ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1528/2021 от 30.09.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1528/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Бегияна А.Р.,

при секретаре Талышовой Р.С.,

с участием: представителя административного истца Альбищенко Д.С. на основании доверенности Семихина М.В.

представителя административного ответчика Правительства Тверской области на основании доверенности Суязовой А.В., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Терской области на основании доверенности Кузьменко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2021 года в городе Твери административное дело по административному иску Альбищенко Д.С. к Правительству Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, возложении обязанности рассмотреть указанное ходатайство,

установил:

Альбищенко ДС. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в нерассмотрении ходатайства административного истца от 17 мая 2021 года о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что 17 мая 2021 года административный истец подал в Правительство Тверской области ходатайство о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельного участка». В ходатайстве указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадь – <данные изъяты> кв.м.

Двухмесячный срок, предусмотренный Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для рассмотрения ходатайства истек 17 июля 2021.

Из Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области он получил некое письмо от 13 июля 2021 года №01-07/8097-ИЖ, в котором указано, что ходатайство будет рассмотрено на заседании межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области.

Непосредственно от административного ответчика никакого ответа на поданное ходатайство административный истец не получил вообще.

Административный истец просит признать незаконным и нарушающим его права бездействие Правительства Тверской области, выразившееся в нерассмотрении ходатайства от 17 мая 2021 года. Возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть ходатайства Альбищенко Д.С. от 17 мая 2021 года.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 07 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании административный истец не явился, обеспечил участие своего представителя Семихина М.В., который поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Тверской области Суязовой А.В., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко А.В., действующая на основании доверенности, также возражала в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Заслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассмотрение обращений о переводе земельного участка из одной категории в другую осуществляется в порядке, установленном Регламентом организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденным распоряжением Правительства от 16 ноября 2011 года № 262-рп.

Согласно пункту 4 Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В соответствии с пунктом 5 Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в обосновании перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, связанного с размещением объектов капитального строительства, рекомендуется указывать: цель перевода земельного участка (наименование инвестиционного проекта, предполагаемого к реализации); предполагаемую площадь застройки; краткое описание объектов капитального строительства, в том числе размер санитарно-защитных зон, планируемых к размещению объектов в рамках планируемой застройки, предполагаемые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства; обоснование необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, несовместимого с нахождением в составе фактической категории земель, а также обоснование отсутствия иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для испрашиваемых целей; финансово-экономическое обоснование реализации проекта, включающее в себя предполагаемый объем инвестиций с разбивкой по периодам инвестирования; количество создаваемых рабочих мест, предполагаемый средний уровень заработной платы, ожидаемый объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тверской области с разбивкой по видам налогов; информацию об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов по месту нахождения организации, в интересах которой выступает заинтересованное лицо, а также по месту нахождения земельного участка (на дату обращения с ходатайством).

Как следует из пунктов 7-10 Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков, в составе таких земель из одной категории в другую поступившие в Правительство Тверской области ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство. Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона № 172-ФЗ. В случае если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо либо заинтересованным лицом приложены документы, состав, форма или содержание (в том числе в случае отсутствия обоснования перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую) которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, Министерство в течение тридцати дней со дня поступления ходатайства в Правительство Тверской области отказывает в рассмотрении данного ходатайства и возвращает его заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. В случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее также – Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии.

В ст. 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указано, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

При этом в силу положений ч. 4 ст. 3 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Продление сроков рассмотрения ходатайств в соответствии ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» законом не предусмотрено.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.

Согласно ч. 15 ст. 13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года № 262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент).

В силу п. 3 Регламента ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - ходатайство) подается заинтересованным лицом в Правительство Тверской области.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

Согласно п. 7 Регламента поступившие в Правительство Тверской области ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства Тверской области направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (п. 8).

Пунктом 10 Регламента установлено, что в случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (далее также - Комиссия) ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии.

По итогам подготовки рецензии с учетом сроков, необходимых для их рассмотрения, Министерство направляет председателю Комиссии заявку с предложением в план по мероприятиям, совещаниям и встречам с приложением рецензий (п. 12).

Административному истцу Альбищенко Д.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

17 мая 2021 года административный истец Альбищенко Д.С. обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельного участка. К заявлению административным истцом был приложен необходимый перечень документов.

При отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ оснований для отказа в рассмотрении ходатайства административного истца данное ходатайство должно было быть рассмотрено административным ответчиком не позднее 17 июля 2021 года с принятием одного из следующих решений: акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Данная обязанность в нарушение ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ административным ответчиком не была исполнена вплоть до настоящего времени.

Допустимых доказательств обратному административный ответчик суду не представил.

Таким образом, бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении ходатайства Альбищенко Д.С., является незаконным и нарушило право административного истца на получение в установленный в Законе № 172-ФЗ срок результата рассмотрения поданного им ходатайства.

При таких обстоятельствах, следует признать незаконным и нарушающим права Альбищенко Д.С. бездействие Правительства Тверской области, выразившееся в нерассмотрении ходатайства от 17 мая 2021 года.

Поскольку до настоящего времени административный ответчик, в нарушение ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ, не рассмотрел ходатайство от 17 мая 2021 года, подлежат удовлетворению требования Альбищенко Д.С. о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть его ходатайство от 17 мая 2021 года.

Пре подачи административного иска административным истцом оплачена госпошлина в сумме 300 рублей, что подтверждено чек-ордером от 06 августа 2021 года.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (пункт 1 статьи333.16 НК РФ).

Федеральный законодатель, разрешая в Налоговом кодексе РФ вопросы государственной пошлины, освободил от её уплаты государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков (подпункт 19 пункта 1 статьи333.36 НК РФ).

При этом Налоговый кодекс РФ, определяя размер и порядок уплаты государственной пошлины, не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Частью 1 статьи 111 Кодекса определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.

Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.

Таким образом, предоставление государственным органам льготы по уплате государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, не освобождает их от возмещения судебных расходов по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с изложенным, в пользу административного истца подлежит взысканию с административного ответчика, как с проигравшей стороны, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Альбищенко Д.С. к Правительству Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным и нарушающим права Альбищенко Д.С. бездействие Правительства Тверской области, выразившееся в нерассмотрении ходатайства Альбищенко Д.С. от 17 мая 2021 года о переводе земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, из одной категории в другую.

Возложить на Правительство Тверской области обязанность рассмотреть ходатайство Альбищенко Д.С. от 17 мая 2021 года о переводе земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, из одной категории в другую.

Взыскать с Правительства Тверской области в пользу Альбищенко Д.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Р. Бегиян

Решение в окончательной форме принято 06 октября 2021 года

Дело № 2а-1528/2021