ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1524/18 от 17.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-1524/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Кургановой Ю.Ф.,

с участием

представителя административного ответчика ИФНС России по г. Орску Оренбургской области –ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области о возмещении материального вреда, причиненного взысканием налога и двойным налогообложением,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным иском к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее – ИНФС России по г. Орску), в котором просил взыскать с административного ответчика в его пользу 263 руб. неконституционного налога и 30 руб. за услуги почты России на его перечисление, возместить расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей.

В обоснование иска указал, что 24 июля 2018 года на основании налогового уведомления № 2012841 от 23 января 2018 года через почтовое отделение уплатил налог на имущество физического лица в размере 263 руб. и 30 руб. за услуги почты на перечисление налога.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако всякое такое имущество можно использовать двояким образом: во-первых, просто для личной жизни; во-вторых, для предпринимательской деятельности. Если собственник земли или жилья использует их для предпринимательской деятельности, то эта деятельность приносит ему доход, определенная часть которого в обязательном порядке идет государству (ст. 54 Конституции РФ).

Если собственник земли или жилья использует их только для личной жизни, то не имеет дохода от этой собственности. Наоборот, здесь, чтобы обладать землей или жильем, пользоваться ими, требуются денежные затраты на их покупку, техническое обслуживание и т.д. Отсюда следует, что налог на землю и жилье при условии использования их только для личной жизни, является налогом на расходы, что противоречит ст. 35 Конституции РФ.

Земля всегда является природным (первичным) условием всякой жизни, а жильё всегда является необходимым условием человеческой жизни вообще. И если земля и жильё облагаются налогом, то это означает: государство разрешает жить своим гражданам лишь постольку, поскольку они платят ему деньги за право жить вообще.

Налог с продажи земли, сдачи её в аренду - это вычет из дохода, полученного с определённой сделки, совершённой с землёй. Здесь доход и налог существуют реально, это, так сказать, живые деньги. Но налог на землю, с которой не совершают никакой сделки, это вычет со стоимости земли, которая не реализована, существует только в воображении, - что противоречит ст. 35 Конституции РФ. Подобным образом обстоят дела и с налогом на жильё. Когда мы платим за коммунальные услуги, то это платежи за проданные им в определённом количестве материальные предметы потребления: воду, тепло, электроэнергию и т.д. Но когда мы платим налог на жильё, с которым не совершаем никаких сделок (не продаем: не сдаем его в аренду), то со всех собственников жилья в России, и в том числе с него в частности, взимают определённое количество денег со стоимости жилья, которая не реализована, существует только в воображении.

Стоимость есть экономическое отношение, которое нельзя выразить в физических мерах. Следовательно, стоимость нельзя выразить какой-нибудь формулой физики, измерить техническим прибором, как это происходит с физическими объектами.

Кроме того, стоимость есть величина переменная, постоянно колеблется, между тем как физическая величина, скажем, площадь участка земли и жилья, есть величина постоянная, не изменяется. Изменение стоимости жилья нисколько не изменяет условия проживания собственника жилья.

Площадь земли измеряется сотками и гектарами, площадь жилья измеряется квадратными метрами. Чем измеряется стоимость земли и жилья, что вообще является единицей измерения стоимости, что вообще является субстанцией стоимости совершенно не ясно. Защитники налога на землю и жильё - юристы, экономисты и оценщики всего и вся говорят, что стоимость измеряется деньгами. Но деньги - сами стоимость, следовательно, сами должны быть измерены, но ясно чем.

Практический результат.

Во-первых, отмена налога на земли сельскохозяйственного назначения снижает цены на сельскохозяйственные продукты.

Во-вторых, отмена налога на земельные участки, используемые как объекты добывающей промышленности (добыча руд, нефти, газа, угля и т.д.), и участков, которые используются для строительных целей (постройка жилищ, промышленных зданий, дорог и т.д.), снижает цены на продукцию этой отрасли, соответственно, снижает тарифы ЖКХ.

Кроме того, оплачивая налог на жильё (имущество) ему приходится изымать деньги из полученного дохода или прибыли, которая уже обложена налогом, что является справедливым при его умеренном размере. Следовательно, сам платёж подобного налога является двойным или завуалированным, замаскированным двойным налогообложением прибыли или дохода, что запрещено Налоговым кодексом.

Полагает, что действиями ответчика нарушены его права на уважение собственности (ст.35 Конституции РФ).

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Орску Оренбургской области ФИО1 (доверенность № 05-20/10659) в судебном заседании исковые требования не признала.

Пояснила, что на основании норм Налогового Кодекса РФ, Конституции РФ каждый гражданин обязан платить налоги. У ФИО2 имеется в собственности недвижимое имущество: квартира по адресу: <адрес>. Налоговым органом в соответствии со ст.ст.403,408 НК РФ (по формуле) произведен расчет налога на имущество физического лица, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости- 1 038 168,50 рублей. S квартиры = <данные изъяты> кв.м..

<данные изъяты> кв.м. = (стоимость 1 кв.м.) х <данные изъяты> кв.м. + S, подлежащая налогообложению)= 638 239 руб. х 0.1% (ставка на жилые дома, жилые помещения, предусмотренная НК РФ и Решением Орского городского Совета депутатов от 06 октября 2016 года «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 05 ноября 2014 года № 52-862 «О налоге на имущество физических лиц») = 683 руб.

Статьей 408 НК РФ предусмотрена формула расчета, понижающий коэффициент – п.8 ст.408 НК РФ. К первому налоговому периоду применяется коэффициент 0,2%.

Сумма налога исчисленная (683 руб.) – сумма инвентаризационной стоимости (158 руб.) х коэффициент 0,2% + сумма налога по инвентаризационной стоимости (158).

683-158 х 0,2% + 158 = 263 руб.

Налоговое уведомление выставлено заблаговременно, административный истец оплатил его 24 июля 2018 года. Порядок и способ оплаты он выбрал самостоятельно- по почте, следовательно, оплатил почтовые расходы – 30 рублей.

Налоговая инспекция действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных НК РФ.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п.1 ч.2 ст 227 КАС следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности условий: несоответствия оспариваемого постановления, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу п.1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса( ст.400 НК РФ).

.

В соответствии с п.1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната;

В силу п.3 ст.401 НК РФ, не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно п.1 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, определен статьей 403 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1)

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома ( пункт 3).

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ)..

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

Порядок исчисления суммы налога предусмотрен ст. 408 НК РФ.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 ст.408 НК РФ).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 2 ст.408 НК РФ).

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса ( пункт 8 ст. 408 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты налога предусмотрены статьей 409 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ( пункт 1 ст.409 НК РФ).

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 ст.409 НК РФ).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления ( пункт 3 ст.409 НК РФ).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления ( пункт 4).

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, следовательно в соответствии со ст. ст.400, 401 НК РФ.

Административным ответчиком направлено в адрес физического лица, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговое уведомление № 2012841 от 23 июня 2018 года, в котором произведен расчет налога имущество физического лица из расчета кадастровой стоимости квартиры – 683 239 рублей, количество месяцев владения в году 12/12, коэффициент к налоговому периоду применен в соответствии с п. 8 ст.408 НК РФ, - 0.2%.

Налоговым органом в соответствии со ст.ст.403,408 НК РФ (по формуле) произведен расчет налога на имущество физического лица, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости- 1 038 168,50 рублей, из площади S квартиры = <данные изъяты> кв.м..

<данные изъяты> кв.м. = (стоимость 1 кв.м.) х <данные изъяты> кв.м. + S, подлежащая налогообложению)= 638 239 руб. х 0.1% (ставка на жилые дома, жилые помещения, предусмотренная НК РФ и Решением Орского городского Совета депутатов от 06 октября 2016 года «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 05 ноября 2014 года № 52-862 «О налоге на имущество физических лиц») = 683 руб.

Сумма налога исчисленная (683 руб.) – сумма инвентаризационной стоимости (158 руб.) х коэффициент 0,2% + сумма налога по инвентаризационной стоимости (158).

683-158 х 0,2% + 158 = 263 руб.

Налог уплачен по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 ст.409 НК РФ) заблаговременно, представлена квитанция об оплате от 24 июля 2018 года. За прием платежа оплачено вознаграждение ФГУП Почта России – 30 рублей (кассовый чек от 24 июля 2018 года).

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике.

Доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов, суд считает ошибочными, основанными на неверном толковании действующего законодательства.

Налоговое уведомление выставлено налоговым органом в пределах предоставленных полномочий, при наличии достаточных к тому оснований.

В силу ст. 62 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, однако таких доказательств административный истец не представил.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации,. иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. ( часть 8 ст.219 КАС РФ).

Суд приходит к выводу, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен (обратился в суд 29 августа 2018 года).

Поскольку исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области о возмещении материального вреда, причиненного взысканием налога и двойным налогообложением, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 24 декабря 2018 года.

Судья Гук Н.А.