ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1524/17 от 18.12.2017 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 18 декабря 2017 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе судьи Зайнетдиновой М.Б.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района Товмирзаева А.В.,

при секретаре Басхановой Ж.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Курчалоевского района ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Курчалоевского района проведена проверка исполнения требований законодательства об использовании муниципального имущества в администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее- Администрация).

Так, в силу требований ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют в числе прочего настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также муниципальные правовые акты.

В силу ч. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной.

В соответствии с п.п.2, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок), принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Установлено, что на территории Регитинского сельского поселения имеется объект складирования трупов крупного рогатого скота (скотомогильник).

Согласно имеющимся сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности и иные права на указанный объект за кем-либо не зарегистрированы.

По информации администрации Регитинского сельского поселения (далее - Администрация) указанный объект на праве собственности никому не принадлежит, на балансе не числится.

В соответствии с ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.


Таким образом, место для захоронения отходов животноводства (биологических отходов) является бесхозяйным, поскольку его собственник не установлен, на балансе объект не состоит, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности не значится.

Вместе с тем, до настоящего времени место для захоронения трупов животных на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не принято, Администрацией обязанность по подаче в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества длительное время не исполнена.

Необходимо отметить, что названные нарушения ранее выявлялись прокуратурой района и послужили основанием для внесения 14.08.2017 в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Вместе с тем, как видно из результатов проверки, вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.

Bсоответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Haосновании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении глава администрации ФИО4 требования прокурора признал полностью, последствия признания иска, предусмотренные ст.194 Кодекса административного судопроизводства РФ, ему известны и понятны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора Курчалоевского района ЧР обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Суд считает, что признание администрацией Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района» требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора Курчалоевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района» о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать бездействие администрации Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по принятию на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – биотермической ямы (скотомогильника), незаконным.

Обязать администрацию Регитинского сельского поселения Курчалоевского муниципального района Чеченской Республики подать в органы государственной регистрации права на недвижимое имущество заявления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - биотермической ямы (скотомогильника).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.

Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова

Копия верна

Судья М.Б. Зайнетдинова