ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1520/17 от 24.01.2018 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

Дело №2а-70/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к некоммерческому учреждению «Огонек» о ликвидации некоммерческой организации,

установил:

Административный иск предъявлен по тем основаниям, что запись о создании некоммерческого учреждения «Огонек» была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24.03.2003 за основным государственным регистрационным номером 1031001530482 (ведомственный регистрационный номер 1014040047 от 19.02.2007). В нарушение требований ст.32 Федерального Закона от 12.01.1996 №7­-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», указанная некоммерческая организация не представила в Управление в установленный срок отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме №ОН0001, №ОН0002, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2006-2016 годы или заявление, подтверждающее соответствие некоммерческой организации требованиям пункта 3.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7­-ФЗ «О некоммерческих организациях» с информацией о продолжении своей деятельности в 2010-2016 годах. За непредставление отчетов за 2006-2008 годы на основании положений п.5 ст.32 Закона №7-ФЗ Управление вынесло организации предупреждение от 05.06.2009 и направило его в адрес организации. Почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». 23.07.2009 предупреждение повторно отправлено Управлением по адресу учредителя - Первичная профсоюзная организация горнометаллургического профессионального союза России в ОАО «Карельский окатыш». Предупреждение получено 28.07.2009, однако нарушение не устранено. В связи с непредставлением отчетов по формам №ОН0001, №ОН0002 за 2006-2013 годы или заявления, подтверждающего соответствие некоммерческой организации требованиям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с информацией о продолжении своей деятельности в 2010-2014 годах Управление вынесло организации предупреждение от 24.03.2015 и направило его в адрес организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, почтовое отправление возвращено с отметкой «истек срок хранения». В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, п. 63 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015, п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 №24 предупреждения считаются доставленными организации, однако до настоящего времени нарушения не устранены, вынесенные предупреждения не обжалованы. Указывают, что согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10.07.2017 организация по состоянию на 01.07.2017 имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, а также по страховым взносам в размере 17233 руб.69 коп.. Неоднократное непредставление ответчиком в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7­-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации. В связи с этим административный истец просит ликвидировать некоммерческую организацию некоммерческое учреждение «Огонек» и в связи с наличием задолженности по налоговым платежам возложить обязанность по осуществлению ликвидации данного юридического лица на его единственного учредителя - Первичную организацию Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) в АО «Карельский окатыш».

В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещены, просили дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддержали, поскольку нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

Административный ответчик некоммерческое учреждение «Огонек» в судебное заседание представителя не направил, извещался судом по известному адресу. Корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой «Истек срок хранения». Применительно ст. 165.1 ГК РФ, суд приходит к выводу об исполнении обязанности по извещению административного ответчика исполненной надлежащим образом.

Заинтересованное лицо, Первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профессионального союза России в ОАО «Карельский окатыш», своего представителя для участия в деле не направили. Суду представили возражения, в которых с административным иском не согласились, указав, что предупреждений не получали, 05.12.2005 НУ «Огонек» вместе с земельным участком и строениями пионерского лагеря было продано Межрегиональному профсоюзу ЖКО и сферы обслуживания г. Санкт-Петербурга. 09.12.2005 за продажу данного объекта в Первичную организацию ГМПР в ОАО «Карельский окатыш» перечислено 2 млн. руб. В настоящее время, проданное НУ «Огонек» зарегистрировано как база отдыха Рускеала, собственником которой является АО Коммерческий банк «Глобэкс».

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (ч. 1). Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. а ч. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857) утверждены Формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 1).

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация не представила в Управление в установленный срок отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме №ОН0001, №ОН0002, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2006-2016 годы или заявление, подтверждающее соответствие некоммерческой организации требованиям пункта 3.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7­-ФЗ «О некоммерческих организациях» с информацией о продолжении своей деятельности в 2010-2016 годах.

За непредставление отчетов за 2006-2008 годы Управлением вынесено предупреждение от 05.06.2009, которое направлено в адрес организации, почтовая корреспонденция возвращена с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». 23.07.2009 предупреждение повторно направлено Управлением по адресу учредителя, получено 28.07.2009.

За непредставление отчетов по формам №ОН0001, №ОН0002 за 2006-2013 годы или заявления, подтверждающего соответствие некоммерческой организации требованиям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с информацией о продолжении своей деятельности в 2010-2014 годах Управлением вынесено предупреждение от 24.03.2015, которое направлено в адрес организации, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, почтовое отправление возвращено с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Представленный в материалы дела Устав Некоммерческого учреждения «Огонек» содержит положения, согласно которым НУ «Огонек» создано и осуществляет свою деятельность на основании устава, Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона «О некоммерческих организациях», при осуществлении хозяйственной деятельности руководствуется законодательством РФ.

В Уставе отражено, что учредителем учреждения является первичная профсоюзная организация горно-металлургического профессионального союза в ОАО «Карельский окатыш».

Также сведения о поименованном учредителе содержатся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц.

При указанных обстоятельствах довод заинтересованного лица о том, что первичная профсоюзная организация горно-металлургического профессионального союза в ОАО «Карельский окатыш» не являются учредителем НУ «Огонек» признается судом несостоятельными, так как никаких изменений в единый государственный реестр юридических лиц не вносилось. Продажа здания и земельного участка не может свидетельствовать о смене учредителя в НУ «Огонек».

Материалами дела подтверждается, что требования названного Федерального закона организацией не выполняются. До настоящего времени нарушения административным ответчиком не устранены, вынесенные предупреждения не обжалованы. По состоянию на 01.07.2017 организация имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, а также страховым взносам в сумме 17233 руб. 69 коп.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

По смыслу поименованных норм права назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители некоммерческой организации.

При указанных обстоятельствах, требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации НУ «Огонек» на Первичную организацию ГМПР в АО «Карельский окатыш» подлежат удовлетворению.

В соответствие с ч.1 ст.114 КАС РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Вместе с тем, имея ввиду то обстоятельство, что настоящее решение является основанием для исключения административного ответчика из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем в силу взаимосвязанных положений пп.1 и 2 ст. 48, пп. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ, его правоспособность, в том числе, обязанность по уплате государственной пошлины, являющейся сбором, прекратится, имея ввиду принцип процессуальной экономии, суд полагает необходимым не взыскивать государственную пошлину с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 263-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию - некоммерческое учреждение «Огонек», основной государственный регистрационный номер 1031001530482, место нахождения – Республика Карелия, г. Сортавала, местечко Ханки.

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации некоммерческого учреждения «Огонек», основной государственный регистрационный номер 1031001530482, место нахождения – Республика Карелия, г. Сортавала, местечко Ханки, на учредителя - Первичную организацию Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) в АО «Карельский окатыш» (ОГРН 1021000002671).

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2018.