ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1518/20 от 06.08.2020 Истринского городского суда (Московская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Истра, МО

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего – судьи Климёновой Ю.В.,

при секретаре Тотоевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.о. Истра, заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области, СНТ «Елочка» об оспаривании решения,

установил:

в Истринский городской суд обратился ФИО1 с административным иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи приобрел земельный участок площадью 1502 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании: для ведения садоводства по адресу: <адрес>, летом ДД.ММ.ГГГГ из выписки из ЕГРН узнал, что у земельного участка отсутствует категория земель, решениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)», поскольку земельный участок отнесен к землям лесного фонда, указанные решения просит признать незаконными и обязать повторно рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить, ссылаясь на то, что в соответствии с заключением кадастрового инженера земельный участок расположен в Зоне СХ-2 (Зона, предназначенная для ведения садоводства) и не имеет пересечения и наложения с землями лесного фонда, а также просил восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным иском, так как о нарушении прав административный истец узнал из ответов компетентных органов, которые были получены им в декабре 2019 года.

Представитель Администрации г.о. Истра в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, просит применить последствия пропуска срока обращения в суд (л.д. 57-58).

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, просит применить последствия пропуска срока обращения в суд (л.д. 29-30).

Представители Комитета лесного хозяйства Московской области, СНТ «Елочка» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения: 1) основания изменения категории земель; 2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; 3) категория земель, перевод из которой осуществляется; 4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Из материалов дела следует, что за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1502 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использовании: для ведения садоводства по адресу: <адрес> (л.д.9).

Вместе с тем, из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что категория земель в отношении земельного участка площадью 1502 кв. м, по адресу: <адрес> не установлена (л.д. 14-16).

Решениями Администрации г.о. Истра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)» на том основании, что границы земельного участка пересекают границы сельских лесов (л.д. 17-18, 19,59-60). Указанные решения согласованы Министерством имущественных отношений Московской области (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 103-123).

Административный истец указал на необоснованность вышеприведенных решений органа местного самоуправления, так как согласно ответа Мособлархитектуры земельный участок с КН расположен в территориальной зоне СХ-2 – зона предназначена для ведения садоводства и дачного хозяйства (л.д. 64), на основании его обращения Мособлкомлес принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН (л.д. 63-64).

Как установлено кадастровым инженером ФИО3 в его заключении на л.д. 130-161, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы земельного участка с КН существуют на местности и закреплены использованием объектов искусственного происхождения – металлическая труба, на земельном участке имеются плодовые и кустарные насаждения. Данные границы использовались с момента возникновения права на земельный участок. Фактические границы земельного участка совпадают с реестровыми границами, сведения о характерных точках границ которых, содержатся в ЕГРН. Земельный участок с КН расположен в Зоне СХ-2 (зона, предназначенная для ведения садоводства) и не имеет пересечения и наложения с Землями лесного фонда.

Таким образом, оспариваемые решения органа местного самоуправления нельзя признать законными, имеются основания для повторного рассмотрения заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)».

В силу ч. 1 ст. 219 главы 22 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частями 5, 8 ст. 219 КАС РФ также предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Суд полагает, что административный истец узнал о нарушении его прав, свобод и законных интересов после получения в декабре 2019 года ответа Мособлархитектуры о нахождении земельного участка в Зоне СХ-2, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства и ответа Комитета лесного хозяйства МО о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН (л.д. 63,64-65), следовательно, сроки обращения в суд с настоящим административным иском им соблюдены.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными решения Администрации городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)».

Обязать Администрацию городского округа Истра повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги «О переводе земель (отнесении земель), находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, из одной категории в другую (к определенной категории)».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ.