Дело № 2а-1527/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой А.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску товарищества собственников жилья «ТСН-2» к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «ТСН-2» обратилось в суд с административным иском к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании незаконным предписания № от 21 августа 2018 года.
В обоснование требований указано, что с 2004 года ТСЖ «ТСН-2» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Решением общего собрания членов ТСЖ «ТСН-2», оформленным протоколом № от 11 мая 2018 года внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в очно-заочной форме, разрешены следующие вопросы: 1. О выборе председателя, секретаря собрания с наделением их правом регистрации участников общего собрания, подсчета голосов, подписания протокола общего собрания собственников помещений и уведомлений, связанных с исполнением решений настоящего собрания. 2. О выборе Правления Товарищества и избрание из его состава Председателя Правления. 3. Приведение Устава Товарищества в соответствии с положением Гражданского кодекса РФ, положениями ФЗ от 5 мая 2014 № 99-ФЗ. 4. Об утверждении и регистрации новой редакции Устава Товарищества. 5. О смене наименования Товарищества. 6. О реализации программы. 7. Об установлении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. 8. О внесении платы за жилищно-коммунальные услуги (отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение) по единой квитанции на расчетный счет ТСЖ. 9. О выборе уполномоченного лица, из состава правления, на осуществление действий по уведомлению принятых собственниками решений. 10. Об определении места хранения протокола общего собрания и иных документов. По всем вопросам общее собрание приняло положительные решения. Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края была проведена проверка законности принятия решения, по результатам которой 21 августа 2018 года составлен акт проверки №, выдано предписание, которым на ТСЖ возложена обязанность в срок до 1 октября 2018 года провести общее собрание членов ТСЖ, на котором избрать правление ТСЖ, а также заседание правления ТСЖ, на котором избрать председателя из его членов. По результатам проверки сделаны выводы о том, что: 1) решение об избрании правления и председателя правления ТСЖ принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме; 2) в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие члены ТСЖ, обладающие менее чем 50 % голосов. Данные выводы противоречат положению ст. 145 ЖК РФ и Уставу ТСЖ. Просят признать незаконным предписание инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № от 21 августа 2018 года.
Представитель административного истца ТСЖ «ТСН-2» – ФИО1 в судебном заседании требования поддержал. Пояснил, что решением Чайковского городского суда от 19 сентября 2018 года, вступившим в законную силу, установлено, что решение общего собрания членов ТСЖ «ТСН-2», оформленным протоколом № от 11 мая 2018 года, принято в соответствии с действующим законодательством, при наличии кворума, недействительным не признано, в связи с чем предписание противоречит вступившему в законную силу решению суда.
Административный ответчик – Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края о месте и времени судебного заседания извещены, представителя в суд не направили, возражали против удовлетворения требований (л.д. 74-77).
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного контроля Пермского края, утвержденного Постановлением правительства Пермского края от 1 сентября 2014 года № 913-п, инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.
Инспекция для достижения своих целей выполняет следующие функции осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), а именно требований к: созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов (п. 3.1.1); организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (3.1.3); принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (3.1.4).
Инспекция имеет право в пределах своей компетенции проводить внеплановые проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае поступления в адрес Инспекции в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня (4.3); выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (4.4); составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (4.8).
Действия (бездействие) должностных лиц Инспекции могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством (п. 5.8).
Обязанность доказывания соответствия закону принятых решений лежит на должностном лице.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно протоколу № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> Товарищества собственников жилья «ТСЖ-2» от 11 мая 2018 года, проведенного в очно-заочной форме с 22 апреля 2018 года по 10 мая 2018 года, повестка дня: 1. О выборе председателя, секретаря собрания с наделением их правом регистрации участников общего собрания, подсчета голосов, подписания протокола общего собрания собственников помещений и уведомлений, связанных с исполнением решений настоящего собрания. 2. О выборе Правления Товарищества и избрание из его состава Председателя Правления. 3. Приведение Устава Товарищества в соответствии с положением Гражданского кодекса РФ, положениями ФЗ от 5 мая 2014 № 99-ФЗ. 4. Об утверждении и регистрации новой редакции Устава Товарищества. 5. О смене наименования Товарищества. 6. О реализации программы. 7. Об установлении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД. 8. О внесении платы за жилищно-коммунальные услуги (отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение) по единой квитанции на расчетный счет ТСЖ. 9. О выборе уполномоченного лица, из состава правления, на осуществление действий по уведомлению принятых собственниками решений. 10. Об определении места хранения протокола общего собрания и иных документов. По 1 вопросу принято решение об избрании председателя собрания, секретаря собрания с наделением их правом регистрации участников общего собрания, подсчета голосов, подписания протокола общего собрания собственников помещений и уведомлений. По 2 вопросу избран новый состав правления и председатель правления. По 3 вопросу принято решение о приведении Устава в соответствие. По 4 вопросу принято решение утвержден Устав в новой редакции. По 5 вопросу принято решение об изменении наименования товарищества на ТСЖ «ТСН-2». По 6 вопросу принято решение вступить в программу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. По 7 вопросу принято решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества. По 8 вопросу принято решение о внесении платы за коммунальные услуги (отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, электроснабжение) по единой квитанции на расчетный счет ТСЖ. По 9 вопросу принято решение принято решение о выборе уполномоченного представителя. По 10 вопросу принято решение о месте хранения протокола и иных документов (л.д. 22-36).
Решением Чайковского городского суда Пермского края от 19 сентября 2018 года отказано в удовлетворении иска о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленное протоколом № от 11 мая 2018 года. Данным решением установлено, что при проведении собрания кворум состоялся, решение принято в соответствии с действующим законодательством (л.д. 53-63).
Решение вступило в законную силу 17 декабря 2018 года.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
21 августа 2018 года ИГЖН проведена проверка в отношении ТСЖ «ТСН-2», выявлены нарушения: 1) решение об избрании правления ТСЖ «ТСН-2», председателя правления ТСЖ «ТСН-2» принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме; в общем собрании, проведенном в форме очно-заочного голосования в период с 22 апреля 2018 года по 10 мая 2018 года, приняли участие члены товарищества, обладающие менее чем 50 % голосов от общего числа голосов членов товарищества (л.д. 6-9).
На основании акта проверки выдано предписание № от 21 августа 2018 года, в котором ТСЖ «ТСН-2» предписано провести общее собрание членов ТСЖ «ТСН-2» по избранию членов правления ТСЖ «ТСН-2», а также заседание правления ТСЖ «ТСН-2» по избранию председателя правления ТСЖ «ТСН-2» из числе членов правления, избранных с соблюдением жилищного законодательства. Срок устранения нарушений до 1 октября 2018 года. ТСЖ предупреждено об административной ответственности за неисполнение предписания (л.д. 10).
Согласно ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1). К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: 1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий; 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; 5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; 8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; 8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок); 8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества; 8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; 9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества; 13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч. 2). Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов (ч. 3). Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества (ч. 4).
Согласно ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (ч. 1). Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года (ч. 2). Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (ч. 3).
Уставом ТСЖ «ТСЖ-2», утвержденного на общем собрании собственников жилья протокол № от 17 августа 2004 года, действовавшем на момент вынесения предписания, установлено, что органами управления товарищества являются: общее собрание членов товарищества; правление товарищества (п. 11.1). Высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов (п. 11.2). К исключительной компетенции общего собрания относится решение следующих вопросов: избрание правления и ревизионной комиссии, переизбрание председателя и освобождение его от полномочий (п. 12.7.8). Такое же положение установлено п. 14.1 Устава (л.д. 11-21).
Исходя из вышеизложенного следует, что выводы Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о наличии нарушений не соответствуют действительности, так вывод об отсутствии кворума при проведении собрания в очно-заочной форме опровергается вступившим в законную силу решением суда, вывод о том, что избрание председателя Товарищества на общем собрании членов товарищества несоответствующим ЖК РФ, необоснован, поскольку действующим законодательством установлена возможность избрания председателя правления на общем собрании членов товарищества, если такое положение установлено в Уставе товарищества, на момент проведения собрания 11 мая 2018 года действовал устав 2014 года, в котором установлено, что избрание председателя относится к исключительной компетенции общего собрания.
Таким образом, судом установлено, что Предписание № от 21 августа 2018 года основано на неверном толковании законодательства и не соответствует ЖК РФ.
Поскольку неисполнение предписания уполномоченного органа влечет административную ответственность, данным предписанием безусловно нарушаются права административного истца, поскольку существует вероятность незаконного привлечения лица к административной ответственности при отсутствии вины.
Исходя из вышеизложенного требования административного истца о признании незаконным предписания № от 21 августа 2018 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск товарищества собственников жилья «ТСН-2» удовлетворить.
Признать незаконным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края № от 21 августа 2018 года о проведении общего собрания членов ТСЖ «ТСН-2» по избранию правления ТСЖ «ТСН-2», а также заседание правления ТСЖ «ТСН-2» по избранию председателя правления ТСЖ «ТСН-2» из числа членов правления, избранных с соблюдением требований жилищного законодательства в срок до 01 октября 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29.12.2018 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья И.Е. Коновалова
Секретарь судебного заседания:
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-1527/2018
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края