ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1522/18 от 26.10.2020 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-3/2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2020 года пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО5, с участием административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино административное дело по административному иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО2, государственной регистратору ФИО3, о признаний незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр), в котором просил снять с кадастрового учета и прекратить права в отношении объекта недвижимости – 90:07:200101:2578, а также исключить из государственного реестра сведений о ранее учтенном земельном участке, кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником домовладения по указанному выше адресу. 06.12.2017г. в ЕГРН по указанному выше адресу незаконно внесены сведения о земельном участке, площадью 0,25 га с присвоением кадастрового номера 90:07:200101:2560. Указанный земельный участок значится, как ранее учтенный без определения границ с датой присвоения кадастрового номера – 24.11.1999г. Кроме того, 26.04.2018г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о снятии с кадастрового учета и прекращении действия права в отношении объекта недвижимости (летней кухни) с кадастровым номером – 90:07:200101:2578. Вместе с тем, указанное заявление не было рассмотрено ответчиком. Полагая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 17.08.2020г. на основании абз. 3 ст. 220 ГПК Российской Федерации прекращено производство по делу в части исковых требований об исключении из государственного реестра сведений о ранее учтенном земельном участке, кадастровый , расположенном по адресу: <адрес>.

Определением от 17.08.2020г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

17.10.2020г. ФИО4 подал уточненное административное исковое заявление к Госкомрегистру, государственным регистраторам ФИО1, ФИО2 и ФИО3, в котором просил:

- признать действия госрегистратора ФИО1 при рассмотрении заявления ФИО4 от 26.04.2018г. о снятии с госкадучета прекратившего 06.04.2018г. свое фактическое существование нежилого здания/летней кухни, кадастровый номер – 90:07:200101:2578, и прекращения действия прав на него и, как следствие, ее решения об отказе в проведении истребованной регистрации полностью незаконными;

- обязать Госкомрегистр удовлетворить заявление ФИО4 от 26.04.2018г. о снятии с государственного кадастрового учета нежилое здание/летней кухни, кадастровый номер – 90:07:200101:2578 и прекращения действия прав ФИО4 на него в связи со сносом, внести в ЕГРН соответствующие сведения;

- признать полностью незаконными действия/бездействия госрегистратора ФИО2 по проведению регистрации ареста земельного участка, площадью 0,20 га, кадастровый номер – 90:07:200101:120, принадлежащего на праве собственности ФИО4, при исполнении постановления Ленинского районного суда от 10.04.2018г. об обеспечении иска по гражданскому делу ;

- признать полностью незаконными действия/бездействия госрегистратора ФИО3 по проведению повторной регистрации ареста земельного участка, площадью 0,20 га, кадастровый номер – 90:07:200101:120, при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП РФ по Республике Крым от 18.04.2018г.;

- признать полностью незаконными действия/бездействия госрегистратора ФИО2 по проведению третьей регистрации ареста земельного участка, площадью 0,20 га, кадастровый номер – 90:07:200101:120, принадлежащего ФИО4, при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП РФ по Республике Крым от 07.06.2018г. об аресте имущества должника ФИО7;

- обязать Госкомрегистр провести в установленном законом порядке регистрацию отмены арестов земельного участка, площадью 0,20 га, кадастровый номер – 90:07:200101:120, принадлежащего ФИО4, с обязательным уведомлением административного истца об отмене каждого ареста в отдельности в том же порядке, в каком ему направлялись уведомления о регистрации арестов;

- обязать Госкомрегистр внести в книгу учета арестов регистрационную запись о снятии всех ограничений любого вида с географического адреса: <адрес>; а также разрешить вопрос о возмещении судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что 06.04.2018г. ФИО4, как собственник недвижимого имущества – летней кухни, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер – 90:07:200101:2578, снес указанное нежилое строение. 26.04.2018г. административный истец обратился в Госкомрегистр с заявлением о снятии снесенного объекта недвижимости с госкадучета и прекращения прав на него. Госрегистратор ФИО1 уклонилась от проведения регистрации, сославшись на необходимость обращения в порядке межведомственного взаимодействия в ОСП по Ленинскому району УФССП РФ по Республике Крым для уточнения актуальности ареста, сведения о котором имелись в ЕГРН. В 30-дневный срок после приостановки регистрации ответ на запрос не поступил, в связи с чем в проведении регистрации административному истцу было отказано. Полагает, что указанными действиями административного ответчика были нарушены его права и законные интересы, поскольку оснований для истребования сведений в порядке межведомственного взаимодействия отсутствовали, поскольку постановление не содержало никаких предписаний об аресте нежилого здания – летней кухни с кадастровым номером 90:07:200101:2578. Указывает также, что госрегистраторами неправомерно трижды проведена регистрация ареста недвижимого имущества и земельного участка, расположенных по вышеуказанному адресу. Кроме того, полагает госрегистрацию ареста географического адреса по <адрес> в <адрес>, незаконной, не соответствующей требованиям Федерального закона №218-ФЗ, правилам ведения Единого государственного реестра недвижимости, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. По мнению административного истца, данные обстоятельства указывают на существенное нарушение административными ответчиками его прав и законных интересов, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.

В возражениях Госкомрегистр просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в нем доводов.

В судебном заседании административный истец административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и просил суд его удовлетворить.

Представитель Госкомрегистра, действующая на основании доверенности, административное исковое заявление ФИО4 не признала, просила суд в его удовлетворении отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, обозрев материалы исполнительных производств -ИП, -ИП, -ИП, -ИП, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из части 8 статьи 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.04.2018г. ФИО4 обратился в Госкомрегистр с заявлением о снятии с учета и прекращении прав на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер – 90:07:200101:2578, представив решение собственника о добровольном сносе объекта недвижимости. Способ получения документов указан им: лично, в органе регистрации права по месту представления документов (т. 1 л.д. 226-228).

При проведении правовой экспертизы государственный регистратор установил, что в ЕГРН содержатся актуальные сведения об арестах и запретах проведения регистрационных действий в отношении спорных объектов.

Так, из представленных в адрес суда Выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер – 90:07200101:2578, которое принадлежит на праве собственности ФИО4, расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером – 90:07:200101:120 (т. 1 л.д. 168-173).

Земельный участок, площадью 2000+/-16 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, кадастровый номер – 90:07:200101:120, который принадлежит на праве собственности ФИО4, имеет ограничение прав и обременение объекта недвижимости: - арест от 19.04.2018г. на основании определения Ленинского районного суда Республики Крым об обеспечении иска от 10.04.2018г.; - арест от 03.05.2018г. на основании постановления ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от 18.04.2018г.; - арест от 19.06.2018г. на основании постановления ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от 07.06.2018г. (т.1 л.д. 153-160).

14.05.2018г. государственная регистрация прав в отношении вышеуказанного объекта недвижимости госрегистратором ФИО1 приостановлена до 14.06.2018г. на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Госрегистратором был направлен запрос в ОСП по Ленинскому району Управления ФССП по Республике Крым с целью получения информации об актуальности ареста, а также сведения о том, является ли его вынесение препятствием для проведения вышеуказанных регистрационных действий (т. 1 л.д. 243).

В связи с истечением срока приостановления, ввиду не поступления ответа из ОСП по Ленинскому району Управления ФССП по Республике Крым указанной информации, 14.06.2018г. госрегистратором ФИО1 на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказано в государственной регистрации прекращения права собственности в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер – 90:07200101:2578 (т.1 л.д. 244).

Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Согласно подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015г. государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При проведении правовой экспертизы представленных ФИО4 документов установлены причины, препятствующие государственной регистрации прав, в связи с чем государственный регистратор, руководствуясь положениями подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнил свою обязанность и предпринял меры по получению дополнительных сведений, в том числе относительно актуальности арестов недвижимого имущества.

Таким образом, административный ответчик действовал в рамках и пределах полномочий, предоставленных ему законом, в связи с чем доводы административного истца о злоупотреблении своим правом путем направления запросов в различные государственные и муниципальные органы, суд отклоняет как несостоятельные.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть приостановлено в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В свою очередь, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается.

При таком положении административным ответчиком обоснованно было приостановлено совершение регистрационных действий на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ по причине непоступления документов, запрошенных органом регистрации прав.

Поскольку по истечении срока приостановления государственных действий ответы на запросы не были получены, не устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, то у административного ответчика имелись все основания для вынесения в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ решения об отказе в государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в части признания незаконными действий госрегистратора ФИО1 при рассмотрении заявления ФИО4 от 26.04.2018г. и ее решения об отказе в проведении государственной регистрации.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Из содержания ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства (ч. 13 ст. 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.

С учетом вышеприведенных положений закона не следует, что регистрирующий орган вправе самостоятельно определять судьбу ареста или запрета совершения определенных действий, наложенных на недвижимое имущество уполномоченным органом.

Более того, указанный вопрос не может быть разрешен регистратором, поскольку он не располагает сведениями обо всех обстоятельствах дела, в рамках которого судом приняты обеспечительные меры.

Из содержания ст. 144 ГПК РФ следует, что обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.

По смыслу изложенных выше положений действующего законодательства вопросы снятия ареста или запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, не относятся, соответствующие регистрационные действия совершаются регистрирующим органом при поступлении копии акта суда или иного уполномоченного органа о снятии ареста или запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом.

Из материалов дела следует, что постановлений, свидетельствующих о снятии арестов с имущества в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законом, в регистрирующий орган не поступало, и административным истцом такие документы также не предоставлялись. Регистрирующий орган не вправе самостоятельно осуществлять прекращение записей об арестах недвижимого имущества.

Согласно статье 3 КАС Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

Из анализа положений статьи 227 КАС Российской Федерации следует, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.

Анализируя представленные в совокупности доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что действия административных ответчиков не повлекли нарушения прав и законных интересов ФИО4, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственным регистраторам ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признаний незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО1, государственному регистратору ФИО2, государственной регистратору ФИО3, о признаний незаконными действий и решения государственного регистратора, возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда составлено 30.10.2020г.

Судья А.В. Бурова