ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1518/19 от 17.09.2019 Кинельского районного суда (Самарская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Трибунской Л.М.,

при секретаре Котубей О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Гришина В.Н к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Гришин В.Н. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Кинель Самарской области, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении в собственность Гришиной К.В земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Обязать администрацию городского округа Кинель Самарской области вынести новое постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно Гришиной К.В Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Административный истец Гришин В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ () он обратился в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство его дочери, Гришиной К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения. Испрашиваемый земельный участок имеет следующие характеристики: площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположен по адресу: <адрес>; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; категория земель: земли населенных пунктов. В ответ на его заявление Администрацией городского округа Кинель Самарской области было вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» его дочери, Гришиной К.В, по следующим причинам: испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за счет средств областного бюджета в соответствии с ч. 10.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей; в соответствии с пунктом 2 ст. 10.11 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле», основанием для принятия до ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации при подготовке и принятии решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов. С отказом Администрации г.о. Кинель он не согласен и считает его незаконным по следующим причинам. Согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, у земельного участка с кадастровым номером данные о правообладателе отсутствуют; вид, номер и дата государственной регистрации права не зарегистрированы; графа «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» - пустая, обременения не зарегистрированы: сведения о наличии решения об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд, а также сведения об осуществлении государственной регистрации прав без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа - данные отсутствуют. Участок может быть зарезервирован в соответствии с пунктом 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для государственных и муниципальных нужд. Однако, указанная выписка из ЕГРН не содержит сведений о каких-либо ограничениях, которые в случае их установления подлежат регистрации в соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Нарушено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей ребенка-инвалида, т.к. в соответствии с пп. «з» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле», земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов. Также согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов РФ» от ДД.ММ.ГГГГ. инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность Гришиной К.В земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Обязать Администрацию городского округа Кинель Самарской области вынести новое постановление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером . расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно Гришиной К.В. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не прибыл, ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Фокин В.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал и пояснил, что в орган местного самоуправления поступило заявление Гришина В.Н. как законного представителя Гришиной К.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, подпункта «з» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. №94-ГД «О земле». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок состоит на государственном кадастровом учете. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на участок отсутствуют. Постановлением администрации г.о. Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», принято решение об отказе в предоставлении данного участка в связи с тем, что указанный участок сформирован и постановлен на кадастровый учет за счет средств областного бюджета с целью предоставления гражданам, имеющим троих и более детей. Спорный земельный участок с кадастровым номером был сформирован органом местного самоуправления с целью предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, состоящим на учете в Реестре граждан, в соответствии с частью 10 статьи 9, статьей 10.3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле». Средства на формирование участков были предоставлены в соответствии с Постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по формированию земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства". Постановлением администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка бесплатно однократно» был предоставлен бесплатно земельный участок, отнесенный к землям населенных пунктов, площадью <данные изъяты>.м., для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на который в последующем было зарегистрировано право собственности и сведения об этом внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу указанное выше постановление было отменено. Статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» установлено, что семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее <данные изъяты> человек, муниципальных районов с численностью населения менее <данные изъяты> человек. При этом граждане вправе самостоятельно в пределах размеров, установленных статьями 12 и 13 Закона № 94-ГД, определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Работы по формированию указанных земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (с пунктом 6 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД "О земле"). Необходимо отметить, что согласно пункту 19 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в том числе в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса, предоставление земельных участков данным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39,17 Земельного кодекса. Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка обеспечивает подготовку схемы на кадастровом плане территории; подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Таким образом земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> может быть предоставлен только гражданам, имеющим троих и более детей в соответствии с частью 10 статьи 9, статьей 10.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. №94-ГД «О земле». На основании вышеизложенного считают, что постановление администрации г.о.Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» принято в соответствии с нормами законодательства, не нарушает прав и законных интересов Административного истца. На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями КАС РФ, просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что требования Гришина В.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела установлено, что несовершеннолетняя Гришина К.В. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой об инвалидности серии , выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро МСЭ ГБ МСЭ по Самарской области.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Гришиной К.В. – административный истец Гришин обратился в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением о предоставлении его дочери Гришиной К.В. земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» Гришиной К.В. было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за счет средств областного бюджета в соответствии с ч.10.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. Также в качестве основания для отказа указано, что в соответствии с п.2 ст.10.11 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле», основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, наряду с основаниями, предусмотренными ст.39.16 ЗК РФ, является наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в предоставленных документах, и сведениями об этом участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями ЗК РФ при подготовке и принятии решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В силу пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К их числу, в частности, относится и то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером был сформирован органом местного самоуправления с целью предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, состоящим на учете в Реестре граждан, в соответствии с частью 10 статьи 9, статьей 10.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. №94-ГД «О земле».

Средства на формирование участков были предоставлены в соответствии с Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. №61 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по формированию земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности и (или) государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства".

На основании Постановления администрацией г.о. Кинель был заключен муниципальный контракт ДД.ММ.ГГГГ на формирование земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей из земель, находящихся в муниципальной собственности и (или) государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с условиями контракта ООО «Регион» выполнило геодезические, землеустроительные и кадастровые работы по формированию земельных участков, в т.ч. и участка по адресу <адрес>

Статьей 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» установлено, что семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее <данные изъяты>, муниципальных районов с численностью населения менее <данные изъяты>.

При этом граждане вправе самостоятельно в пределах размеров, установленных статьями 12 и 13 Закона № 94-ГД, определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Работы по формированию указанных земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (с пунктом 6 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД "О земле").

Согласно пункту 19 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в том числе в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса, предоставление земельных участков данным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39,17 Земельного кодекса.

Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка обеспечивает подготовку схемы на кадастровом плане территории; подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Таким образом, судом было установлено, что спорный земельный участок, испрашиваемый истцом, был сформирован органом местного самоуправления еще до обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка Гришиной К.В. в собственности однократно бесплатно под индивидуальное жилищное строительство, для выделения категории граждан, к которой Гришина К.В. не относится.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца Гришина В.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного, возложении обязанности вынести новое постановление не подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку в удовлетворении исковых требований Гришину В.Н. отказано в полном объеме, постольку не подлежит взысканию с ответчика и уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Гришина В.Н о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, в собственность отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>