Административное дело № 2а-1524/2021
УИД: 47RS0005-01-2021-000018-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2021 года город Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при ведении протокола помощником ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокуратура Ленинградской области к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании предоставить документы по границам земельного участка и сведения об ограничениях в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с уточненным по предмету административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании предоставить документы по границам земельного участка и сведения об ограничениях в отношении земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проведенными прокуратурой области надзорными мероприятиями в действиях (бездействии) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее Комитет) выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Установлено, что государственный природный комплексный заказник "Гладышевский" образован распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга и Губернатора Ленинградской области от 26.07.1996 № 103-р/89-рг "Об организации комплексного заказника "Гладышевский". Положение об управлении государственным природным комплексным заказником регионального значения "Гладышевский" на территории Ленинградской области утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2008 № 9. В данном Положении определена его площадь и границы, установлен режим охраны.
Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.
Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.
Однако в Едином государственном реестре недвижимости, равно как и в государственном кадастре недвижимости, сведения об указанном природном заказнике как об особо охраняемой природной территории регионального значения отсутствуют, соответственно особо охраняемая природная территория регионального значения Ленинградской области государственный природный комплекс «Гладышевский» не поставлена на кадастровый учет.
Таким образом, бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.
Согласно п. 1.1. Положения о Комитете (далее Положение), утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 Комитет, является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере в том числе отношений, связанных с охраной окружающей среды, и в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п. 2.1, 3.4 Положения в полномочия Комитета входит управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к функциям Комитета в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесены подготовка предложений правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, обеспечение функционирования ООПТ регионального значения.
Таким образом, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области несет обязанность по предоставлению сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
На основании изложенного выше административный истец просит суд признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, являющихся основанием для внесения сведений в ЕГРН о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – государственный природный комплексный заказник регионального значения «Гладышевский», расположенный на территории муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области, незаконным; обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, являющиеся основанием для внесения сведений в ЕГРН о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – государственный природный комплексный заказник регионального значения «Гладышевский», расположенный на территории муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области.
Представитель административного истца помощник Выборгского городского прокурора ЛО ФИО2, действующая на основании поручения Прокуратура Ленинградской области, в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание представителя не направил, об отложении судебного разбирательства не просил, об уважительности причин неявки не сообщил. Ранее направил возражения, в которых указал, что 20.02.2021 документы, необходимые для учета сведений о государственном природном заказнике «Гладышевский» в ЕГРН, (сопроводительное письмо представителя Комитета от 19.02.2021 № 27, доверенность представителя Комитета, диск, содержащего документы в электронном, виде) направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО заказным письмом с описью вложения с простым уведомлением (копии документов о направлении пакета документов были представлены ранее). В филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО направленному пакету документов присвоен номер №. По результатам рассмотрения направленного пакета документов, в адрес Комитета было направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 30.03.2021 № №.
После исправления указанных в уведомлении от 30.03.2021 № № замечаний Комитет подготовил новый пакет документов, необходимых для учета сведений о государственном природном заказнике «Гладышевский» в ЕГРН.
09.04.2021 документы в составе сопроводительного письма представителя Комитета от 08.04.2021 № 17-2, доверенности представителя Комитета, диска, содержащего документы в электронном виде, направлены в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО. В филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО направленному пакету документов присвоен номер №.
По результатам рассмотрения направленного пакета документов, в адрес Комитета было направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 24.04.2021 № №.
Дополнительно пояснил, что государственный природный заказник «Гладышевский» (реестровый №), о котором идет речь в уведомлении от 24.04.2021 № №, является особо охраняемой природной территорией регионального значения Санкт-Петербурга. Ранее (в уведомлении от 30.03.2021 № №) от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЛО не поступало замечание о пересечении границ заказника «Гладышевский», расположенного на территории Ленинградской области, с границами заказника «Гладышевский», расположенного на территории Санкт-Петербурга, хотя имел такую возможность.
В связи с тем, что специалист Комитета, отвечающий за подготовку пакета документов, находился в отпуске, необходимых для учета сведений о государственном природном заказнике «Гладышевский» в ЕГРН, пакет документов, исправленный по замечаниям, указанным в уведомлении от 24.04.2021 № № по состоянию на 07.05.2021 не подготовлен, но будет подготовлен в ближайшее время.
Комитет считает, что с его стороны отсутствует бездействие по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – государственного природного «Гладышевский», для постановка.
В начале 2021 года Комитет завершил ранее начатую работу по подготовке документов, необходимых для учета сведений о заказнике «Гладышевский» в ЕГРН.
После завершения работ по подготовке документов, необходимых для учета сведений о заказнике «Гладышевский» в ЕГРН, Комитет в установленном порядке направил их в филиал ФГБУ ФКП Росреестра» по ЛО. После получения очередных замечаний, направлял новый пакет документов.
Таким образом, представитель ответчика полагал, что заявленные истцом требования исполнены Комитетом в полном объёме, а заявленное бездействие со стороны Комитета отсутствует.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в судебное заседание представителя не направил, об отложении судебного разбирательства не просил, об уважительности причин неявки не сообщил, отзыва в материалы дела не представили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в составе имеющейся явки участников процесса.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.
Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено, что государственный природный комплексный заказник "Гладышевский" образован распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга и Губернатора Ленинградской области от 26 июля 1996 года № 103-р/89-рг "Об организации комплексного заказника "Гладышевский". Положение об управлении государственным природным комплексным заказником регионального значения "Гладышевский" на территории Ленинградской области утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.01.2008 № 9. В данном Положении определена его площадь и границы, установлен режим охраны.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий.
Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.
Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.
Так, ч. 3 ст. 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) установлено, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 4 Закона № 33-ФЗ государственный кадастр ведется в отношении особо охраняемых природных территорий в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
До 01.01.2017 действовал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с ч. 3 ст. 46 которого сведения об установленных до дня вступления в силу данного федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образования, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон № 218-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 32 Закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Однако в Едином государственном реестре недвижимости, равно как и в государственном кадастре недвижимости, сведения об указанном природном заказнике как об особо охраняемой природной территории регионального значения отсутствуют, соответственно особо охраняемая природная территория регионального значения Ленинградской области государственный природный комплекс «Гладышевский» не поставлена на кадастровый учет.
Таким образом, бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что, в свою очередь, может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому значению.
Согласно п. 1.1. Положения о Комитете (далее Положение), утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 Комитет, является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере, в том числе отношений, связанных с охраной окружающей среды, и в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п. 2.1, 3.4 Положения в полномочия Комитета входит управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к функциям Комитета в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий отнесены подготовка предложений правительству Ленинградской области о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, обеспечение функционирования ООПТ регионального значения.
Таким образом, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области несет обязанность по предоставлению сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
При этом, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные зоны.
Суд полагает представленные ответчиком доводы о том, что документы уже подготовлены и неоднократно направлялись в филиал ФГБУ ФКП Росреестра для внесения сведений в ЕГРН, однако возвращались, поскольку содержали недостатки, не имеющими правового значения для рассмотрения дела, так как государственный природный комплексный заказник «Гладышевский» образован в 1996 году, Положение о государственном природном комплексном заказнике «Гладышевский» утверждено в 2008 году, этим же Положением определены его площадь и границы, установлен режим охраны.
Сведений об обращении административного ответчика с необходимым пакетом документов в филиал ФГБУ ФКП Росреестра до 2021 года в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом установлено, что на момент рассмотрения дела обязанность административного ответчика о направлении необходимого соответствующего требованиям законодательства пакета документов в филиал ФГБУ ФКП Росреестра не исполнена (факт нахождения сотрудника в отпуске также правового значения не имеет).
Таким образом, судом установлен факт длительного бездействия административного ответчика и ненадлежащего исполнения им оспариваемой обязанности на момент рассмотрения дела.
Суд полагает, что сама по себе подготовка документов не подтверждает, что данный процесс будет завершен в установленный срок. В связи с изложенным с учетом расчетных сроков выполнения работ административного ответчика, а также в связи с характером и обоснованием заявленных требований, суд полагает исковые требования административного истца об обязании ответчика предоставить в орган государственного кадастрового учета документы обоснованным с установлением срока проведения работ в срок не позднее 01.11.2021.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокуратура Ленинградской области к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании предоставить документы по границам земельного участка и сведения об ограничениях в отношении земельного участка удовлетворить.
Признать бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, являющихся основанием для внесения сведений в ЕГРН о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – государственный природный комплексный заказник регионального значения «Гладышевский», расположенный на территории муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области, незаконным.
Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок до 01.11.2021 предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, являющиеся основанием для внесения сведений в ЕГРН о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в особо охраняемую природную территорию – государственный природный комплексный заказник регионального значения «Гладышевский», расположенный на территории муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 14.05.2021.