Дело № 2а-1525/2021
УИД 39RS0001-01-2020-007664-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Пичуриной О.С.
при секретаре Ружниковой Н.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 Б.Ф.О. к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения, обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 Б.Ф.О. обратился в суд с данным иском, мотивируя требования тем, что 11.10.2019 решением Калининградского областного суда по административному делу № 3а-93/2019 удовлетворены его исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 693 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей на 01 января 2012 года. 19.11.2019 решение суда вступило в законную силу.
05.12.2019 он обратился к административному ответчику с заявлением об исполнении решения суда и внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости. 18.12.2019 в его адрес поступил ответ №12304-14/01-31 о рассмотрении обращения, в соответствии с которым сообщалось об исполнении решения суда и внесении 11.12.2019 сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей. В мае 2020 г. он заказал кадастровую выписку ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка. 12.05.2020 выдана выписка с указанием кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30.04.2020 в размере <данные изъяты> рублей. В этот же день 12.05.2020 он обратился к административному ответчику с требованием исполнить решение суда, внести изменения в ЕГРН с учетом ранее вынесенного судебного акта. 11.06.2020 повторно подал заявление об индексации и перерасчете кадастровой стоимости земельного участка.
В июне и в июле 2020 года в его адрес поступили письма:
решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, датированное 26.05.2020 (дата отправления решения согласно оттиска печати почты 04.06.2020), полученное административным истцом 15.06.2020;
ответ на обращение от 11.06.2020, датированный 26.06.2020 №909/01 с отказом в удовлетворении заявления об индексации и перерасчете кадастровой стоимости земельного участка.
21.08.2020 он подал административный иск в Ленинградский районный суд г. Калининграда, который возращен ему за неподсудностью спора. Копии документов получены 27.08.2020. В связи с изложенными обстоятельствами он обратился с административным иском в Калининградский областной суд. Определением Калининградского областного суда от 31.08.2020 административный иск был возвращен, в связи с его неподсудностью Калининградскому областному суду, с чем он не согласился и подал частную жалобу в вышестоящую инстанцию. Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.10.2020 частная жалоба оставлена без удовлетворения. Апелляционное определение получено по почте 30.11.2020.
С принятым решением об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости не согласен, считает отказ незаконным и необоснованным по тем основаниям, что он в законном порядке обжаловал кадастровую стоимость земельного участка, произвел затраты на определение рыночной стоимости земельного участка в оценочной компании, на юридические услуги по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка; получил решение Калининградского
областного суда от 11.10.2019. Определение реальной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости необходимо для выкупа земельного участка, в связи с нахождением на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего ему и приобретенного в 1997 году до введения в действие Земельного кодекса РФ, арендная плата за земельный участок начисляется с учетом кадастровой стоимости земельного участка, что в свою очередь ложиться тяжким финансовым бременем на административного истца, как физического лица и инвалида 2 группы. В связи с изложенным, отказ в удовлетворении требования об индексации и перерасчете кадастровой стоимости является незаконным и нарушает права и интересы административного истца. Просит признать незаконным решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, земельного участка с кадастровым номером № площадью 693 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и отменить, обязать административного ответчика произвести индексацию и перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с учетом решения Калининградского областного суда от 11.10.2019.
Позже истец представил уточненное исковое заявление, в котором указал, что обязанность административного ответчика произвести перерасчет регламентирована ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Истец воспользовался своим правом на оспаривание принятого решения, в том числе в соответствии с ч. 23, 24 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Просит признать незаконным отказ в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка, так как имеются ошибки и недостоверные данные при применении методики расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как это затрагивает его права и законные интересы, ссылаясь, в том числе, на п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 7, ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Новая оценка кадастровой стоимости земельного участка и методика расчета данной стоимости исходила из ранее определенной кадастровой стоимости земельного участка (на 01.01.2012 года), то есть из 4608387,63 рублей, что не оспаривала сторона административного истца и признала данный факт, что является ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости и повлиявшей на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Решением от 11.10.2019 Калининградского областного суда по административному делу № кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей была признана незаконной и необоснованной, и судом установлена новая стоимость в размере <данные изъяты> рублей на 01 января 2012 года. Данное решение суда вступило в законную силу, не было оспорено и было исполнено Филиалом ФБГУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, которое 11.12.2019 внесло в ЕГРН соответствующие изменения. Все документы (заявление с приложением отчета об оценке, решение суда от 11.10.2019, выписка ЕГРН) были представлены дважды в адрес административных ответчиков. Однако указанные выше факты и сведения не были приняты во внимание ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости». В соответствии с ч. 14 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» обязано было принять решение об удовлетворении заявления и произвести пересчет кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, однако отказал в удовлетворении заявления о перерасчете поданного ФИО3 Просит признать незаконным и отменить решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> обязать произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
В судебное заседание истец ФИО3 Б.Ф.О. не явился, извещен надлежаще.
Его представитель по доверенности ФИО1 в судебном заседании пояснил по обстоятельствам, указанным в иске, полагал, что заявление ФИО3 Б.Ф.О. рассмотрено учреждением в том порядке, в котором было подано, при этом после подачи заявления по форме, предоставленной многофункциональным центром, истец подал дополнительное заявление, в котором говорил о допущенной ошибке, просил провести перерасчет. В письменных пояснениях просит признать незаконным отказ в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка, так как имеются ошибки и недостоверные данные при применении методики расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как это затрагивает его права и законные интересы, ссылаясь, в том числе, на п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 7, ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Новая оценка кадастровой стоимости земельного участка и методика расчета данной стоимости исходила из ранее определенной кадастровой стоимости земельного участка (на 01.01.2012 года), то есть из <данные изъяты> руб., что является ошибкой, допущенной при определении кадастровой стоимости, повлиявшей на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ. Просит требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленного иска. Представил письменные пояснения, указав, что в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке отсутствует информация об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, бюджетное учреждение не вправе вносить такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН и устанавливать кадастровую стоимость земельных участков на основании решения Калининградского областного суда. Бюджетным учреждением проведена работа по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании имеющейся информации. Кроме того, ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не предусматривает порядка перерасчета кадастровой стоимости и его индексации на основании решения суда, вступившего в законную силу и установившего кадастровую стоимость объекта недвижимости на более раннюю дату, нежели той, на которую необходимо произвести индексацию. Бюджетное учреждение в порядке ст. 21 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» вправе, при их обнаружении, исправлять ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, и перерасчитывать кадастровую стоимость. При определении кадастровой стоимости земельного участка с КН № ошибок, указанных в ч. 2 ст. 21 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» допущено не было, в связи с чем принято решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости от 26.05.2020 №795/01. В настоящее время действует переходный период по измененным положениям ФЗ-237, у бюджетного учреждения отсутствуют полномочия, на которые ссылается административный истец и предусмотренные пп. 5.1 п. 1 ст. 7 ФЗ-237, по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним, ст. 22.1 ФЗ-237 до 1 января 2023 года не применяется. В связи с тем, что административный истец обращался в Учреждение с заявлением от 12.05.2020 с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в порядке ст. 22 ФЗ-237, Учреждение в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения поданного заявления приняло решение не о возврате такого заявления в связи с тем, что оно подано в некомпетентный в рамках ст. 22 ФЗ-237 орган (комиссию или суд), а в рамках наделенных полномочий пп. 4 п. 1 ст. 7, ст. 21 ФЗ-237 о рассмотрении заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, приняло обжалуемое решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере <данные изъяты> рублей, в связи с отсутствием в действиях Учреждения таких ошибок. Согласно п. 13 ст. 14 ФЗ-237 в случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости. Проект отчета был размещен в фонде данных государственной кадастровой оценки 29.08.2019 года в сети «Интернет». Срок ознакомления с проектом отчета и представления замечаний к нему истёк 27.10.2019 в соответствии с п. 17 ст. 14 ФЗ-237. В установленные сроки от административного истца замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости представлено не было. Таким образом, Учреждение не обладало какой-либо иной, не учтенной информацией, имеющей значение для определения кадастровой стоимости земельного участка с КН № Следовательно, кадастровая оценка данного земельного участка проведена надлежащим образом, ошибок допущено не было и основания для применения ст. 22 ФЗ-237 отсутствовали. Учреждение стороной по делу при оспаривании кадастровой стоимости в суде не являлось. Перечень объектов недвижимости, переданный в учреждение, содержал сведения по состоянию на 1.01.2019, поскольку государственная кадастровая оценка осуществлялась в 2019 г. В отчете об определении кадастровой стоимости земельного участка сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1.01.2012 использованы не были. Правовое значение процедуры исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (статья 21 ФЗ-237), предусматривает наличие в действиях бюджетного учреждения отступлений от методических указаний о государственной кадастровой оценке, либо допущение описки, опечатки, арифметической ошибки или иной ошибки, повлиявшей на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Методические указания о государственной кадастровой оценке ими не нарушены, каких- либо других ошибок, описок или опечаток, повлиявших на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, не допущено, кадастровая оценка проводилась в соответствии с методическими указаниями, исходя из той информации, которая была предоставлена Учреждению в перечне и указана также на официальном сайте Росреестра. Просит в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Выслушав стороны и исследовав материалы данного административного дела, обозрев материалы дела Калининградского областного суда № 3а-93/2019, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено из материалов дела, первоначально истец обратился в суд с исковым заявлением 21.08.2020, то есть в установленный законом срок, однако оно было возвращено в связи с неподсудностью. Затем истец обращался в Калининградский областной суд с аналогичными требованиями. Административное исковое заявление было ему возвращено, с чем он не согласился и оспаривал в вышестоящей судебной инстанции. Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.10.2020 определение судьи Калининградского областного суда от 31.08.2020 оставлено без изменения, частная жалоба ФИО3 без удовлетворения. Таким образом, суд полагает причины пропуска срока на подачу данного административного искового заявления уважительными и восстанавливает срок на подачу данного административного искового заявления.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно ст. 6 указанного федерального закона государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение). Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет); 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Порядок рассмотрения бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 19 февраля 2018 года N 73. Кроме того, процедура рассмотрения бюджетным учреждением указанных обращений установлена положениями статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке".
К полномочиям бюджетных учреждений связанным с определением кадастровой стоимости относится рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (п.п. 4 п. 1 ст. 7 № 237-ФЗ в ред. от 29.07.2017).
В соответствии с п. 1, 3, 5, 8 ст. 13 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня. Обработка перечня для целей определения кадастровой стоимости осуществляется государственным бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В рассматриваемом случае актуальной на 1.01.2019 являлась кадастровая стоимость земельного участка с КН № в сумме <данные изъяты> руб., которая была указана в Перечне.
В силу п. 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" подготовка к проведению государственной кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, согласно Указаниям до 1 января года определения кадастровой стоимости.
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 14 апреля 2017 г. № 190 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Калининградской области и признании утратившим силу подпункта 2 пункта 1 постановления Правительства Калининградской области от 10 декабря 2015 года N 701» государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Калининградской области проводится в 2019 году.
Таким образом, на территории Калининградской области в 2019 году проводилась государственная кадастровая оценка земельных участков населенных пунктов, в том числе земельного участка ФИО3 Б.Ф.О.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> составляла <данные изъяты> руб., являлась актуальной на 1.01.2019 и была учтена учреждением при подготовке отчета об итогах государственной кадастровой оценки. Иных данных в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 1.01.2019 не содержалось.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22.11.2019 № 788 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года. Указанное постановление вступило в законную силу с 1.01.2020.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Калининградского областного суда от 11.10.2019 по делу № 3а-93/2019 административное исковое заявление ФИО3 Б.Ф.О. удовлетворено. Восстановлен ФИО3 Б.Ф.О. срок на подачу административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка КН № Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 693 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> на дату 1 января 2012 года в размере его рыночной стоимости 1437000 рублей. Датой подачи ФИО3 заявления об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости считать - 20 августа 2019 года. Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости. Решение вступило в законную силу 19.11.2019.
5.12.2019 ФИО3 Б.Ф.О. обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением, в котором просил внести изменения в ЕГРН, установив новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в сумме <данные изъяты> руб. на основании решения Калининградского областного суда от 11.10.2019.
Из ответа, данного представителю ФИО3 Б.Ф.О. по доверенности ФИО1, от 18.12.2019 № 12304-14/01-31 следует, что в соответствии с решением Калининградского областного суда от 11.10.2019 № 3а-93/2019 Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области внесены сведения в ЕГРН от 11.12.2019 о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 1 437 000 руб. Таким образом, решение Калининградского областного суда от 11.10.2019 было исполнено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области от 6.05.2020 по состоянию на 1.01.2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> руб.
12.05.2020 ФИО3 Б.Ф.О. обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калининградской области, ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со ст. 22 ФЗ от 3.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в котором просил пересмотреть кадастровую стоимость в размере <данные изъяты> руб., земельного участка по адресу: <адрес> на основании установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. решением Калининградского областного суда от 11.10.2019. К заявлению прилагались выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, решение Калининградского областного суда, заявление в Управление Росреестра Калининградской области от 5.12.2019 и ответ на него от 18.12.2019 о внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка, согласие на обработку персональных данных.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что не смотря на то, что заявление подано для рассмотрения в порядке ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», рассмотрено оно было в том порядке, в котором подавал его истец, в соответствии со ст. 21 указанного закона, исходя из требований в заявлении и приложенных к заявлению документов, тем органом, в полномочия которого входит разрешение поставленных в заявлении вопросов. Кроме того, истцом также подано в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области и в ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» заявление об индексации и перерасчете кадастровой стоимости земельного участка от 11.06.2020, в котором он также просил произвести индексацию и перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с учетом установленной стоимости решением Калининградского областного суда.
Решением от 26.05.2020 № 795/01 ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» ФИО3 Б.Ф.О. отказано в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, ввиду отсутствия оснований для учета сведений о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, установленной на основании решения Калининградского областного суда. Указано, что Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, предоставленный в Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» уполномоченным органом (исх. № 2085-ДК от 13.03.2019) по состоянию на 01.01.2019 содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № - <данные изъяты> руб. На основании имеющейся информации для определения кадастровой стоимости были применены: метод типового эталонного объекта и метод моделирования на основе результатов иных оценок. Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области, к которым относится земельный участок с кадастровым номером № проводилась по состоянию на 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.
В виду того, что Перечень содержит сведения по состоянию на 01.01.2019 датой определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов является 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. N 226 подготовка к проведению государственной кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, согласно Указаниям до 1 января года определения кадастровой стоимости; материалы, формируемые в ходе подготовки к проведению государственной кадастровой оценки, актуализируются после 1 января года определения кадастровой стоимости.
Решение Калининградского областного суда в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № принято 11.10.2019.
Сведения об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером № кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости в период подготовки к проведению государственной кадастровой оценки и определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости представлены не были.
На заявление от 11.06.2020 истцу ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» также дан мотивированный ответ от 26.06.2020 № 909/01, в котором изложены обстоятельства аналогичные приведенным в решении, а также указано, что в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке отсутствует информация об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, бюджетное учреждение не вправе вносить такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН и устанавливать кадастровую стоимость земельных участков на основании решения Калининградского областного суда. На основании статьи 14 Федерального закона № 237-ФЗ органом регистрации прав были размещены в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценке, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения и информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о которой содержится в промежуточных отчетных документах. К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости. По информации бюджетного учреждения замечания к промежуточным отчетным документам в отношении земельного участка с кадастровым номером № от ФИО3 Б.Ф.О. не поступали и сведения об установлении в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости в период подготовки к проведению государственной кадастровой оценки и определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости представлены не были.
В силу п. 1, 2, 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка);
2) системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка);
3) единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка);
4) системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка).
Обращения об исправлении единичных технических и (или) единичных методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, могут быть поданы в бюджетное учреждение после дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, либо до дня включения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, определенной по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
ФИО3 Ф.Б.О. обратился с заявлением в Центр кадастровой оценки и мониторинга о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости после утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом просил о перерасчете кадастровой стоимости ввиду установления кадастровой стоимости по состоянию на 1.01.2012 в размере рыночной стоимости земельного участка решением суда. В тоже время положения п. 2 ст. 21 № 237-ФЗ содержат исчерпывающий перечень ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В данном случае применение кадастровой стоимости земельного участка на 1.01.2019, исходя из данных, содержащихся в ЕГРН, по смыслу п. 2 ст. 21 № 237-ФЗ ошибкой не является, ввиду чего Учреждение обоснованно отказало заявителю в устранении ошибки, поскольку таковой не выявлено. Нарушений положений методических указаний о государственной кадастровой оценке также в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно информации размещенной в Фонде данных государственной кадастровой оценки проект отчета об итогах государственной кадастровой оценки был размещен для ознакомления с 29.08.2019 по 27.10.2019 и истец мог с ним ознакомиться, подать замечания, чего им сделано не было. Сведения в ЕГРН о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости внесены после утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1.01.2019.
Исходя из требований истца, он не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, действующей с 1.01.2019.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде (ст. 22 ФЗ № 237-ФЗ).
Таким образом, истец вправе оспорить кадастровую стоимость спорного земельного участка, действующую с 1.10.2019 в установленном законом порядке. При этом бюджетное учреждение полномочно было принять решение о пересчете кадастровой стоимости только в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок. Иных оснований для пересчета кадастровой стоимости в п. 2 ст. 21 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) приведено не было.
Для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае, предусмотренной положениями статьи 227 КАС РФ, не имеется, оспариваемое решение мотивировано, принято в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных учреждению полномочий, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 19 февраля 2018 года N 73.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в заявленных административных исковых требованиях в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218 - 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО3 Б.Ф.О. к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения, обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2021 года.
Судья Пичурина О.С.