ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1524/19 от 21.02.2020 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

....... 21 февраля 2020 года

Городецкий городской суд ....... в составе председательствующего судьи Сивохиной И.А., при секретаре судебного заседания Люлиной Н.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков администрации Г. муниципального района ......., К. Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

ФИО3 к администрации Г. муниципального района ......., К. Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом о признании незаконным и нарушающим права административного истца решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и интересов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам К. администрации Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом, администрации Г. муниципального района ....... о признании решения К. администрации Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка, формализованное в письме от **** незаконным, возложении на администрацию Г. муниципального района ....... обязанности в течении тридцати дней после вступления судебного решения в законную силу принять решение об * с землями неразграниченной государственной собственности, *

В обоснование требований указано, что истцу с 2012 года принадлежит на праве собственности земельный *.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилым домом, расположенный по адресу: ......., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ....... от ***. * год административным истцом собственными силами и за свой счет на указанном земельном участке выстроен двухэтажный кирпичный жилой дом, право собственности на который подтверждается свидетельством о ****. Расстояние от границы земельного участка до дороги, проходящей по улице * подход и подъезд со стороны дороги к принадлежащему административному истцу дому, полностью самостоятельно обслуживается административным истцом, а именно: зимой очищается от снега, летом обкашивается.

В целях организации рациональной и удобной для личного пользования входной зоны к своему дому, часть прилегающей к границе земельного участка территории площадью 48 кв.м из земель неразграниченной государственной собственности, была огорожена административным истцом забором, выполненным в единой стилистике с жилым домом.

*** органами государственного земельного контроля административный истец был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за самовольный захват указанной части прилегающей территории.

*** органами государственного земельного контроля выдано предписание * –р об освобождении указанной площади от установленного административным истцом ограждения или оформления её в собственность.

В целях исполнения предписания административным истцом в порядке ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ, было подано заявление в К. администрации Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом заявление о заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым *, принадлежащего административному истцу, с землями неразграниченной государственной собственности площадью 48 кв.м., с образованием в результате распределения земельного участка * границах установленного административным истцом ограждения. К заявлению были приложены все необходимые для заключения указанного соглашения документы, предусмотренные пунктом 3 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ.

Решением КУМИ, формализованным в письме от ****, административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель по следующим основаниям:

- на основании п.п.3 п.9 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ, поскольку в границы предполагаемого к образованию земельного участка попадает газопровод низкого давления, условный *, адрес объекта: .............., принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городское поселение .......;

- на основании п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ, поскольку предполагаемый к образованию земельный участок по заключению управления архитектуры и градостроительства Администрации Г. муниципального района ....... от **** в соответствии с Генеральным планом ......., утвержденным решением Городской Думы ....... от 25**** частично располагается в функциональной зоне «коридора инженерных коммуникаций», в границах которых земельные участки относятся к землям общего пользования, запрещенным к приватизации;

- в границы, предполагаемого земельного участка попадает охранная зона воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ и газопровода низкого давления;

- расположенное по границе предполагаемого к образованию земельного участка ограждение, носящее признаки капитального строения, возведенное в охранной зоне газопровода, нарушает режим использования охранных зон газопроводов, установленных п.14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ****.

Указанное решение получено административным истцом почтой ***, согласно почтовому штампу на конверте.

С указанным решением административный истец не согласен, считает его необоснованным и противоречащим закону. Решением нарушено право административного истца на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленное п.2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, а также право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с землями нераграниченной государственной собственности, предусмотренное ст.39.29 Земельного Кодекса. Незаконный отказ создает препятствие к исполнению предписания органа земельного контроля об устранении нарушения одним из предложенных способов, а именно: оформление прав на самовольно занятую площадь.

Административный истец считает необоснованно в качестве основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении применен п.п.3 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку право муниципальной собственности муниципального образования ....... на часть газопровода низкого давления, расположенного на испрашиваемом земельном участке около ......., не подтверждается, документами на которые ссылается КУМИ в решении об отказе в качестве основания права собственности, объекты газопроводы, в том числе находящиеся в публичной собственности, являются объектами, на которые действие п.п.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ не распространяется, поскольку их размещение не допускается в соответствии со ст. 90 ЗК РФ на основании сервитута или публичного сервитута, либо они размещаются без установления сервитута в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, если они входят в перечень объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ****. Перечень оснований для отказа в перераспределении предусмотрен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и является исчерпывающим.

В соответствии с п. 10. ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Как следует из решения об отказе от **** основанием для отказа административному истцу в перераспределении земельных участков послужило то, что в схеме перераспределения, предлагаемой административным истцом, на земельном участке, на который после перераспределения возникает право частной собственности, будет расположен газопровод низкого давления, являющийся частью газопровода низкого давления **, инв. *, адрес объекта: .............., принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городское поселение ......., право установлено решениемГ. городского суда ....... от ***, указанный газопровод не относится к объектам, предусмотренным п.3 ст.39.36 ЗК РФ.

Вместе с тем, газопровод низкого давления с * онлайн» расположен по адресу, отличному от адреса испрашиваемого земельного участка, а именно: .............., вместо ......., поставлен на учет как «ранее учтенный», то есть без определения координат.

Таким образом, газопровод под испрашиваемым участком по ......., немотивированно отнесен к части газопровода низкого давления, ....... по адресу: .............., находящегося в муниципальной собственности.

В решении об отказе отсутствуют основные выводы о том, что газопровод низкого давления под испрашиваемым земельным участком не относится к объектам, указанным в п.3 ст.39.36 ЗК РФ, на которые не распространяются действия п.п. 3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, а также не дана оценка, допускается ли установление на указанный объект сервитута, в том числе публичного в соответствии с законодательством, указанное является нарушением п.10 ст.39.29 ЗК РФ об обоснованности решения.

Вместе с тем по общему правилу, закрепленному в ст. 90 ЗК РФ определено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются в период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном этим кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Законодательством РФ не запрещается предоставление в частную собственность граждан земельных участков, в том числе из земель неразграниченной государственной собственности, на которых или под поверхностью которых размещены газопроводы низкого давления. Наличие газопровода на испрашиваемом земельном участке не препятствует использованию участка в запрашиваемых целях, для индивидуального жилищного строительства, так как по факту уже используется административным истцом для целей организации входной зоны к жилому дому. Таким образом, п.п. 3 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ в качестве основания отказа применен необоснованно. Также необоснованно в качестве основания для отказа в заключение соглашения о перераспределении применен п.12 ст.85 ЗК РФ, запрещающий приватизацию земель общего пользования, поскольку отнесение испрашиваемого земельного участка площадью 48 кв.м. к землям общего пользования не подтверждено.

Согласно информации Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Г. муниципального района от **** проект красных линий по ......., в установленном законом порядке не утвержден.

Согласно информации ФГБУ ФКП «Росреестра» от **** сведения о красных линиях по ....... в ЕГРН отсутствуют.

В решении об отказе КУМИ от *** указано на то, что земельный участок частично расположен в функциональной зоне «коридор инженерных коммуникаций», так как на испрашиваемом земельном участке частично расположены инженерные коммуникации: газопровод низкого давления.

В решении об отказе от **** указывается на то, что газопровод низкого давления, проходящий по земельному участку в районе ......., является частью газопровода низкого давления с условным * по состоянию на *** находится в аренде, запись о регистрации ограничения * от ***.

Административный истец фактически использует испрашиваемый земельный участок площадью 48 кв.м. для организации входной зоны к жилому дому, что свидетельствует о том, что нахождение газопровода на испрашиваемом земельном участке не препятствует его использованию в соответствии с запрашиваемым назначением.

Вместе с тем, в отсутствие документов градостроительного планирования не могут быть сокращены параметры, установленные правилами Свода правил СП 42.13330.2016 «СНиП ***-89 Градостроительство». Планировка и застройка городских и сельских поселений», применяемых в отсутствие документов градостроительного планирования.

В таблице 11.4 СП 42.13330.2016 предусмотрено для дорог местного значения ширина от 9 м до 10,5 м (по 3 -3,5 м на каждую из двух полос и по 1,5 м на тротуары с каждой стороны).

После перераспределения ширина улицы будет составлять не менее 25 метров, что более чем предусмотрено в таблице 11.4 Свода Правил Сп 42.13330.2016 «СНиП ***-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Таким образом, в отсутствие документов градостроительного планирования, в том числе проекта красных линий, административный ответчик не обоснованно отнес испрашиваемый земельный участок площадью 48 кв.м. к землям общего пользования. Собственник газораспределительных сетей может не являться собственником земельных участков, по территории которых проложены объекты, входящие в состав газораспределительных сетей. Нахождение линейного объекта ( в данном случае газопровода) на земельном участке лишь налагает на данные участки специальный режим пользования и устанавливает возможность обременения прав собственника земельного участка установлением сервитута.

Кроме того, по мнению административного истца, решение принято с нарушением п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку содержит основания отказа, не предусмотренные законом. Поскольку образование земельного участка частично попадающего в охранные зоны газораспределительных и электрических сетей, наличие ограждения по границе образуемого путем перераспределения земельного участка, установленного в охранной зоне газопровода, не входит в перечень, оснований, предусмотренных ст. 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределению.

Вместе с тем правовой режим охранных зон газораспределительных сетей регулируется Правилами охраны газораспределительных сетей», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ****. Ограничения, налагаемые на собственников земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации закреплены в п.14 Правил *.

Согласно п. 48 Правил * установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.

Существующее ограждение перед домом 36 по ....... не препятствует свободному доступу к опоре ВЛ 0,4 кВ, поскольку она расположена за периметром ограждения, что подтверждается фотоматериалами приложенными к исковому заявлению.

При указанных обстоятельствах действующее законодательство не содержит запрета на совершение сделок с земельными участками, попадающими в охранные зоны газораспределительных и электрических сетей.

Вопрос о наличии/отсутствии факта нарушения режима использования охранных зон не входит в предмет рассмотрения вопроса о возможности/невозможности заключения соглашения о перераспределении, так как законодательством предусмотрен специальный порядок установления факта нарушения, привлечения нарушителей к ответственности.

Административный истец с учетом уточнения требований просит:

- признать не соответствующим закону и нарушающим права ФИО3решение КУМИ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, формализованное в письме от ****, подписанное исполняющим обязанности заместителя главы администрации Г. муниципального района ....... – председателя КУМИ С.Т.А.;

- возложить на администрацию Г. муниципального района ....... обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению об утверждении схемы перераспределения земельного участка с кадастровым *, принадлежащего ФИО3 с землями неразграниченной государственной собственности площадью 48 кв.м. с образованием в результате перераспределения земельного участка площадью 706 кв.м., расположенного в границах с координатами поворотных точек согласно каталога, приведенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером К.М.Е., и предоставлении согласия на заключение соглашения о перераспределении земельного участка.

Определением судьи от *** по данному делу в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Газпром Газораспределение Нижний Новгород», ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Определением суда от *** по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ........

Определением суда от *** по делу в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра»

Определением суда от *** по делу в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер К.М.Е..

Административный истец ФИО3 о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя ФИО1

Заинтересованные лица ПАО «Газпром Газораспределение Нижний Новгород», ПАО «МРСК Центра и Приволжья», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ......., ФГБУ «ФКП Росреестра» о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер К.М.Е. о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, из представленного отзыва следует, что кадастровая деятельность осуществляется К.М.Е. в качестве кадастрового инженера, зарегистрированного индивидуальным предпринимателем (ОГРН ИП *), квалификационный аттестат *, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность 26794, номер регистрации в реестре членов А СРО «Кадастровые инженеры» с ****. По обращению ФИО3 в период с 16 апреля по *** были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка площадью 706 кв. м., местоположение ......., путем *. Целью работ являлось установление проектной границы земельного участка (определение координат поворотных точек) по фактически установленному забору с северо-восточной стороны земельного участка (со стороны проезжей части по .......) и подготовка схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления на утверждение: в уполномоченный орган – Администрацию Г. муниципального района ........ Геодезической группой в составе: ФИО4 был произведен выезд в месторасположения * определены с применением оборудования: электронный тахеометр Sokkia SET630R свидетельство о поверке */F, выдано 21.08.2019г., действительно до 20.08.2020г.. координаты поворотных точек границ земельного участка со стороны проезжей части, проходящей по ........ Проектные границы определялись по фактически существующему забору, представляющее собой металлическое кованое ограждение, закрепленное на кирпичном цоколе и столбах, с въездными воротами и калиткой. В результате кадастровых работ была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 706 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080211:1647, находящегося в собственности ФИО3, и не разграниченных земель. Схема выдана ФИО3 на руки для передачи её в уполномоченный орган на утверждение. В результате проведенных полевых работ и изучения собранной документации установлено:

- проектные границы земельного участка со стороны проезда по ......., обозначенные на схеме точками 4, н5, нб, н7, н8, 9 (см. прилагаемую схему) закреплены существующим ограждением: кованным забором с кирпичными столбами на кирпичном цоколе, с калиткой и воротами;

- площадь земельного участка в проектных границах составит 706 кв. м., что на 48 кв. м. больше по сравнению с площадью земельного участка с кн: 52:15:0080211:1647, содержащимися в ЕГРН (658 кв. м.);

-земельный участок по границам с поворотными точками 4, н5,н6,н7,н8,9 граничит с землями неразграниченной собственности, смежные землепользователи по указанным границам не выявлены (см. схему);

-согласно Схеме градостроительного зонирования, размещенной на официальном сайте Администрации Г. муниципального района в период проведения кадастровых работ, земельный участок в проектируемых границах расположен в зоне -*

- в соответствие с ПЗЗ ....... для зоны ЖЗ установлены: минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 400 м2 (включая площадь застройки) для застроенной территории в пределах существующей квартальной застройки; максимальная площадь земельного участка для индивидуального *

- в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах зон с особыми условиями использования, а так же сведения о координатах охранных зон, красных линий (в том числе инженерных коммуникаций) в месте расположения земельного участка в проектируемых границах;

- сведения об утвержденных проектах красных линий, в том числе красных линий инженерных коммуникаций по ....... в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080211:1647 на официальном сайте Администрации Г........ на момент проведения кадастровых работ отсутствуют;

- проект межевания территории в месте расположения земельного участка с кадастровым *

* низкого давления с признаками прохождения предположительно подземного газопровода (на Схеме обозначено синим цветом условное расположение подземного газопровода (прим.: в соответствие со ст. 90 Земельного кодекса РФ собственники подземных трубопроводов не обладают исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков);

- при проведении условной линии охранной зоны газопровода * сторону) (на схеме отмечена пунктиром), часть земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080211:1647 по северо-восточной границе в учтенных в ЕГРН границах попадает в охранную зону газопровода. Указанная часть используется фактически для прохода к жилому дому;

- на земельном участке с кадастровым номером *

- проектируемые границы земельного участка между поворотными точками *) не размещаются под острыми углами, граничат только с землями неразграниченной собственности, не препятствуют рациональному использованию земельного участка, признаки изломанности, вкрапливания, вклинивания, черезполосицы не определяются;

- в случае образования земельного участка в проектируемых границах расстояние от проектируемой границы до проезжей части дороги составит 10 метров.

Таким образом, в результате выполнения кадастровых работ при исследовании информационных ресурсов, которыми располагал кадастровый инженер на дату проведения кадастровых работ, не было выявлено препятствий к образованию земельного участка в проектируемых границах и для подготовки схемы образования земельного участка путем перераспределения. Просит рассмотреть дело в её отсутствии.

В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца, заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований, обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила, дополнительно пояснила, что доводы административных ответчиков, изложенные в отзыве, не соответствуют основаниям отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, изложенным в обжалуемом решении.

В судебном заседании представитель административных ответчиков по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО3 не признала представила письменный отзыв, согласно которому отказ в перераспределении земельного участка с К*, принадлежащего на праве собственности административному истцу, с землями неразграниченной государственной собственности площадью 48 кв. м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению о перераспределении, обоснован положениями пп.3 п. 9 ст. 39.29, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ. В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом * по адресу: ......., приложенной ФИО3 к заявлению о перераспределении земельных участков, * м, инв. *, лит. 1, адрес (местонахождение): ......., учтенный под кадастровым (условным) *

* Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу (п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ).

Исходя из вышесказанного, административный ответчик считает, что без перехода к административному истцу права собственности на газопровод невозможен переход (возникновение) права собственности на земельный участок, на котором указанный газопровод расположен.

Администрация Г........ также считает, что образование земельного участка, запрашиваемого административным истцом, путем перераспределения земельного участка с К*, принадлежащего ФИО3, с землями, находящимися в муниципальной собственности площадью 48 кв. м, с образованием в результате перераспределения земельного участка площадью 707 кв. м, невозможно без нарушений требований действующего законодательства.

В соответствии с п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от **** (далее - Правила охраны газораспределительных сетей), на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (юридические и физические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующие объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющие в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность).

ФИО3 обращался в К. администрации Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) с заявлением о перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с К* площадью *. м, расположенного по адресу: ......., и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях образования земельного участка * кв. м для индивидуального жилищного строительства.

Административный ответчик считает, что использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в охранной зоне газопровода невозможно в связи с запретом, установленным Правилами охраны газораспределительных сетей, поскольку при данном виде использования не исключено возведение объектов жилищно-гражданского назначения, а также обработка почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами.

Таким образом, образование земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, на котором расположено сооружение - газопровод, без нарушения вышеназванных требований невозможно.

При этом доводы административного истца о фактическом использовании им земельного участка площадью 48 кв. м для организации входной зоны к жилому дому, что, по его мнению, свидетельствует о том, что нахождение газопровода на испрашиваемом земельном участке не препятствует его использованию в соответствии с запрашиваемым назначением, не имеют правового значения, поскольку фактическое использование осуществляется им с нарушением вышеприведенных требований, а именно: в охранной зоне газопровода на расстоянии 1м от линии газопровода административным истцом построено ограждение, имеющее признаки объекта капитального строительства, что установлено уполномоченной комиссией, организованной КУМИ с участием представителей инженерно-коммуникационных служб при обследовании земельного участка и отражено в акте обследования от ***.

В данном случае при наличии возведенного административным истцом ограждения им фактически созданы реальные препятствия для эксплуатации, ремонта и обслуживания газопровода, находящегося в муниципальной собственности, поскольку доступ на огороженную территорию, включающую, в том числе, территорию земель, находящихся в муниципальной собственности площадью 48 кв.м., на которой расположен газопровод, также находящийся в муниципальной собственности, невозможен. В указанном случае собственник газопровода и его арендатор вовсе лишены возможности доступа к газопроводу для его эксплуатации, ремонта и обслуживания, что нарушает их права в отношении указанного объекта газоснабжения и земельного участка, на котором он расположен.

При этом доводы административного истца о том, что собственник газораспределительных сетей может не являться собственником земельного участка, по территории которого проложен газопровод, поскольку, по его мнению, нахождение газопровода на земельном участке, находящемся в частной собственности не препятствует эксплуатации, ремонту и обслуживанию газопровода, а также не препятствует использованию земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а лишь налагает на данный участок специальный режим пользования и устанавливает возможность обременения прав собственника земельного участка сервитутом, не заслуживают внимания, так как не свидетельствуют об отсутствии особого правового режима использования земельного участка, препятствующего в данном случае перераспределению.

Что касается доводов административного истца о возможности размещения газопровода в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, то Администрация Г........ считает следующее. Газопровод низкого давления в мкр. «Чернышевского» в ....... (1 очередь строительства), назначение: передаточное, протяженностью 6858 м, инв. *. лит. 1, адрес (местонахождение): ......., учтенный под кадастровым (условным) * находящийся в муниципальной собственности муниципального образования городского поселения ......., предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля. В период проведения государственного кадастрового учета указанного объекта (***) капитального строительства и государственной регистрации права собственности на данный газопровод (***), требования к строительству и вводу в эксплуатацию (созданию) подобных объектов были определены Градостроительным кодексом РФ, в редакции, действующей в указанный период, в соответствии с п. 2 ст. 51 которого строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Административный ответчик считает, что основание, указанное в пп.3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, применено К. администрации Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом обоснованно и правомерно.

В отношении доводов административного истца о необоснованности применения при отказе в качестве основания п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, Администрация Г........ считает, что указанное основание применено административным ответчиком обоснованно. Административный истец обосновывает свои доводы отсутствием документов градостроительного планирования, в том числе проекта красных линий, утвержденных в установленном порядке, в связи с чем полагает, что площадь земель, находящихся в муниципальной собственности, на которую увеличивается земельный участок административного истца при перераспределении с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, необоснованно отнесена административным ответчиком к землям общего пользования, не подлежащим приватизации. В соответствии с Генеральным планом ......., утвержденным решением Городской Думы ....... от ****, земельный участок, образуемый в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной ФИО3 к заявлению о перераспределении земельных участков, частично располагается в функциональной зоне «коридор инженерных коммуникаций», предназначенной для размещения линейно-кабельных сооружений, трубопроводов, автомобильных дорог и других подобных объектов. Нахождение земельных участков в границах указанной зоны определяет такие участки как участки общего пользования, не подлежащие приватизации, в связи с чем п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ приведен в качестве основания для отказа правомерно.

Кроме того, Администрация Г........ полагает, что право на перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не является безусловным и зависит от указанных в законе обстоятельств, наличие которых препятствует такому перераспределению. При этом право на перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности с землями или земельным участком, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не должно реализовываться лицом, в собственности которого находится земельный участок с нарушением прав публичного собственника, в силу своего правового положения обязанного обеспечить, кроме соблюдения прав и законных интересов собственника указанного земельного участка, права и законные интересы иных лиц, использующих территорию земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенный в ее границах газопровод, также находящийся в муниципальной собственности.

Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором в результате проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО3, содержит рекомендации о порядке и способах устранения выявленного нарушения, а именно: оформить права на земельный участок ориентировочной площадью 50.0 кв.м, расположенный по адресу: ......., прилегающий с восточной стороны к ......., в соответствии с действующим законодательством либо освободить его. Таким образом, оформление прав на самовольно занятый ФИО3 земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не является единственным и исключительным способом, а отказ в перераспределении земельных участков не препятствует исполнению указанного предписания посредством освобождения самовольно занятого административным истцом земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и не нарушает права административного истца, поскольку соответствует закону. На основании вышеизложенного административные ответчики не признают административный иск и просит суд отказать административному истцу в его удовлетворении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, и требования административного искового заявления, выслушав представителей административных истца и ответчика, установив нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

Административному истцу ФИО3 с 2012 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым *.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилым домом, расположенный по адресу: ......., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ....... от ***. Административным истцом на указанном земельном участке выстроен двухэтажный кирпичный жилой дом, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной * от ***.

Часть прилегающей к границе вышеуказанного земельного участка территории площадью * из земель неразграниченной государственной собственности, была огорожена административным истцом забором.

*** постановлением Управлением Росреестра по ....... административный истец привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ за самовольный захват земельного участка.

*** Управлением Росреестра по ....... выдано предписание * –р об освобождении указанной площади от установленного административным истцом ограждения или оформления земельного участка в собственность.

***ФИО3 подано заявление заместителю главы администрации Г. муниципального района ....... о заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:15:0080211:1647, принадлежащего административному истцу, с землями неразграниченной государственной собственности площадью 48 кв.м., с образованием в результате распределения земельного участка площадью 706 кв.м. в границах установленного административным истцом ограждения. К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, договор купли-продажи и схема расположения земельного участка.

ФИО5 муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом, формализованным в письме от **** административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пп. 3 п.9 ст.39.29, п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ. В обосновании указано, что на схеме расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории отображено наличие газопровода, который проходит по землям, находящимся в государственной собственности и участвующим в перераспределении. Указанный газопровод является частью газопровода низкого давления в мкр. «Чернышевского» в ......., являющегося собственностью муниципального образования городское поселение ........ Установленный объект газоснабжения имеет охранную зону - по 2 м в каждую сторону от газопровода. Комиссией, организованной КУМИ с участием представителей инженерно-ммуникационных служб, установлено, что на расстоянии примерно 1 м от линии газопровода, без учета ограничений использования территории охранной зоны объекта газоснабжения, построено ограждение с признаками капитального объекта (кирпичные столбы на фундаменте). Согласно представленной схеме расположения газопровода расстояние от линии газопровода до ограждения составляет 1,5 м. Указанное ограждение, обозначающее границы земельного участка, предполагаемого к образованию, возведено с нарушением установленных ограничений, согласно которым в соответствии с п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000г. *, в пределах охранных зон запрещается строить объекты жилищно-гражданского назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны. В соответствии с пп. 3. п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ наличие на земельном участке, на который возникает право частной собственности при перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, сооружений, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, в собственности граждан или юридических лиц, з исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, является одним из оснований для отказа в перераспределении земельных участков. Указанный газопровод не является объектом, предусмотренным п.3 ст. 39.36. Земельного кодекса РФ, либо объектом, размещенным на условиях сервитута. Предполагаемый к образованию земельный участок также попадает в охранную зону воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, размер которой установлен Постановлением Правительства РФ от **** и составляет 1 м в каждую сторону от ее оси. Согласно заключению управления архитектуры и градостроительства администрации района от **** в соответствии с Генеральным планом ......., утвержденным решением Городской Думы ....... от ****, формируемый земельный участок частично располагается в функциональной зоне «коридор инженерных коммуникаций», в границах которой земельные участки относятся к землям общего пользования и не подлежат приватизации.

Согласно пп. 2, ч. 2, ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.п.1,2,12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в частности, с учетом утвержденных документов территориального планирования и наличия зон с особыми условиями использования территории.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ****, предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, а также о зоне с особыми условиями использования территории.

Согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, к числу которых в соответствии с подп. 2 и 3 данной нормы отнесены: несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 1 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.

В частности, к ним относятся случаи, когда на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Исходя из буквального толкования указанной статьи следует, что препятствием для перераспределения является факт нахождения на перераспределяемых земельных участках объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства) не находящихся в собственности лица, в пользу которого перераспределяется земельный участок, ввиду их нахождения в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.

Полномочия администрации Г. муниципального района в части образования земельных участков, в том числе путем перераспределения, и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения установлены положениями ст. 3.3 Федерального закона от *** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 11, 11.7, 11.10, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.1.3 Положения о К. администрации Г. муниципального района ......., утвержденного решением Земского собрания Г........ от ****, К. от имени администрации Г........ осуществляет деятельность по управлению земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане * м по адресу: ......., приложенной ФИО3 к заявлению о перераспределении земельных участков, предполагается образовать земельный участок, в состав которого будет включена часть земельного участка, в границах которого расположено сооружение: газопроводы низкого давления в мкр. «Чернышевского» в ....... (1 очередь строительства), назначение: передаточное, * инв. *, лит. 1, адрес (местонахождение): ......., учтенный под кадастровым (* - газопровод), при этом установлено, что часть сооружения газопровод располагается на земельном участке над землей и часть под землей. Указанное сооружение находится в собственности муниципального образования городского поселения ......., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от *** 52-АД *, запись регистрации * от ***, а также кадастровым паспортом сооружения. Газопровод низкого давления предназначен для транспортировки природного газа под давлением *

Указанное сооружение передано в пользование по договору аренды от *** заинтересованному лицу ПАО «Газпром газорапределение Нижний Новгород», что подтверждается материалами дела. Из отзыва заинтересованного лица ПАО «Газпром газорапределение Нижний Новгород» следует, что часть газопровода низкого давления, располагающегося на земельном участке, предполагаемом к перераспределению, является частью объекта: *» в ....... (1 очередь строительства), назначение: передаточное, *, инв. *, лит. 1, адрес (местонахождение): ........

В соответствии с п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ****, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Из отзыва заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и представленных им документов следует, что ввиду прохождения низковольтной воздушной линии над перераспределяемым земельным участком, данный участок попадает в охранную зону низковольтной линии напряжением 0,4 кВ, составляющей два метра от вертикали края провода. Для охраны электрических сетей установлен ограниченный режим использования охранных зон, в том числе запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция зданий сооружений, посадка вырубка деревьев, и иные ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от ****.

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка принадлежащего ФИО3 разрешенным использованием земельного участка значится: под жилым домом, что не исключает возведение хозяйственных строений, огораживание, обработку почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами, которые запрещены в охранной зоне.

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, в частности п. 4-6, предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Вывод административного органа о том, что земельные участки не могут быть образованы путем перераспределения земель в границах охранной зоны газопровода, проходящего по испрашиваемому земельному участку, поскольку при использовании такого участка в соответствии с его разрешенным использованием не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения, линий электропередач, их обслуживание и ремонт, необходимые в целях защиты интересов неопределенного круга лиц, является верным и соответствует закону.

Право лица на перераспределение земельных участков за счет земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности, не является безусловным и зависит от указанных в законе обстоятельств, наличие которых препятствует такому перераспределению. В данном случае такие обстоятельства были установлены.

Довод административного истца о том, что перераспределением земельного участка, чьи –либо права не нарушаются, поскольку часть газопровода расположена под землей, что не препятствует использованию земельного участка по назначению, а наличие охранной зоны лишь может налагать определенные ограничения на ФИО3 в использовании этой части земельного участка, в отношении которой может быть установлен сервитут, не имеют правового значения по настоящему делу, поскольку не свидетельствуют об отсутствии особого правового режима использования земельного участка, препятствующего перераспределению.

В решении об отказе в перераспределении земельного участка в качестве основания так же указано, что согласно заключению управления архитектуры и градостроительства администрации района от **** в соответствии с Генеральным планом ......., утвержденным решением Городской Думы ....... от ****, формируемый земельный участок частично располагается в функциональной зоне «коридор инженерных коммуникаций», в границах которой земельные участки относятся к землям общего пользования и не подлежат приватизации.

В обоснование своих возражений административным ответчиком представлено вышеуказанное заключение, а так же выкопировка из генерального плана ......., утвержденного в установленном законом порядке, и публичной кадастровой карты, из пояснений представителя административного ответчика следует, что зеленым цветом отмечена зона «коридор инженерных коммуникаций». Из их совокупного анализа и не оспоренных пояснений представителя административного ответчика, следует, что испрашиваемая часть земельного участка расположена в зоне общего пользования, в границах красных линий.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2); ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27).

В силу п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Прохождение красной линии через испрашиваемый земельный участок определяет в дальнейшем статус земельного участка, относит его к землям общего пользования, которые не подлежат предоставлению в собственность граждан.

Ссылка представителя административного истца на то обстоятельство, что координаты красных линий на местности не определены, соответственно невозможно установить факт пересечения границ формируемого земельного участка с красной линией, не является основанием для признания решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка незаконным.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которой включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Доводы административного истца основаны на ошибочном толковании обстоятельств по делу и норм права, подлежащих применению к спорным правоотношения.

Доводы административного истца о том, что наличие надземного газопровода на испрашиваемом земельном участке не является препятствием для перераспределении земель, поскольку в отношении части земельного участка может быть установлен сервитут, не имеют правового значения по настоящему делу, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований, препятствующих перераспределению.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (п. 1).

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему объекта при наличии препятствий для его использования в полной мере, в связи с чем установление сервитута допустимо только в случае невозможности использования земельного участка для целей, указанных в п. 1 ст. 274 ГК РФ.

Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления.

Лицо, требующее установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд.

Как указано выше, испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в государственной собственности до ее разграничения, имеется доступ к нему и расположенному на нем газопровода, а после передачи земли в частную собственность потребуется оформление сервитута, что не является целесообразным и соответствующим интересам муниципального образования при наличии земельного участка в настоящее время в публичной собственности.

Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом п. 2 ч. 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обжалуемое решение вынесено ***, административное исковое заявление поступило в суд ***, таким образом, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные ответчики действовали в пределах предоставленных им законом полномочий, по вопросу, отнесенному к их компетенции, оспариваемое решение принято в соответствии с законом и прав административного истца не нарушает, таким образом, в удовлетворении административных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации Г. муниципального района ......., К. Г. муниципального района ....... по управлению муниципальным имуществом, о признании незаконным и нарушающим права административного истца решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков * от ***, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и интересов, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд ....... в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г. городского суда И.А.Сивохина

Мотивированное решение суда изготовлено ***.

Судья Г. городского суда И.А.Сивохина