Дело № 2а-1525/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2021 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе
председательствующего судьи Даниловой О.И.
при секретаре Гридневой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению потребительского рынка администрации г. Липецка о признании незаконным п. 8 протокола № 9 заседания межведомственной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Липецка от 09.12.2020г., признании незаконным отказа Управления потребительского рынка администрации г. Липецка в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению потребительского рынка администрации г. Липецка о признании незаконным решения межведомственной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Липецка (п. 8 протокола № 9 заседания комиссии от 09.12.2020г.) об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов места под киоск № 5026, площадью 12 кв.м. по адресу Остановка «Кольцо трубного завода» и возложении на ответчика обязанности заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта (киоск № 5026), площадью 12 кв.м. по указанному адресу.
В последствии истец уточнил заявленные требования просил признать незаконным отказ Управления потребительского рынка администрации г. Липецка в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (киоск № 5026), площадью 12 кв.м. по адресу: Остановка «Кольцо трубного завода», обязать заключить указанный договор, а также признать незаконным п. 8 протокола № 9 заседания межведомственной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Липецка от 09.12.2020г. об исключении их схемы размещения нестационарных торговых объектов места под киоск № 5026, площадью 12 кв.м. по адресу: Остановка «Кольцо трубного завода».
Свои требования административный истец обосновывал тем, что ей принадлежит на праве собственности нестационарный торговый объект. Истцу был на основании заключенного договора № 2328/10-ВР от 22.11.2010г. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № 48:20:012202:36, площадью 20 кв.м для торгового киоска № 5026 на период с 22.11.2010г. по 21.11.2020г., данный киоск был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов, под номером 1147 по адресу «Остановка «Кольцо трубного завода». В ноябре истец обратилась с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок, однако получила ответ от 17.12.2020г., согласно которому межведомственной комиссией по размещению нестационарных торговых объектов принято решение исключить вышеуказанное место из схемы размещения нестационарных торговых объектов киосков и павильонов на территории г. Липецка.
Полагая указанное решение незаконным, поскольку оно лишает истца права на продление ранее существовавшего договора аренды земельного участка, без проведения торгов на новый срок, истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика требования не признал, ссылаясь на то, что в настоящий момент киоск № 5026 размещен в отсутствие законных оснований, срок действия договора аренды земельного участка от 22.11.2010г, заключенного с управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области прекратил свое действие 21.11.2020г., что подтверждается уведомлением о прекращении действия договора и возврате земельного участка, направленным в адрес ФИО1 05.11.2020 г.
В момент обращения ФИО1 в Управление потребительского рынка администрации города Липецка 01.12.2020 с заявлением о заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта киоска № 5026 срок действия договора был прекращен, в связи с чем, истец не имела право на заключение договора на размещение не стационарного торгового объекта без проведения торгов.
Представитель Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ФИО2 полагала, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 2 стать 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что 22.11.2010г. между Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области и истцом был заключен договор № 2328/10-ВР аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 20 кв.м., для торгового киоска № 5026 в Советском округе <...>. Срок действия договора по 21.11.2020г.
05.11.2020г. Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области направило в адрес истца уведомление о прекращении действия указанного договора аренды и возврате земельного участка.
14.06.2017г. истец обратилась в Управление потребительского рынка администрации г. Липецка с заявлением о заключении договора (без проведения торгов) на размещение киоска № 5026 (в схеме размещения нестационарных торговых объектов) по адресу Ост. «Кольцо трубного Завода» по ул. Циолковского, площадь объекта 12 кв.м.
03.10.2017г. истцом указанное заявление было отозвано.
01.12.2020г. истец вновь обратилась с заявлением в Управление потребительского рынка администрации г. Липецка о заключении договора (без проведения торгов) на размещение киоска № 5026 (в схеме размещения нестационарных торговых объектов) по адресу Ост. «Кольцо трубного Завода» по ул. Циолковского, площадь объекта 12 кв.м.
09.12.2020г. состоялось заседание межведомственной комиссии по размещению нестационарных объектов.
Согласно протокола заседания под № 8 был рассмотрен вопрос внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в связи с исключением места под киоском № 5026 площадью 12 кв.м по адресу: Остановка «Кольцо трубного завода» на основании мотивированного предложения от УПР и ЦП ЛО.
Указанное предложение было согласовано в связи с тем, что объект является частью остановочного комплекса, состоящего из двух киосков и остановочного навеса, в виде единой конструкции.
Начальником Управления потребительского ранка и ценовой политики Липецкой области в адрес главы города Липецка ФИО3 направлено обращение, датированное 23.11.2020г., содержащим просьбу об исключении киоска № 5026 в остановочном комплексе «Кольцо Трубного завода» из схемы размещения не стационарных торговых объектов киосков и павильонов на территории города Липецка на 2018-2024 годы, утвержденную постановлением администрации г. Липецка от 18.12.2017г. № 2515.
Одним из оснований для предъявления исковых требований ФИО1 явилось ее несогласие с вышеуказанным п. 8 протокола заседания межведомственной комиссии по размещению нестационарных объектов, который истец просит признать в данной части незаконным.
Суд приходит к выводу о том, что требование истца в данной части не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 ЗК РФ установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением Администрации г. Липецка от 10.06.2016г. № 1006 утвержден Порядок предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка.
Приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 12 октября 2011 г. N 241 был утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Липецкой области" (с изменениями и дополнениями).
На сегодняшний день, схема размещения нестационарных торговых объектов киосков и павильонов на территории города Липецка утверждена постановлением Администрации г. Липецка от 18 декабря 2017 г. N 2515.
В судебном заседании установлено, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в соответствии с указанным постановлением, киоск № 5026 в остановочном комплексе «Кольцо Трубного завода» включен в схему размещения не стационарных торговых объектов киосков и павильонов на территории города Липецка под номером 1147.
На момент принятия решения указанный киоск не исключен из схемы размещения.
Согласно Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Липецкой области, утвержденного Приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 12 октября 2011 г. N 241 проект схемы размещения, а также проект изменений и дополнений, вносимых в схему размещения (далее - проект схемы) подлежит согласованию с управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - управление) (п.10).
Управление рассматривает представленный проект схемы в течение 15 рабочих дней со дня его поступления и по итогам рассмотрения направляет в орган местного самоуправления свои предложения, замечания или принимает решение о согласовании проекта схемы.
Поступившие замечания, предложения рассматриваются органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.
Проект схемы, измененный с учетом поступивших замечаний, предложений, подлежит повторному согласованию с управлением в течение 10 рабочих дней со дня поступления. Схема размещения утверждается сроком на 7 лет.
При этом, схема размещения и вносимые в нее изменения утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п.13).
Утвержденная органом местного самоуправления схема размещения и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в установленном порядке, а также размещению на официальном сайте администрации Липецкой области и официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 15).
Таким образом, из содержания указанных положений следует, что само по себе принятие п. 8 протокола заседания межведомственной комиссии по размещению нестационарных объектов от 09.12.2020г. не нарушает какие-либо права и законные интересы истца, поскольку согласно содержания вышеуказанных норм, схема размещения и вносимые в нее изменения утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а не решением межведомственной комиссии по размещению нестационарных объектов, который в силу распоряжения администрации г. Липецка от 22.09.2015г. № 761-р является совещательным органом по рассмотрению вопросов о размещении на территории города Липецка нестационарных торговых объектов.
Более того, как уже было указано выше, на момент рассмотрения заявленных требований, уполномоченным органом принадлежащий истцу киоск не исключен из схемы размещения нестационарных объектов.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Такая совокупность в настоящем деле в части признания незаконным п. 8 протокола № 9 заседания межведомственной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Липецка от 09.12.2020г. об исключении их схемы размещения нестационарных торговых объектов места под киоск № 5026, площадью 12 кв.м. по адресу: Остановка «Кольцо трубного завода» отсутствует, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца, в данной части не имеется.
При этом суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания отказа Управления потребительского рынка администрации г. Липецка от 17 декабря 2020 года в заключении договора на размещение торгового объекта (киоск № 5026), площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода» незаконным, по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов 17.12.2020г. Управление потребительского рынка администрации г. Липецка на обращение истца по вопросу заключения договора на размещение торгового объекта, расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода» фактически отказало истцу в заключении договора, ссылаясь на вышеуказанное решение межведомственной комиссии по исключению места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, предложив истцу, обратиться в управление потребительского рынка администрации г. Липецка для выбора компенсационного места.
Как уже было указано ранее, нормативным правовым актом органа местного самоуправления принадлежащий истцу киоск не исключен из схемы размещения нестационарных объектов, а поэтому отказ Управления потребительского рынка администрации г. Липецка, исходя их тех оснований, которые изложены в письменном ответе, не могут быть признаны законным и обоснованным.
Сами по себе ссылки административного ответчика уже в ходе рассмотрения дела на наличие иных оснований для отказа, помимо приведенных в оспариваемом ответе, правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку суд проверяет законность оспариваемого решения, исходя из содержащихся в нем оснований для отказа.
Кроме того, ссылка ответчика на то обстоятельство, что в момент обращения ФИО1 в Управление потребительского рынка администрации города Липецка 01.12.2020 с заявлением о заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта киоска № 5026 срок действия договора был прекращен, в связи с чем, истец не имела право на заключение договора на размещение не стационарного торгового объекта без проведения торгов, противоречит самому содержанию оспариваемого ответа, разъясняющему истцу право выбора компенсационного места, которое в соответствии с положениями Постановления Администрации г. Липецка от 10 июня 2016 г. N 1006 "Об утверждении Порядка предоставления права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Липецка" предоставляется в случае исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы вследствие ее изменения по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Липецкой области, муниципальными правовыми актами города Липецка. В то время, как получение компенсационного места при проведении торгов указанным положением не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания отказа Управления потребительского рынка администрации г. Липецка от 17 декабря 2020 года в заключении с истцом договора на размещение торгового объекта (киоск № 5026), площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода» незаконным.
Вместе с тем, учитывая, что обстоятельства наличия или отсутствия иных оснований для отказа в заключении договора не могут являться предметом рассмотрения настоящего дела, то суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на Управление потребительского рынка администрации города Липецка по заключению с ФИО1 договора у суда не имеется, надлежащим способом защиты нарушенного права административного истца будет являться в настоящем случае возложение Управление потребительского рынка администрации г. Липецка повторно рассмотреть в установленные законом сроки заявление ФИО1 от 01.12.2020г. о заключении договора (без проведения торгов) на размещение нестационарного торгового объекта киоск № 5026 площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного истца ФИО1 к Управлению потребительского рынка администрации г. Липецка, Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о признании незаконным п. 8 протокола № 9 заседания межведомственной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Липецка от 09.12.2020г. – отказать.
Признать отказ Управления потребительского рынка администрации г. Липецка от 17 декабря 2020 года в заключении договора на размещение торгового объекта (киоск № 5026), площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода» незаконным.
Обязать Управление потребительского рынка администрации г. Липецка повторно рассмотреть в установленные законом сроки заявление ФИО1 от 01.12.2020г. о заключении договора (без проведения торгов) на размещение нестационарного торгового объекта киоск № 5026 площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: г. Липецк, ООТ «Кольцо трубного завода»
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме
изготовлено 31.03.2021г.