Дело №2а-1528/2016 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Севастополь 12 апреля 2016 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Федотовой С.В. с участием истца – Боунегру Л.П., представителя ответчика – Яровой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Боунегру Л.П. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, обязании осуществить определенные действия, УСТАНОВИЛ: 16.03.2016 г. Боунегру Л.П. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, просит признать незаконным решение межведомственной комиссии об отказе в переводе нежилого помещения в жилое; обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя осуществить перевод нежилого помещения № по <адрес> в жилое; признать помещения № общей площадью 35,8 кв.м по адресу: <адрес> образующими квартиру и пригодными для постоянного проживания. Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником помещений № по <адрес>. Данные помещения приобретались истцом как квартира для постоянного проживания на основании договора об участии в долевом строительстве. После получения свидетельства о праве собственности и технического паспорта на помещения истцу стало известно, что она владеет помещением в административно-производственном здании, а не квартирой, как прописывалось в договоре, вследствие чего истец не смогла зарегистрироваться в указанной квартире, а также лишена возможности провести газ. После неоднократных и безрезультатных обращений к застройщику решить вопрос о переводе помещений из нежилые в жилые истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с соответствующим заявлением. Истцом были предоставлены все необходимые документы, указанные в статье 23 ЖК РФ, а также предоставлен технический отчет ООО «Строительный инжиниринг» об обследовании нежилых помещений № по <адрес>, согласно которому помещения № по <адрес> образуют квартиру и являются пригодными для жилья. Однако Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в переводе из нежилого помещения в жилое истцу было отказано без объяснения конкретных причин, как того требует ст. 24 ЖК РФ, в ответе сослались лишь на общие формулировки жилищного и градостроительного законодательства. Истец считает, что ей незаконно отказано в переводе нежилого помещения в жилое, в нарушение ст. 24 ЖК РФ отказ был немотивированным, в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд с данным иском. В судебном заседании истец иск поддержала по указанным основаниям. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, пояснила, что по результатам рассмотрения представленных заявителем документов установлено, что согласно предоставленному свидетельству о праве собственности шестиэтажное здание № в <адрес> является административно-производственным. Таким образом, перевод комплекса помещений № в доме № по <адрес> в жилое помещение противоречит требованиям законодательства о градостроительной деятельности, земельному законодательству и влечет за собой возникновение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8. главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению». 02.10.2015 года на основании ч. 4 п. 19 Административного регламента было вынесено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. Основанием отказа указан п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ - несоблюдение предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения (несоответствие требований законодательства о градостроительной деятельности). Представитель ответчика также обращала внимание, что обжалуемое истцом уведомление соответствует форме, Утвержденной Правительством Российской Федерации от 10.08.2005 №502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое помещение)» и входит в перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, установленных в п. 15 Административного регламента. Кроме того, представитель ответчика указывала, что ответ на обращение Боунегру Л.П. от 27.10.2015 г. был дан в установленные законом сроки и направлен простой корреспонденцией посредством почтовой связи «Почта России». Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 03.10.2013 г. Боунегру Л.П. принадлежит нежилое помещение № второго этажа административно-производственного здания по адресу: <адрес> (л.д.30). Как усматривается из технического обследования ООО «Строительный инжиниринг» нежилых помещений № по <адрес> (л.д.9-22) нежилые помещения № по <адрес> образуют квартиру и являются пригодными для постоянного проживания. В сентябре 2015 года Боунегру Л.П. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя за предоставлением государственной услуги по административному регламенту «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденному распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № 15 от 05.06.2015 (далее - Административный регламент), предоставив пакет документов, что не оспаривается сторонами. По результатам рассмотрения представленных документов на объект «<адрес>» ответчиком установлено, что согласно предоставленному свидетельству о праве собственности шестиэтажное здание № в <адрес> является административно-производственным. На основании чего ответчиком сделан вывод, что при таких обстоятельствах перевод комплекса помещений № в доме <адрес> в жилое помещение противоречит требованиям законодательства о градостроительной деятельности, земельному законодательству и влечет за собой возникновение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8. главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению». 02.10.2015 года на основании ч. 4 п. 19 Административного регламента было вынесено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. Основанием отказа указан п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации - несоблюдение предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (несоответствие требований законодательства о градостроительной деятельности) (л.д.8). При этом уведомление от 02.10.2015 г., направленное Боунегру Л.П., соответствует форме, Утвержденной Правительством Российской Федерации от 10.08.2005 №502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое помещение)» и входит в перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, установленной в п. 15 Административного регламента. С учетом изложенного суд соглашается с ответчиком, оценивает его действия соответствующими закону, а потому не усматривает оснований для удовлетворения иска Боунегру Л.П. в части признания незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. Кроме того, истец просит обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя осуществить перевод нежилого помещения № I-68-I-70, расположенного по адресу: <адрес> в жилое. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент — это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В свою очередь, государственная услуга — это деятельность по реализации функций (в данном случае) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. В соответствии с общими принципами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также положениями самого Административного регламента предусмотрена возможность повторного обращения заявителя за получением государственной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа. Для того, чтобы в данном случае перевести нежилое здание в жилое необходимо изменить целевое назначение земельного участка, поскольку нецелевое назначение земли противоречит градостроительному законодательству. Согласно п.п. 1,3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения). К градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно п. 1 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). При существующих обстоятельствах перевод нежилого помещения № по <адрес> в жилое невозможен, поскольку согласно п. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска. На основании изложенного, руководствуясь ст. 14, 62, 111, 227 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Боунегру Л.П. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, обязании осуществить определенные действия отказать. Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 18.04.2016 года. Судья – подпись Копия верна: Судья Ленинского районного суда города Севастополя О.И. Фисюк |