представляющий собой углубление рельефа с обваловкой, имеет 2 секции с разделительной дамбой. Бетонных частей в составе пруда-накопителя в ходе визуального осмотра не установлено. Определить площадь секций без применения специального оборудования не представляется возможным. Кроме того установлено что первая секция пруда на момент осмотра не используется, по всей площади имеется сухая растительность; вторая секция используется для накопления стоков воды.

Согласно письму МИФНС России № 8 по Волгоградской области от 29 ноября 2021 года адресованному прокурору Светлоярского района Волгоградской области за 2018 года сумма начисленного и оплаченного ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» налога на имущество организаций за объект с кадастровым номером составила 785584 рубля, за 2019 год – 775374 рубля. В 2021 году от ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» поступили пояснения, что объект с кадастровым номером не является объектом недвижимого имущества на основании заключения кадастрового инженера. Объект снят с кадастрового учета 01 июня 2020 года.

С целью проверки законности снятия спорного объекта с государственного кадастрового учета, постановлением начальника МИФНС России № 11 по Волгоградской области от 20 сентября 2021 года назначена техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Федерация Экспертов Саратовской области».

Согласно выводов заключения ООО «Федерация Экспертов Саратовской области» гидротехническое сооружение пруд-накопитель промстоков имеет признаки объекта капитального строительства и является объектом недвижимого имущества, имеет неразрывную связь с земельным участком, на котором он расположен. Перемещение объекта всецело с одного местоположения на другое, не нарушая при этом его целостность и функциональное назначение невозможно. Для того, чтобы пруд-накопитель стад гидрологическим объектом, не несущим хозяйственного назначения, необходимо заблокировать технологический переход стоков в трубопровод, а именно удалить насосы рециркуляции баков – нейтрализаторов.

13 декабря 2021 года прокуратурой Светлоярского района Волгоградской области в адрес первого заместителя губернатора Волгоградской области – председателя Комитета финансов Волгоградской области направлено письмо с указанием обстоятельств не поступления доходов от налога на имущество в виде пруда-накопителя промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером в бюджет Волгоградской области.

В ответ на указанное обращение прокурора Комитет финансов Волгоградской области просил прокуратуру Светлоярского района Волгоградской области инициировать обращение в суд в целях защиты интересов Волгоградской области по фактам изложенным в письме от 13 декабря 2021 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями участников процесса.

Настаивая на удовлетворении административного иска прокурор Светлоярского района Волгоградской области указал, что у государственного регистратора отсутствовали основания для снятия объекта с государственного кадастрового учета в силу требований закона, что привело к не получению бюджетом Волгоградской области налога на имущество организаций за 2020, 2021 годы.

Возражая против удовлетворения иска, административные ответчики указали, что осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объекта пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером 34:26:090201:10259 производилось на основании заявления правообладателя и заключения кадастрового инженера, согласно которому спорный объект не является объектом капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 16 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", при снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в данных о прекращении (снятии с учета) указываются в числе прочего сведения о документах-основаниях для снятия с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, сделки в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка, либо сведения о предусмотренных федеральными законами основаниях снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на него с указанием: слов "снят с государственного кадастрового учета и (или) права прекращены на основании", соответствующей нормы Закона (части 11 или 15 статьи 60.2, части 3 или 3.1 статьи 70, части 7 статьи 72);

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции действующей на 01 июня 2020 года) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, либо отсутствие таковых, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.

Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (статья 65 указанного Федерального закона).

Решение государственный регистратор принимает на основании закона и документов, представленных вместе с заявлением заинтересованного лица о кадастровом учете.

Таким образом, законодательство наделяет полномочиями по принятию решений об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, оформляемых по установленной форме, должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) - государственных регистраторов.

Согласно пункту 5.9 должностной инструкции главного специалиста-эксперта отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Волгоградской области, в обязанности государственного регистратора входит в том числе и проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с о статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).

Согласно требованиям к подготовке акта обследования, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 года № 861 заключение кадастрового инженера является составной частью акта обследования, в котором в виде связного текста приводится заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости.

Таким образом, представление правообладателем объекта заключение кадастрового инженера о том, что пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства, не могло являться самостоятельным основанием для снятия спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.

В этой связи, при отсутствии документов, подтверждающих, что объект пруд-накопитель промстоков коллектор (ливневой), скважины 4 шт., назначение: прочее, назначение: гидротехническое с кадастровым номером 34:26:090201:10259 не является объектом недвижимого имущества у государственного регистратора Язловецкого ФИО15. отсутствовали правовые основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении спорного объекта.

С учетом правовой позиции, изложенной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2019), проверка наличия (или отсутствия) у объекта признаков недвижимости должна осуществляться при правовой экспертизе с учетом критериев, установленных приведенными нормами ГК РФ и Закона о регистрации.

В соответствии с данными ЕГРН объект с кадастровым номером является гидротехническим сооружением.

В силу прямого указания части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется не только на основании заявления, но и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке, включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ) и внесение в ЕГРН установленных Законом о регистрации недвижимости сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (пункт 4 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

С учетом положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона о регистрации объект с кадастровым номером (сооружение – пруд – накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины) является гидротехническим сооружением, тесно связанным с землей, и подлежит государственному кадастровому учету как объект недвижимого имущества.

В нарушение вышеуказанных норм права, государственный регистратор Язловецкий ФИО15 не провел правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета с целью снятия с кадастрового учета спорного объекта недвижимости, не приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в соответствии с пунктами 5,7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.

При таких обстоятельствах, решение государственного регистратора Управления Росреестра по Волгоградской области Язловецкого ФИО15. о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – сооружение пруд-накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины – 4 штуки, с кадастровым номером и прекращении права собственности ООО «Лукойл Волгоградэнерго» на данный объект подлежит признанию незаконным, а внесенные на основании данного решения сведения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта с кадастровым номером подлежат признанию недействительными и исключению из Единого государственного реестра прав.

Учитывая, что признание решения незаконным своей целью преследует восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по восстановлению в Едином государственном реестре недвижимости аннулированных и исключенных сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером , а именно – записи от 13 декабря 2010 .

Ссылки административного ответчика на заключение кадастрового инженера ФИО5 ФИО27., в соответствии с которым спорный объект не относится к объектам капитального строительства судом отклоняются в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Положениями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1). В техническом плане указываются: сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости; сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (часть 2).

В силу пункта 1 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 этого закона, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Закона о кадастровой деятельности).

В заключении кадастрового инженера ФИО5 ФИО27 сделан вывод о том, что объект пруд-накопитель не относится к объектам капитального строительства, однако выводов о том, что спорный объект не является объектом недвижимости, права на который подлежат регистрации в заключении не содержится.

Кроме того, МИФНС России № 11 по Волгоградской области инициировано проведение технической экспертизы, согласно выводов которой гидротехническое сооружение пруд-накопитель промстоков имеет признаки объекта капитального строительства и является объектом недвижимого имущества, имеет неразрывную связь с земельным участком, на котором он расположен.

Помимо прочего, прокуратурой Светлоярского района Волгоградского области в адрес генерального директора СРО «Некоммерческое партнерство «Ассоциация кадастровых инженеров юга» внесено представление об устранении нарушений законодательства о кадастровой деятельности, в ответ на которое было сообщено, что заключение кадастрового инженера ФИО5 ФИО27. не является результатом кадастровых работ.

Проверяя доводы представителя заинтересованного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» о пропуске срока для обращения в суд за судебной защитой суд руководствуется следующим.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

В ходе судебного разбирательства установлено, что о нарушении прав прокуратуре Светлоярского района Волгоградской области стало известно после поступления письма прокуратуры Волгоградской области от 29 октября 2021 года, административный иск был направлен в адрес суда 20 января 2022 года, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

Иные доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, а потому не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

иск прокурора Светлоярского района Волгоградской области, обратившегося в защиту интересов субъекта Российской федерации – Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Язловецкому ФИО15, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании решения незаконным, признании недействительной и исключении записи ЕГРН, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Язловецкого ФИО15 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – сооружение пруд-накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины – 4 штуки, с кадастровым номером и прекращении права собственности ООО «Лукойл Волгоградэнерго» на данный объект.

Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от 01 июня 2020 года о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости сооружение пруд-накопитель промостков, коллектор (ливневой), скважины – 4 штуки, с кадастровым номером .

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области по восстановлению в Едином государственном реестре недвижимости аннулированные и исключенные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , а именно – запись от 13 декабря 2010 .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 01 июля 2022 года.

Председательствующий: С.В. Дрогалева