ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15201/17 от 29.01.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-2597/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2018 года г.Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Васильевой Л.В.,

при секретаре Вайлерт Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шиловой Н.Г. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об оспаривании действий,

У С Т А Н О В И Л:

Шилова Н.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ДМИЗО администрации г.Красноярска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка; о возложении обязанности предоставить в собственность многодетной семье административного истца бесплатно земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения садоводства. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения садоводства. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ. за ответчиком ДМИЗО администрации г.Красноярска было отказано истцу. в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что спорный земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта р. Базаиха, а также расположен в зоне с особыми условиями территорий (Охранная зона заповедника «Столбы»). Со ссылкой на Закон Красноярского края от 04.12.2008г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», административный истец просит признать действия административного ответчика незаконными и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании административный истец Шилова Н.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что является многодетной матерью, на портале увидела сведения о вышеуказанном земельном участке, проехала на место, убедилась, что данный земельный участок никем не занят, на нем нет никаких насаждений, после чего подготовила документы и обратилась к административного ответчику. Согласно выписки из ЕГРН сведений о том, что данный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничества, лесопарков нет. Считает, что тот факт, что земельный участок граничит с береговой линией может являться ограничением по использованию, но не регистрации права собственности

Представитель административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска Чигжит-оол А.С., действует на основании доверенности, в судебном заседании административное исковое заявление не признал, представил письменный отзыв, из которого следует, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка. В ходе проведенной работы согласно сведениям о земельном участке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, было установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта р. Базаиха. Кроме того данный земельный участок действительно был в базе, но был выставлен в 2016г., после того как было установлено, что он расположен в береговой линии, он был снят.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материал дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Подпунктом 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и предварительного согласования предоставления земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст. 39.5 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края N 7-2542 от 04.12.2008 г. "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" предусмотрено право многодетных граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. При этом абзацем 2 указанного пункта предусмотрено, что многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

В главе 3.1 Закона Красноярского края N 7-2542 от 04.12.2008 г. регламентирован порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ст. 29.4. Закона N 7-2542 при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.В соответствии с п. 2 ст. 29.1 Закона в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.

Частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В силу чт.4.1 ст.5 Водного кодекса РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.2 ч.4 ст.5 Водного кодекса РФ реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом

В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пункт 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

Статьей 39.16 ЗК РФ, а также п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, согласно которым в предоставлении земельного участка может быть отказано, еслиуказанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. Шилова Н.Г. обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения садоводства; приложив к нему весь необходимый пакет документов, в том числе копию паспорта, копии свидетельств о рождении на детей, копию документа, подтверждающего место жительства на территории г. Красноярска, копию свидетельства о регистрации по месту жительства, копию свидетельства о регистрации брака, выписку из финансово-лицевого счета по месту жительства.

На основании письма от ДД.ММ.ГГГГ г. ДМИЗО администрации г. Красноярска было отказано Шиловой Н.Г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок частично находится в береговой полосе водного объекта р. Базаиха, а также находится в зоне с особыми условиями территорий (охранная зона заповедника «Столбы»). Заявителю предложено обратиться в департамент горимущества, предоставив информацию о местоположении другого земельного участка.

Из административного искового заявления Шиловой Н.Г. следует, что с указанными в письме ДМИЗО администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. обстоятельствами заявитель не согласна, в обоснование чего представила выписку из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГГГ. в отношенииземельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в Свердловском районе, из которой следует, что указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., присвоен кадастровый номер , определена площадь участка 1492 +\- 13 кв.м. Сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектов, расположенных в пределах земельного участка, сведения о том, что земельный полностью или частичнорасположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территории развития РФ, игорной зоны, о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, в выписке не значатся. Сведений о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, что земельный участок образован на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствие с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, выписка из ЕГРН не содержит.

Возражая против заявленных требований, представитель административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска пояснил, что в ходе проведения работ, согласно сведениям о земельном участке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности было установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта р. Базаиха. Кроме того, согласно вышеуказанным сведениям земельный участок с кадастровым номером находится в зоне с особыми условиями территорий (охранная зона заповедника «Столбы»). В обоснование чего представил схему расположения спорного земельного участка, а также сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, из которых следует, что на основании распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ г. В соответствие с указанным планом на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> обозначены: зона с особыми условиями использования территорий (охранная зона заповедника «Столбы»), зона с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона), береговая полоса 20 м. по проекту «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Енисей. Кача, Бугач, Базаиха в границах города Красноярска и его окрестностях». Доказательств согласия ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы» на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного в охранной зоне данного Государственного природного заповедника, административным истцом не представлено.

Проанализировав представленные выше доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что Шилова Н.Г. обратилась с заявлением о предоставлении ей спорного земельного участка, не учитывая утвержденные документы территориального планирования, которыми предусмотрено, что испрашиваемый земельный участок фактически находится в территориальной зоне и зоне с особыми условиями использования территорий, и не подлежит в связи с этим передаче в частную собственность.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у административного истца Шиловой Н.Г. отсутствует право на предоставление в ее собственность земельного участка, фактически находящегося на охраняемой территории, таким образом, действия административного ответчика об отказе Шиловой Н.Г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> являются законными обоснованными.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Шиловой Н.Г. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Шиловой Н.Г. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка; о возложении обязанности предоставить в собственность многодетной семье административного истца бесплатно земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 492, 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения садоводства - отказать.

После вступления решения суда в законную силу отменить меры предварительной защиты о запрете:

-Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска совершать любые распорядительные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 492,0 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>

- Управлению Росреестра осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав и обязанностей, договоров, либо иных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 05.02.2018 г.

Председательствующий Л.В. Васильева