ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1526/16 от 03.03.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу № 2а-1526/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 03 марта 2016 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания (..),

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению (..) об оспаривании приказов ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, о бездействии должностного лица по не принятию мер, и обязании внести соответствующие изменения в положения,

УСТАНОВИЛ:

(..) обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказов ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, о бездействии должностного лица по не принятию мер, и обязании внести соответствующие изменения в положения, которым просит суд признать незаконными и отменить приказы ГУ МВД России по Краснодарскому краю «Об организационно-штатных мероприятиях» от ДД.ММ.ГГГГ, и «О введении штатной единицы» от ДД.ММ.ГГГГ; признать бездействие заместителя начальника ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю – начальника УВД по г.Сочи в части непринятии мер по приведению штатной структуры ГИБДД УВД по г.Сочи в соответствии с приказами МВД РФ 333 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования и мотивировали их тем, что согласно приказу ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ГИБДД УВД по городу Сочи сокращено 36 должностей из 93, в том числе 2 должности заместителей начальника отдела ГИБДД УВД по городу Сочи, вместо которых введена только одна должность заместителя начальника отдела - начальника отделения дорожной инспекции организации дорожного движения.

ДД.ММ.ГГГГ его известили о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел РФ по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и весь личный состав отдела ГИБДД кроме начальника отдела ГИБДД и начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения в связи с сокращением занимаемой мной должности в органах внутренних дел, на основании приказа ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ

По смыслу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В нарушение указанной нормы Конституции РФ, приказ противоречит Приказам МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в частности:

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утверждены нормативы формирования территориальных органов МВД РФ и их структурных подразделений (п.п.1.2).

В соответствии с приложением к приказу МВД г., в структуре отдела, инспекции могут создаваться отделения, группы, направления и может вводиться не более двух должностей заместителей начальника отдела, инспекции, при этом вторая должность вводится при штатной численности отдела, инспекции не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника отделения (п. 12).

В отделе, отделении полиции может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела (отделения) полиции (п.30).

При разработке конкретных структур территориальных органов МВД России подразделения (должности), указанные в соответствующих типовых структурах, создаются (вводятся) с учетом их необходимости для обеспечения выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на территориальный орган МВД России (п.38).

Однако, согласно Приказу ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отделе ГИБДД УВД г. Сочи сокращены должности заместителя начальника отдела и должность заместителя начальника отдела-начальника отделения по учету и организации работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, что не соответствует предъявляемым требованиям, указанным в Приказе МВД

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» утверждены нормативы штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ согласно приложению, в соответствии с которым, на 135 км автомобильных дорог предусмотрен один государственный инспектор дорожного надзора.

В городе Сочи улично-дорожная сеть составляет 5 958,1 км и соответственно, согласно требованиям вышеназванного приказа, необходимо 44 единицы (сотрудника) государственных инспекторов дорожного надзора (решение городского собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования улично-дорожной сети».)

Приказом ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в г. Сочи ликвидировано отделение организации надзорной деятельности, сокращено 10 должностей. Вновь создается отделение дорожной инспекции и организации движения с штатной численностью в количестве 21 сотрудника, вместо необходимых 44 сотрудников, что не соответствует требованиям, предъявляемым приказа МВД РФ .

По итогам рассмотрения, составленной истцом докладной записки с предложением по организационно-штатному построению подразделения по линии службы дорожного надзора, начальником отдела ДН УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю полковником полиции (..), не смотря на необходимое количество сотрудников дорожного надзора, согласно требованиям приказа МВД РФ , принято решение оставить общую численность службы в количестве 21 сотрудника, без указания мотивированных ссылок на нормативные акты, предоставляющих право региональному руководству и иным должностным лицам МВД РФ по Краснодарскому краю принимать подобные незаконные решения и издавать самостоятельно приказы, не соответствующие и противоречащие нормативным актам МВД РФ, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

В соответствии с ранее действовавшим Указом Президента РФ г. «О милиции общественной безопасности в РФ», в соответствии с Постановлением Правительства РФ г. «О федеральном государственном надзоре в области дорожного движения» и действующими методическими рекомендациями ГУ ДОБДД МВД РФ 2002г., нормативами штатной численности сотрудников технического надзора предусмотрен один государственный инспектор безопасности дорожного движения на 3 000 единиц автотранспорта.

В г. Сочи зарегистрировано 202 156 единиц транспортных средств (согласно базы данных «Единый регион»). Согласно нормативам штатной численности необходимо 67 должностей государственных инспекторов безопасности дорожного движения. Согласно методическим рекомендациям ГУ ОБДД МВД РФ, в виду отсутствия нормативов по расчету государственных инспекторов безопасности дорожного движения (по линии технического надзора) необходимо производить расчет с учетом 1 государственный инспектор на 10 000 единиц зарегистрированного транспортного средства, т.е. 21 сотрудник государственной инспекции безопасности дорожного движения, с учетом зарегистрированных транспортных средств в г. Сочи.

Количество сотрудников безопасности дорожного движения отдела ГИББД УВД по г.Сочи также не соответствует требованиям, предъявляемым вышеназванными нормативными актами.

Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения» утверждены нормативы штатной численности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений ГИБДД управлений (отделов, отделений) внутренних дел районов, городов, районов в городах или муниципальных образований.

В соответствии с приложением приказа МВД РФ , на 100 000 человек населения положен один инспектор пропаганды безопасности дорожного движения.

Численность населения г.Сочи составляет 473 205 человек, и соответственно, с учетом требований приказа МВД необходимо пять инспекторов пропаганды безопасности дорожного движения.

В примечании приложения названного приказа, также указано, что приведенный показатель предназначен для расчета минимальной штатной численности инспекторов по пропаганде, необходимых для выполнения возложенных на Госавтоинспекцию задач.

В нарушение Приказа МВД РФ , согласно Приказу в отделении пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИББД УВД г. Сочи сокращено 6 должностей инспекторов пропаганды дорожного движения и введено всего 3 должности (вместо необходимых 5 должностей) - 1 должность старшего инспектора и 2 должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.

В нарушение подпункта 6.1 пункта 6 приложения приказа , приказом ГУ МВД России по краю не создано отделение организационно-аналитической работы, что делает невозможным выполнение возложенных на Госавтоинспекцию задач (п.п. 14,15,16,17,18 приложение к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ), а также в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий», главные государственные инспектора безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, организуют сверку с медицинскими организациями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.

Кроме того, подпунктом 2.2 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ исключено сокращение штатной численности территориальных органов МВД РФ на районном уровне.

Таким образом, исходя из требований вышеназванных приказов МВД РФ, с учетом выполняемых отделом ГИБДД УВД г. Сочи задач по обеспечению безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории, организации и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, организации и осуществлению в соответствии с законодательством РФ федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в области дорожного движения, пропаганде безопасности дорожного движения, по исполнению административного законодательства, численность отдела ГИБДД УВД по г. Сочи должна составлять 95 единиц, с учетом 4 (четырех) начальников отделений и 2 (двух) должностей заместителей начальника отдела.

Однако, существующая в настоящее время структура отдела ГИББД УВД по г. Сочи, с учетом изменений, внесенных приказом (сокращение 36 сотрудников отдела ГИБДД УВД по г. Сочи), не соответствует требованиям приказов МВД России от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ что в свою очередь, значительно отразится на обеспечении выполнения контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также подготовки и проведении специальных и массовых мероприятий по линии безопасности дорожного движения, обеспечения и организации специальных мероприятий по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране, что сделает невозможным выполнение п. 22 приказа МВД РФ г. «Об участии во взаимодействии с Федеральным органом государственной охраны, Федеральной службой безопасности в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следует объекты государственной охраны.

В соответствии с п. 5 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатном построении строевых подразделений ГИБДД» (в ред. приказов МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Строевые подразделения горрайорганов внутренних дел и управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях находятся в непосредственном подчинении начальника отдела (отделения) ГИБДД горрайоргана внутренних дел.

Приказом МВД РФ от 20.04.2015г. «О совершенствовании деятельности подразделений Госавтоинспекции на региональном и районном уровнях» утверждено типовое положение об отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа МВД РФ на районном уровне (п. п. 1.2).

В соответствии с п. 6 приложения к Приказу МВД РФ , отдел осуществляет свою деятельность непосредственно или через входящие в него подразделения по следующим основным направлениям: организационно-аналитическая работа; дорожно-патрульная служба; исполнения административного законодательства; технический надзор; регистрационная работа; экзаменационная работа; дорожный надзор; пропаганда безопасности дорожного движения.

Также, в соответствии с п.п. 36, 37 приложения к Приказу МВД РФ , отдел возглавляет начальник, который является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по соответствующему муниципальному образованию.

Начальник отдела при реализации полномочий главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по соответствующему муниципальному

образованию подчиняется непосредственно руководителю территориального органа МВД РФ на районном уровне.

Однако, в нарушение Приказа МВД РФ ДД.ММ.ГГГГ указания начальника ГУ МВД Росси по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Положении по отделу ГИБДД УВД по г. Сочи и Положении по полку ДПС УВД по г. Сочи, не внесена информация, в соответствии с которой полк ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи должен находится в непосредственном подчинении начальника отдела ГИБДД УВД по г. Сочи.

По факту вышеизложенных нарушений законодательства РФ со стороны уполномоченных должностных лиц ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с целью приведения структуры отдела ГИБДД УВД по г. Сочи, полка ДПС ГИБДД УВД по г. Сочи и их штатной численности в соответствие с приказами МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и указания начальника ГУ МВД Росси по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, истец неоднократно обращался с заявлениями (докладными записками) к вышестоящим должностным лицам ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю и УВД по г. Сочи, а также к своим непосредственным и прямым руководителям, в компетенцию которых решение данного вопроса не входит.

До настоящего времени, мер по устранению нарушений вышеназванных норм законодательства, должностными лицами не предпринято. Считает, что ответчики своими действиями в части утверждения приказа, не соответствующего и противоречащего нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую (..), и бездействием в части устранения допущенных нарушений законодательства РФ, нарушают его права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством.

Отсутствие в структуре отдела ГИБДД УВД по городу Сочи строевого подразделения полка ДПС УВД по городу Сочи делает невозможным выполнение возложенных нормативно-правовыми актами РФ функции, возложенных на Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Сочи, и истца как его заместителя.

В соответствии с п. 28 приказа года, полки полиции могут создаваться в исключительных случаях с разрешения Министра Внутренних дел РФ и структура МВД РФ по муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования (нескольких муниципальных образований), один миллион человек и более (численность населения города Сочи составляет 476 000 человек, а полк входит в состав территориального органа внутренних дел).

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности (..) заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду представила письменные возражения на административный иск, согласно которым считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению и мотивировала их тем, что, во-первых, приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» сокращена численность отдела ГИБДД УВД по г. Сочи, штатное расписание изменено с момента вступления в (..) приказа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного приказа истцу, чья должность сокращена, под роспись вручено уведомление о предстоящем увольнении. Таким образом, невозможно приостановить действие приказа, который уже исполнен, а процедура, связанная с последствиями зачисления (..) в распоряжение Главного управления, не является организационно-штатным мероприятием, осуществленным оспариваемым в настоящем иске приказом.

С учетом изложенного оснований для применения мер предварительной защиты по административному иску в соответствии со статьей 85 КАС РФ не имеется.

По вопросу законности приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» в части, касающейся отдела ГИБДД и полка ДПС УВД по г. Сочи.

1. Полномочия по осуществлению организационно-штатных мероприятий начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю подтверждаются положениями пункта 20 Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приказами министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации утверждаются, признаются утратившими (..) и вносятся изменения в штатные расписания МВД, ГУ МВД, УМВД, подчиненных территориальных органов МВД России, подчиненных учреждений (за исключением штатных расписаний, утверждаемых приказами МВД России), оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий МВД, ГУ МВД, УМВД.

В своем заявлении (..) указывает, что в нарушение требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» в отделе ГИБДД УВД по г. Сочи приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ введена только одна должность заместителя начальника отдела.

Вместе с тем, согласно п. 12 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в структуре отдела может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при штатной численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника входящего отделения.

Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает минимальный и максимальный предел и предполагает введение не более двух должностей заместителей начальника отдела в отделе, численностью не менее 12 единиц, то есть не является обязательным требованием по их введению.

2. В заявлении указано на несоответствие структуры отдела ГИБДД УВД по г. Сочи требованиям приказов МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

2.1. В соответствии с п. 6 Типового положения об отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, отдел осуществляет свою деятельность непосредственно или через входящие в него подразделения (отделения, группы, направления) по следующим основным направлениям: организационно-аналитическая работа, дорожно-патрульная служба, исполнение административного законодательства, технический надзор, регистрационная работа, экзаменационная работа, дорожный надзор, пропаганда безопасности дорожного движения.

Таким образом, в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ отдел может осуществлять свою деятельность, как через вышеуказанные структурные подразделения, так и непосредственно. Прямой обязанности создания в отделе ГИБДД именно данных структурных подразделений в приказе МВД России г. не предусмотрено.

2.2. Приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» установлены следующие нормативы штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России:

государственный инспектор дорожного надзора:

1 единица на 1300 км автомобильных дорог, проходящих вне границ населенных пунктов поселений;

1 единица на 135 км автомобильных дорог, проходящих в границах населенных пунктов поселений.

Согласно письму Муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление автомобильных дорог» от ДД.ММ.ГГГГ общая протяженность муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны города Сочи (улично-дорожной сети) составляет 1009,2161 км.

В соответствии с письмом Сочинского филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» от ДД.ММ.ГГГГ, протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Краснодарского края в границах муниципального образования город-курорт Сочи составляет 218,05 км.

Согласно письму ФКУ Упрдор «Черноморье» от ДД.ММ.ГГГГ протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих в границах Большого Сочи, (за минусом дорог, приходящихся на <адрес> – 80 км) составляет 329,181 км.

Таким образом, общая протяженность дорог города Сочи составляет порядка 1556,4471 км, соответственно, нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения должны быть 11,5 единиц, а не 44, как указано в обращении. Причем, эта цифра в два раза меньше введенной обжалуемым приказом Главного управления.

Следовательно, нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения в отделе ГИБДД УВД по г. Сочи приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены.

2.3. Ссылка в иске на Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» не состоятельна, поскольку указанный правовой акт признан утратившим (..) в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка в иске на Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» в части установления норматива штатной численности сотрудников технического надзора в размере один государственный инспектор на 3000 единиц автотранспорта, также не уместен, поскольку Постановление таковых требований не содержит.

В п. 2 вышеназванного Постановления есть только указание на то, что реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

2.4. Приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» установлены следующие нормативны штатной численности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений ГИБДД управлений (отделов, отделений) территориальных органов МВД России на районном уровне: 1 единица на 100 тысяч человек, но не менее одного инспектора в каждом горрайоргане.

Согласно информации, указанной в иске, численность населения города Сочи составляет 473205 человек.

С учетом изложенного, требования приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в приказе ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены.

2.5. Согласно приложению к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждению примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» устанавливаются следующие нормативы численности подразделения по исполнению административного законодательства: 1 сотрудник на 2,5 тысячи материалов, зарегистрированных и обрабатываемых в территориальном органе, содержащих сведения о наличии возбужденного или оконченного производства по делам об административных правонарушениях; 1 сотрудник на 650 обращений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в год.

В соответствии с информацией, указанной в обращении, в 2015 году рассмотрено 7659 административных материалов.

Следовательно, учитывая требования приказа МВД России , численность сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства в отделе ГИБДД УВД по г. Сочи более чем в 2 раза выше, чем предусмотрена вышеназванным правовым актом.

По вопросу законности приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О введении штатной единицы»

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О введении штатной единицы», которым в составе УВД по г. Сочи создан полк ДПС ГИБДД, никаким образом права, свободы и законные интересы истца не затрагивает и не нарушает ((..) не указывает на то, каким образом нарушает его права оспариваемый приказ), в связи с чем оснований для признания его незаконным в рамках административного судопроизводства не имеется.

Кроме того, согласно статье 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как видно из реквизитов приказа, с момента его издания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до момента обращения его в суд прошло более 1,5 лет.

Довод иска о том, что проведение оспариваемых организационно-штатных мероприятий противоречит требованиям п.п.2.2 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 790 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 356" необоснован, так как указанные требования распространяются на организационно-штатные мероприятия, проводимые до ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штатной численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации территориальных органов МВД России на региональном уровне, которые в Главном управлении были завершены в указанный выше срок.

Таким образом, требования названного выше приказа не распространены на оспариваемые организационно-штатные мероприятия.

В судебном заседании представитель УВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности (..) заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду также представила мотивированные письменные возражения, в которых отметила, что приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О введении штатной единицы», которым в составе УВД по г. Сочи создан полк ДПС ГИБДД, никаким образом права, свободы и законные интересы истца не затрагивает и не нарушает ((..) не указывает на то, каким образом нарушает его права оспариваемый приказ), в связи с чем оснований для признания его незаконным в рамках административного судопроизводства, учитывая положения статьи 218 КАС РФ, не имеется.

УВД по городу Сочи возражает против удовлетворения требования о приостановлении действия приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что такое приостановление не может быть осуществлено по причине уже состоявшейся реализации указанного приказа.

Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» сокращена численность отдела ГИБДД УВД по г. Сочи, штатное расписание изменено с момента вступления в (..) приказа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного приказа административному истцу, чья должность сокращена, вручено уведомление о предстоящем увольнении. Таким образом, невозможно приостановить действие приказа, который уже исполнен, а процедура, связанная с последствиями сокращения замещаемой (..) должности, не является организационно-штатным мероприятием, осуществленным оспариваемым приказом.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы административного дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (п. 2) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что оспариваемые административным истцом акты (приказы) могут быть признаны затрагивающими его права и свободы, когда они изданы о правах и обязанностях истца, создают ему препятствия к осуществлению его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, полномочия по осуществлению организационно-штатных мероприятий начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю подтверждаются положениями пункта 20 Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приказами министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации утверждаются, признаются утратившими (..) и вносятся изменения в штатные расписания МВД, ГУ МВД, УМВД, подчиненных территориальных органов МВД России, подчиненных учреждений (за исключением штатных расписаний, утверждаемых приказами МВД России), оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий МВД, ГУ МВД, УМВД.

Приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» сокращена численность отдела ГИБДД УВД по г. Сочи, штатное расписание изменено с момента вступления в (..) приказа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 12 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в структуре отдела может вводиться не более двух должностей заместителя начальника отдела, при этом вторая должность вводится при штатной численности отдела не менее 12 единиц и совмещается с должностью начальника входящего отделения.

Указанная норма устанавливает минимальный и максимальный предел и предполагает введение не более двух должностей заместителей начальника отдела в отделе, численностью не менее 12 единиц, то есть не является обязательным требованием по их введению.

В соответствии с п. 6 Типового положения об отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, отдел осуществляет свою деятельность непосредственно или через входящие в него подразделения (отделения, группы, направления) по следующим основным направлениям: организационно-аналитическая работа, дорожно-патрульная служба, исполнение административного законодательства, технический надзор, регистрационная работа, экзаменационная работа, дорожный надзор, пропаганда безопасности дорожного движения.

Таким образом, в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ отдел может осуществлять свою деятельность, как через вышеуказанные структурные подразделения, так и непосредственно. Прямой обязанности создания в отделе ГИБДД именно данных структурных подразделений в приказе МВД России г. не предусмотрено.

Приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» установлены следующие нормативы штатной численности сотрудников подразделений службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России:

государственный инспектор дорожного надзора:

1 единица на 1300 км автомобильных дорог, проходящих вне границ населенных пунктов поселений;

1 единица на 135 км автомобильных дорог, проходящих в границах населенных пунктов поселений.

Согласно сведениям Муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление автомобильных дорог» от ДД.ММ.ГГГГ общая протяженность муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения, включенных в состав имущества казны города Сочи (улично-дорожной сети) составляет 1009,2161 км.

По сведениям Сочинского филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» от ДД.ММ.ГГГГ протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Краснодарского края в границах муниципального образования город-курорт Сочи составляет 218,05 км.

По сведениям ФКУ Упрдор «Черноморье» от ДД.ММ.ГГГГ () протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, проходящих в границах Большого Сочи, составляет 329,181 км.

Таким образом, общая протяженность дорог города Сочи составляет порядка 1556,4471 км, соответственно, примерные нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения - 11,5 единиц.

Следовательно, нормативы численности государственных инспекторов дорожного движения в отделе ГИБДД УВД по г. Сочи приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены.

Приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» установлены следующие нормативны штатной численности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений ГИБДД управлений (отделов, отделений) территориальных органов МВД России на районном уровне: 1 единица на 100 тысяч человек, но не менее одного инспектора в каждом горрайоргане.

Согласно представленной информации, численность населения города Сочи составляет 473 205 человек.

С учетом изложенного, требования приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в приказе ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон о полиции) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для достижения поставленных задач полиция наделяется необходимыми полномочиями. Полномочия полиции определены в статье 13 Закона о полиции.

Согласно части 3 статьи 4 Закона о полиции руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. В части 3 статьи 4 Закона о полиции также закреплено, что руководители органов и подразделений внутренних дел несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Основными направлениями деятельности начальников органов внутренних дел по руководству полицией являются: а) определение задач и приоритетов в работе полиции, ее отдельных подразделений на основе анализа складывающейся оперативной обстановки и учета интересов органа внутренних дел в целом; б) координация работы различных структурных подразделений полиции между собой, а также с другими службами и подразделениями органа внутренних дел; в) правовое регулирование деятельности полиции; г) создание, реорганизация и ликвидация подразделений полиции; д) решение в установленном порядке вопросов назначения на должность и освобождения от должности сотрудников полиции, присвоения специальных званий, а также иных вопросов прохождения службы; е) санкционирование (утверждение) документов и действий, сопровождающих оперативно-служебную деятельность полиции; ж) осуществление контроля за деятельностью полиции; з) материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности полиции.

Функции такого руководства кроме ряда норм Закона о полиции определяются также Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, положениями о конкретном министерстве внутренних дел, управлении (главном управлении) внутренних дел МВД России по субъекту Российской Федерации, об отделе (управлении) внутренних дел МВД России по району, городу, иному муниципальному образованию, рядом других законодательных и иных нормативных правовых актов.

Полномочия руководителей также закреплены в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 249.

Анализ положений Закона о полиции, Типового положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что руководство полиции не наделено правом на вынесение решений (совершение действий), носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно, такими полномочиями не могут обладать и должностные лица ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Согласно приказу МВД РФ от 27.04.2011г. «Вопросы Главного управления МВД РФ по Краснодарскому краю» начальник Главного управления МВД России по Краснодарскому краю осуществляет руководство Главным управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач; организует деятельность Главного управления; утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления, о подчиненных органах и организациях; утверждает в установленном порядке штатные расписания Главного управления, подчиненных органов и организаций; создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на Главное управление задач и осуществления им своих полномочий; издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности Главного управления, подчиненных органов и организаций, обеспечивает контроль за их исполнением; отменяет в установленном порядке противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные руководителями (начальниками) подчиненных органов и организаций; и т.д.

Оспариваемые (..) приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях» и приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении штатной единицы» приняты начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пределах своей компетенции, они соответствуют требованиям приказов МВД РФ, регламентируют внутреннюю организацию работы органов и подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю, и не носят государственно-властный характер.

Доказательств обратному, административным истцом суду не представлено.

Поскольку оспариваемые приказы приняты начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями приказов МВД РФ, на основе единоначалия, прав и свобод истца не нарушают, то правовые основания для признания бездействия должностного лица заместителя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю – начальника УВД по г.Сочи при установленных обстоятельствах, отсутствуют.

Кроме того, в (..) пункта 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Установление судом факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений частей 5, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемый приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю «О введении штатной единицы» был издан ДД.ММ.ГГГГ, при этом административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законодательством срока.

О восстановлении пропущенного процессуального срока административный истец не заявлял.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления (..) об оспаривании приказов ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, о бездействии должностного лица по не принятию мер, и обязании внести соответствующие изменения в положения, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда, через Центральный районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ составлено и подписано с учетом праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.А. Круглов

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»